» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022
Автор: Тропина Наталья Вячеславовна, Учитель математики
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Введение элементов экономики в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья при решении задач на уроке математики
Дата публикации: 28.04.2022
УДК 510.2
ВВЕДЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТОВ ЭКОНОМИКИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПРИ
РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ
Тропина Наталья Вячеславовна
учитель математики
ГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская школа – интернат», Нижегородская область, Лысковский район, с. Чернуха
Аннотация.
Уроки математики с элементами экономики
способствуют коррекции процесса формирования
личности и недостатков познавательной деятельности, готовит учащихся и
воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий
государства.
Ключевые
слова: экономические понятия, элементы экономики, межпредметные связи, индивидуальный подход, экономическая и
потребительская культура.
Тема
педагогического опыта «Введение элементов экономики в обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья на уроках математики» реализует главные направления педагогической
деятельности в коррекционной школе: коррекционная направленность, развитие познавательной
деятельности, элементарные экономические знания и формирование навыков
экономической жизни.
Цель –
формирование математических знаний,
представлений, имеющих предметно – практическую направленность, способствующих
успешности выпускников коррекционной школы в самостоятельной жизни.
Задачи:
1. создание системы математических знаний, умений и
навыков, формирование имеющих предметно – практическую направленность;
2. формирование
элементарных экономических знаний.
Система
математических знаний в совокупности со знаниями, умениями и навыками,
приобретёнными учащимися на других уроках, способствует подготовке выпускников
к самостоятельной жизни. Успешное
освоение программного материала по математике способствует социализации
учащихся на всех уровнях.
Выпускники
коррекционных школ в самостоятельной жизни часто оказываются социально
беспомощными. Им приходится сталкиваться с более жесткими условиями выживания, чем
выпускникам массовой школы из – за ограниченных
возможностей здоровья, конкуренции на рынке труда, низких заработков
неквалифицированных рабочих и других
обстоятельств. Участие семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни, как
правило, ничтожно мало. Нередко дети переносят в свою жизнь негативный опыт
своих родителей. Специальная коррекционная школа должна готовить учеников к
адекватному восприятию действительности и
преодолению экономических
трудностей. Предмет математика является необходимой частью подготовки
учащихся к самостоятельности, их
адаптации к современным экономическим условиям, независимой жизни экономически самостоятельного человека.
Каждому
выпускнику придётся столкнуться со многими экономическими задачами. Это
формирование своего бюджета, расчет возможности покупок, приобретение билетов
на транспорт и т.д. Привитие элементарной экономической грамотности является
одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации
учащихся, их интеграции в общество. При решении арифметических задач создаются
условия, которые моделируют жизненные ситуации.
Реализация
педагогической технологии в преподавании
математики детям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно
принципу коррекционной направленности в учебном процессе, урок должен быть
организован таким образом, что ребенок не только осваивает учебный материал по
предмету, но и получает дополнительные знания и навыки. Экономические знания и
умения, включенные в разделы математики, делают урок более практичным. При этом
выделяются дополнительные задачи уроков: раскрывается экономическая суть вопросов
быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений; формируются
экономические понятия; обогащается и активизируется словарный запас; происходит
имитация включения в самостоятельную жизнь; моделируется трудовая деятельность;
происходит начальный этап социализации.
В
активный словарь учащихся вводятся понятии: «тарифы», «льготы», «абонентская
плата» «субсидия», «пени», «себестоимость», «договор», «кабельное телевидение»и т.д. Вводимые термины могут меняться в зависимости от
места жительства и семейных условий учащихся. С каждым из этих понятий
составляется задача. Задачи формируются по уровням, при их решении используется индивидуальный
подход. Для учащихся с другими психофизическими и
интеллектуальными возможностями подбираются задачи с меньшем количеством
действий, но также имеющих характер социально – бытовых задач, например, совершение
3-4 покупок в магазине, или определение
размера совокупного дохода семьи при разном
количестве работающих. При решении таких задач дети проявляют
большую заинтересованность, появляется дополнительная мотивация к изучению
предмета.
При
формировании межпредметной связей мы ссылаемся на уроки социально – бытовой
ориентировки и профессионально – трудового обучения, поскольку предмет
«экономика» в коррекционной школе не изучается. Интеграция расширяет сферы
получаемой информации, происходит сближение содержательной и функциональной
сторон обучения.
Методика
решения экономических задач для коррекционной школы отличается детализацией.
Для решения каждой задачи организуется обучение в режиме пошаговых программ,
для решения более сложных экономических задач создается алгоритм в форме
технологической карты.
Введение
элементов экономики в обучение детей с ОВЗ при решении задач на уроках
математики помогает выпускникам достичь элементарного уровня экономической и
потребительской культуры, что в известной степени обеспечило их жизнестойкость
в современных социально – экономических условиях. С помощью предметно – практической направленности урока
создаются адекватные представления об экономической действительности,
обеспечивается разумное потребительское поведение.
Хочу
отметить, что введение элементов экономики в учебный процесс полезно всем
тем подросткам, у кого по различным
причинам возникают трудности в приобретении социально- экономического опыта:
это в первую очередь дети – сироты, а также опекаемые и интернированные дети,
чей стереотип потребительского поведения сформирован государственным
обеспечением их жизнедеятельности.
Уроки математики с элементами экономики
способствуют коррекции процесса формирования
личности и недостатков познавательной деятельности, готовит учащихся и
воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда и социальных действий
государства.
Список литературы:
- Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида: пособие для учителя/ В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с. , с. 35.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8-го вида. – М.:Изд. НЦ ЭНАС, 2004. – 184 с., с. 24.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5—9 классы /Под редакцией И.М. Бгажноковой. – М: Просвещение, 2009.
Комментарии: