» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Таскинбайкызы Жанаргул, старший преподаватель
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Зарубежный опыт эффективного государственного управления экономикой страны

Статья просмотрена: 85 раз
Дата публикации: 4.05.2022

УДК 351.71

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ СТРАНЫ

Таскинбайкызы Жанаргул

старший преподаватель кафедры «Менеджмент»

Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш.Есенова, Казахстан, г. Актау

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию определения экономической модели, условий оптимальной реализации преобразований в системе государственного управления. Представлены анализ теоретических аспектов государственного управления и исследование фактического развития государственного управления в зарубежных странах.

Ключевые слова: экономика, модель государственного регулирования, государство, социальная политика

 

Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления [1].

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них: рыночная экономика, которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику, и административно-командная система [2].

В зависимости от степени, уровня, роли и характера государственного регулирования экономики и масштабности решаемых при этом социальных задач, различают несколько моделей государственного регулирования экономики: американскую, японскую, немецкую, французскую, шведскую, характерные особенности которых приведены на рисунке 1.

Для того чтобы понять, как проходили дерегуляционные реформы в реальной жизни, необходимо обратиться к конкретному страновому опыту. Поэтому необходимо рассмотреть все эти модели.

Немецкая модель государственного регулирования экономики. Модель социального рыночного хозяйства ФРГ сформировалась в послевоенной германии в результате хозяйственной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Л.Эрхард.

В экономике Германии государству отведены, главным образом, регулирующие функции в интересах обеспечения свободы конкуренции, устойчивости цен, высокой занятости, внешнеэкономической динамики и сбалансированности [3].

Рисунок 1. Характерные особенности моделей государственного регулирования экономики

Государственное влияние на развитие отдельных отраслей и экономики осуществляется с помощью инструментов налоговой, кредитно-финансовой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, а также политики в сфере занятости. Правительство ФРГ основное внимание уделяет росту экономики и занятости населения.

Центральная задача экономической политики государства – сокращение безработицы. Ключ к обеспечению большей занятости лежит в увеличении объёма инвестиций и в инновациях, создающих перспективные рабочие места. Цель – создать большее количество  рабочих мест, открыть перспективы в сфере занятости.

Регулирующие функции в области экономики от имени государства выполняют ряд министерств и ведомств ФРГ и, в первую очередь, Федеральное министерство экономики и технологий, Министерство финансов и Министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии [4].

Помимо указанных министерств в экономическом блоке регулирующие функции государства несут и другие федеральные ведомства, в том числе, Федеральное министерство транспорта, строительства и жилищного хозяйства, Федеральное министерство по защите окружающей среды, природы и безопасности ядерной энергетики, и, частично, Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии. Кроме того, есть ряд федеральных государственных и полугосударственных ведомств и организаций, которые выполняют функции регулирования или содействия немецкой экономике.

Таким образом, цель Федерального правительства Германии заключается в том, чтобы улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии, в основе которой должна быть обеспечена свободная конкуренция.

Французская модель государственного регулирования экономики. Важнейшей формой проявления государственного регулирования экономики во Франции является планирование.

Французская система планирования   -   своеобразный продукт рыночной экономики. Формированием стратегических планов и текущих прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, который подчиняется непосредственно премьер-министру.

Планирование, утверждающееся «снизу», базируется  на принципах консультирования и согласования и включает в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей, профсоюзов, союзов потребителей и др. Согласно рассматриваемой системе, план рождался в результате многоступенчатых итераций, и в консенсусе его реализации были заинтересованы все участники. Вместе с тем плановые показатели не являлись директивными, а выступали, прежде всего, в качестве экономических индикаторов – носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре[5].

Помимо планирования, государственное регулирование экономики во Франции осуществляется посредством контроля над ценами, налоговой системой, кредитно-денежного регулирования, контроля за оплатой труда, политикой ускоренной амортизации и др.

Государство регулирует цены на товары и услуги, которые производятся монопольными продавцами или когда у потребителей нет достаточного выбора вариантов.

Центральное место во Франции в системе государственного регулирования развития экономики занимает налоговая система. Налоговая система Франции предусматривает строгое разделение налогов на поступления в центральные и местные бюджеты. К основным налогам относятся: прогрессивный подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, на добавленную стоимость и налоги акцизного характера (на нефтепродукты, табак и др.).

Налоговая политика по Франции учитывает темпы развития, прогрессивность отраслевой структуры, экономическое положение регионов, уровень инфляции, безработицу и прочие факторы.

Особая значимость во Франции придается развитию конкуренции. Роль государства проявляется в поощрении создания малых предприятий.

Большинство малых предприятий в силу инновационного характера своей деятельности работают в режиме повышенного риска. Мировая практика свидетельствует, что до 90% вновь образованных малых предприятий «прогорают» в течение первых 5 лет. Поэтому для ускоренного развития малых форм бизнеса требуется экономическая помощь со стороны государства[6].

Основными формами государственного содействия малому бизнесу во Франции являются помощь в получении долгосрочных и краткосрочных займов, предоставление налоговых льгот, развитие системы гарантий и страхование кредитов, обеспечение коммерческой информацией, установление законодательных гарантий по предотвращению полного банкротства, выделение специалистов для координации деятельности малых предприятий, повышение квалификации управленческого персонала.

Шведская модель государственного регулирования экономики.Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государства. Этот термин появился еще в конце 60-х гг., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе.

Шведская модель исходит из того, что в политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов.

Из всех западных национальных вариантов социальной политики шведский вариант в наибольшей мере характеризуется универсальностью и всеобщностью социального обеспечения и страхования. Он наиболее отвечает понятию «государство всеобщего благосостояния», что заключается во внерыночном характере предоставления социальных услуг. Здесь нет непосредственной зависимости между правом на социальную защиту и специальными взносами на ее обретение.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда[7].

Проведенный анализ развития систем государственного управления позволяет утверждать, что общее направление развития государственного управления, при всей уникальности и неповторимости национальных  правительственных структур, все-таки существует. Как было отмечено еще в законе Вагнера, рост экономики вызывает изменение потребностей в услугах государства. Именно общность социально-экономического развития, от аграрного к индустриальному и постиндустриальному обществу, обусловила характер развития систем государственного управления - от  создания министерств сельского хозяйства и внутренних дел к организации управления промышленностью и социальной сферой, а затем - к обеспечению устойчивого развития и предоставлению широкого спектра услуг.



Список литературы:

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М.: Юрид. лит. - 2017.
  2. Андрианов В.Д. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии // Общество и экономика. - 2015, – № 12. - 117–129 с.
  3. Василенко И.А. Административно–государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие для вузов. М.: Логос. - 2017.
  4. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. М.:Аспект. – Пресс. – 2014.
  5. Лобанов В.В. Государственное управление и общественная политика. Учебное пособие. - М.: Питер. – 2004.
  6. Шамхалов Ф.И. Теория государственного управления. М.: Экономика, 2015.
  7. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ-ВШЭ. - 2016.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: