» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Аксенова Светлана Николаевна Орешина Ирина Леонидовна, воспитатель, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 148 раз
Дата публикации: 27.04.2022

УДК: 373.24

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШНГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аксенова Светлана Николаевна

Орешина Ирина Леонидовна

воспитатели, МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития логического мышление и особенности его развития на разных возрастных этапах, акцентом является развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте.

Ключевые слова: мышление, логическое мышление, психологические процессы, умственное развитие.

 

Мышление – это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей. Такому механизму мышления присущи активность и саморегуляция [3].

Понятие «мышление» в психолого-педагогической литературе рассматривается с разных точек зрения. По утверждению Л.С. Выготского, мышление ребенка – это не спонтанный процесс, а процесс освоения ребенком системы знаний в общении со взрослыми и в постоянном использовании своих умственных способностей [1].

Мышление является предметом исследования философов, психологов, физиологов и специалистов других областей знания. Реализация системно - деятельностного подхода в современной общеобразовательной школе, компетентностного подхода в высшей школе определяют необходимым условием развитие обучающихся и овладение ими универсальными учебными действиями и компетенциями, связанными с развитием мышления. В чем реализуется это требование рассмотрим в данной работе. Кроме того, осуществим анализ психологических теорий мышления, которые являются основанием в формировании мыслительных способностей обучающихся и позволяют выявить дидактические средства познания. Развитие детского мышления невозможно без общего умственного развития. В ряде психологических исследований установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста достаточно высок по сравнению с 8 более поздними возрастными периодами. Любые ошибки, допущенные в умственном развитии в период дошкольного детства, фактически трудно устраняются, пополняются в старшем возрасте и имеют негативное влияние на все дальнейшее развитие ребенка [5].

Многие психолого-педагогические исследования доказали, что мышление складывается и развивается на протяжении всего детства под влиянием условий проживания и воспитания. Когда ребенок рождается, он не обладает мышлением. Познание начинается с ощущения и восприятия предметов окружающей обстановки, образы которых затем хранятся в памяти. Это познание происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе практических действий, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями окружающих его предметов и уточнить собственные представления об этих предметах. Уже в первые месяцы жизни ребенка должно происходить формирование элементарной культуры мышления, которое связано с овладением речи, расширением кругозора, освоением ходьбы, усовершенствованием движений. Мышечное чувство, которому подвергается ребенок от выполняемых действий, является основой для освоения способов решения практических задач, которые завершаются достигнутым успехом. В дошкольном возрасте ребенок усваивает основы знаний об окружающей среде, взаимоотношениях людей, о внешних и внутренних качествах, существенных связях предметов. Мышление является результатом развития познавательной деятельности. Оно возникает с того момента, когда ребенок может установить некоторые простейшие связи между явлениями действительности и правильно действовать в соответствии с ними. Это первичное мышление, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с ними, И.М. Сеченов назвал стадией предметного мышления [2].

 Когда ребенок начинает осваивать речь, в его умственной деятельности происходят существенные изменения. Благодаря общению ребенок переходит на более высокую степень отражения действительности. Общение, а вместе с ним и мышление переходят на новый уровень развития. Слово выводит предмет из сферы чувственных образов и включает его в систему понятий – форму абстрактного отображения действительности. В процессе развития и обучения у детей формируются различные виды мышления.

Первым возникает наглядно-действенное мышление (до 3 лет жизни). Оно имеется у всех людей, которые выполняют предметную деятельность. Основным видом мышления в дошкольном возрасте является предметно-образное, которое опирается на восприятие или представление предметов. Это означает, что ребенок может решать некоторые задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и «в уме», опираясь на образные представления. Дошкольник приобретает способность мысленно преобразовывать образы, строить модели, представлять конечный результат деятельности, планировать заранее свои действия. На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Ребенка интересует, как предмет выглядит, но больше внимания уделяется тому, из каких частей состоят предметы. В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) появляются зачатки логического мышления в элементарной исследовательской деятельности, которая проводится детьми по собственной инициативе с целью познания окружающего мира (опыты и эксперименты с природными объектами, самостоятельные выводы и умозаключения). Формируется способность полно и логично передавать смысл своих мыслей, прочитанного, услышанного и др.

 В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит развитие познавательной активности и устойчивого познавательного интереса как фундамента будущей учебной мотивации. У детей активно развиваются все мыслительные операции. На протяжении школьного детства не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия и представления становятся полнее и точнее, расширяется их содержание и объем. Таким образом, исследования ряда психологов и педагогов убедительно свидетельствуют о том, что уже у младших дошкольников в определенных условиях возникают простые формы логически правильных суждений и обобщений. Для их возникновения нужна такая организация деятельности детей, которая обеспечила бы им реальное знакомство с теми связями и отношениями, которые должны стать предметом детских рассуждений. При таких условиях дошкольники постепенно учатся самостоятельно мыслить, согласовывать свои суждения между собой и с действительностью [4].

Уже в четыре года ребенок достигает стадии формальных логических операций, после чего его мышление становится похожим на мышление взрослого человека. Ребенок старшего дошкольного возраста прибегает к нагляднодейственному мышлению тогда, когда перед ним возникает задание, для выполнения которого ему не хватает опыта и знаний. В других случаях начинают доминировать действия с образами. Действуя с образами мысленно, дошкольник сначала представляет себе реальное действие с предметами и его результат и только тогда выполняет задачи. Обеспечивает такой процесс образное мышление. Дошкольники 6 лет начинают работать уже с символами. Такие действия требуют отвлечения от реальных предметов, замены предметов словами, числами, схемами и др. Умение оперировать символами называют логическим мышлением. Оно формируется на основе наглядно-образного и является высшей стадией мышления. Следовательно, основания развития логического мышления закладывается уже в дошкольном возрасте. В 5 лет ребенок может овладевать на простом уровне операциями логического мышления: сравнение, обобщение, классификация, систематизация, смысловое соотношение и др. На протяжении дошкольного возраста закладывается фундамент интеллекта. Начинается развиваться и понятийное мышление. Преобладание определенной формы мышления зависит от сформированности мыслительных операций. Для развития образных форм мышления существенное значение имеет формирование и совершенствование единичных образов и системы представлений, умение оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

В практической деятельности дошкольника выделяются и приобретают относительную самостоятельность особые внутренние мыслительные процессы, которые предусматривают и определяют выполнение внешних предметных действий, направленных на достижение необходимого практического результата. В своем мышлении дошкольники уже опираются не только на впечатления от предметов, которые они воспринимают в данный момент и в отношении которых они сейчас действуют, но основываются также на представлениях о том, что они видели и слышали раньше.

Также в дошкольном возрасте впервые у ребенка начинают проявляться познавательные задачи, связанные с вопросами: почему? Задавая такой вопрос, ребенок пытается решить определенную познавательную задачу, а решение любой познавательной задачи предусматривает специальную организацию деятельности ребенка, направленную не только на процесс решения задачи, но и на интеллектуальное и психологическое развитие в целом. Ученые отмечают, что при создании специальных условий (игровых), в которых детям задают доступные вопросы, задачи, для решения которых у них есть необходимые факты и обобщения, они рассуждают логично, замечают противоречия в своих выводах и самостоятельно устраняют их [4].

У шестилетнего ребенка наиболее выраженная динамика наблюдается в развитии центральной нервной системы, что обеспечивает к началу школьного обучения, сформированность и произвольную регуляцию внимания и восприятия [2].

Значительно расширяются функциональные возможности мозга, которые позволяют усваивать значительное по объему количество информации. К особенностям высшей нервной деятельности шестилетнего ребенка ученые относят определенную сбалансированность процессов возбуждения и торможения. В то же время, особенностями высшей нервной системы шестилетнего ребенка является высокая степень истощения нервных клеток, возникающая вследствие трудностей торможения нервной системы. Это проявляется в отвлечении детей во время выполнения заданий, которые требуют сосредоточения и концентрации внимания, однако это не мешает ребенку свободно управлять собственными поступками и поведением [5].

Развитие высших психических функций – мышления, памяти, эмоций, воображения – происходит благодаря интенсивному развитию мозга ребенка. Ребенок в шестилетнем возрасте способен полностью управлять своей памятью, хотя на этом этапе все еще преобладает механическое запоминание. Умственная деятельность детей осуществляется с помощью таких операций, как: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация и дифференциация [3].

В настоящее время существует огромное количество разнообразных средств и методов развития логических операций мышления дошкольников. Развитие логических операций мышления у старших дошкольников осуществляется более успешно, если использовать в работе с детьми различные виды дидактических игр, соблюдать последовательность в обучении дошкольников способам действий, в процессе использования дидактической игры предоставлять детям самостоятельность, побуждать их к творческой активности, а также знакомить родителей с методами и приемами обучение детей дидактической игре в условиях семьи [4].

Таким образом, мышление возникает и развивается совместно с практической деятельностью человека на основе чувственного познания. Мышление заключается в отражении с помощью абстракций сущности предметов и процессов, происходящих в объективном мире. Оно является одним из весомых компонентов сознания человека, ее абстрактно-рациональной, интеллектуальной способностью, которая тесно связана с эмпирическими наблюдениями.



Список литературы:

  1. Белошистая, А. В. Развитие логического мышления у дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2013. – 296 с.
  2. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. – СПб. : Питер, 2011. – 364 с. 7. Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь [Текст] / Е. Ф. Бортникова. – Екатеринбург : ООО КнигоМир, 2010. – 320 с.
  3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Перспектива, 2018. – 224 с.
  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Национальное образование, 2016. – 368 с.
  5. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология мышления [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ/Астрель, 2008. – 644 с. 12. Гуткина, Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность [Текст] / Гуткина Н. И. // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 4. – С. 18-33.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: