» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Тропина Наталья Вячеславовна, Учитель математики
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Введение элементов экономики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья при решении задач на уроке математики

Статья просмотрена: 94 раз
Дата публикации: 28.04.2022

УДК  510.2

ВВЕДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИКИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ

Тропина Наталья Вячеславовна

учитель математики

ГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа – интернат», Нижегородская область, Лысковский район, с. Чернуха

 

Аннотация. Уроки  математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования  личности и недостатков познавательной деятельности, готовит учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке  своего и чужого труда и социальных действий государства.

Ключевые слова: экономические понятия, элементы экономики, межпредметные связи, индивидуальный подход, экономическая и потребительская культура.

 

Тема педагогического опыта «Введение элементов экономики в обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики»   реализует главные направления педагогической деятельности в коррекционной школе: коррекционная направленность, развитие познавательной деятельности, элементарные экономические знания и формирование навыков экономической жизни.   

Цель – формирование  математических знаний, представлений, имеющих предметно – практическую направленность, способствующих успешности выпускников коррекционной школы в самостоятельной жизни.

Задачи:  

1.         создание  системы математических знаний, умений и навыков, формирование имеющих предметно – практическую направленность;

2.         формирование элементарных экономических знаний.   

Система математических знаний в совокупности со знаниями, умениями и навыками, приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников к   самостоятельной жизни. Успешное освоение программного материала по математике способствует социализации учащихся  на всех уровнях.

Выпускники коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жесткими условиями выживания, чем выпускникам массовой школы из – за ограниченных возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков неквалифицированных  рабочих и других обстоятельств. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как правило, ничтожно мало. Нередко дети переносят в свою жизнь негативный опыт своих родителей. Специальная коррекционная школа должна готовить учеников к адекватному восприятию действительности и  преодолению экономических  трудностей. Предмет математика является необходимой частью подготовки учащихся  к самостоятельности, их адаптации к современным экономическим условиям, независимой  жизни экономически самостоятельного человека.

Каждому выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это формирование своего бюджета, расчет возможности покупок, приобретение билетов на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся, их интеграции в общество. При решении арифметических задач создаются условия, которые моделируют жизненные ситуации.

Реализация педагогической технологии в преподавании  математики детям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть организован таким образом, что ребенок не только осваивает учебный материал по предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и умения, включенные в разделы математики, делают урок более практичным. При этом выделяются дополнительные задачи уроков: раскрывается экономическая суть вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений; формируются экономические понятия; обогащается и активизируется словарный запас; происходит имитация включения в самостоятельную жизнь; моделируется трудовая деятельность; происходит начальный этап социализации.

В активный словарь учащихся вводятся понятии: «тарифы», «льготы», «абонентская плата» «субсидия», «пени», «себестоимость», «договор», «кабельное телевидение»и т.д. Вводимые термины могут меняться в зависимости от места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий составляется задача. Задачи формируются по уровням, при  их решении используется индивидуальный подход. Для учащихся с другими психофизическими и интеллектуальными возможностями подбираются задачи с меньшем количеством действий, но также имеющих характер социально – бытовых задач, например, совершение 3-4 покупок в магазине,  или определение размера совокупного дохода семьи при разном  количестве работающих. При решении таких задач дети проявляют большую заинтересованность, появляется дополнительная мотивация к изучению предмета.

При формировании межпредметной связей мы ссылаемся на уроки социально – бытовой ориентировки и профессионально – трудового обучения, поскольку предмет «экономика» в коррекционной школе не изучается. Интеграция расширяет сферы получаемой информации, происходит сближение содержательной и функциональной сторон обучения.

Методика решения экономических задач для коррекционной школы отличается детализацией. Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых программ, для решения более сложных экономических задач создается алгоритм в форме технологической карты.

Введение элементов экономики в обучение детей с ОВЗ при решении задач на уроках математики помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, что в известной степени обеспечило их жизнестойкость в современных социально – экономических условиях. С помощью  предметно – практической направленности урока создаются адекватные представления об экономической действительности, обеспечивается разумное потребительское поведение.

Хочу отметить, что введение элементов экономики в учебный процесс полезно всем тем  подросткам, у кого по различным причинам возникают трудности в приобретении социально- экономического опыта: это в первую очередь дети – сироты, а также опекаемые и интернированные дети, чей стереотип потребительского поведения сформирован государственным обеспечением их жизнедеятельности.

Уроки  математики с элементами экономики способствуют коррекции процесса формирования  личности и недостатков познавательной деятельности, готовит учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке  своего и чужого труда и социальных действий государства.



Список литературы:

  1. Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с. , с. 35.
  2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
  3. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. – М.:Изд. НЦ ЭНАС, 2004. – 184 с., с. 24.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5—9 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М: Просвещение, 2009.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: