» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Рокош Любовь Илларионовна, Сусенкова Анна Владимировна, музыкальный руководитель, учитель-логопед
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Взаимодействие в работе музыкального руководителя с учителем-логопедом в процессе организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ

Статья просмотрена: 95 раз
Дата публикации: 27.04.2022

УДК: 373.24

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧИТЕЛЕМ- ЛОГОПЕДОМ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Рокош Любовь Илларионовна

музыкальный руководитель

Сусенкова Анна Владимировна

учитель-логопед

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается коррекционно-развивающее взаимодействие учитель-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: речь, коррекционная работа, нарушения речи, музыкально-творческая деятельность, логоритмика.

 

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды [3].

Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:

1.               коррекционно-развивающее;

2.               информационно-консультативное.

В последнее время большое внимание уделяется коррекционно- развивающей работе с детьми дошкольного возраста, которые имеют разные отклонения в речевой и познавательной сфере. К сожалению, число таких детей с каждым годом только увеличивается. Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна постоянно отлаженная взаимосвязь в работе учителя-логопеда с музыкальным руководителем и органичное встраивание в организацию образовательного процесса в группе компенсирующей направленности.

Понимание проблемы реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в обучении детей с ОВЗ предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий, идет обогащение музыкальных впечатлений, совершенствуются их певческие, танцевальные навыки и умения [1].

Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:

  • структуру речевого нарушения;
  • осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
  • закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
  • всесторонне развивать личность дошкольника.

И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.

Принципы построения совместных занятий:

  1. Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
  2. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
  3. Принцип всестороннего воздействия
  4. Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий [5].

Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.

Оздоровительные

Образовательно-воспитательные

Коррекционные

Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.

Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.

Развивать речевое дыхание.
Развивать

артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.

 

Известно, что логоритмика является обязательным структурным элементом коррекционно-развивающей работы. Занятия логоритмикой гармонично встроены в общую систему работы для достижения следующих задач:

  • развитие дыхания, голоса, артикуляции;
  • развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания);
  • формирование двигательных навыков и умений;
  • воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  • развитие грамматического строя речи;
  • закрепление навыков правильного звукопроизношения;
  • развитие способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, умения перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
  • воспитание положительных личностных качеств;
  • формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения, так как музыка является организующим и руководящим началом [4].

Логоритмические занятия строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из тематического планирования по возрастным группам, с учетом адаптированной основной образовательной программы учреждения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Включают следующие компоненты:

  • логопедическая (артикуляционная) гимнастика для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков;
  • пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики;
  • упражнения под музыку на развитие общей моторики для мышечно- двигательного и координационного тренинга;
  • вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
  • фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
  • песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;
  • музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве;
  • упражнения на развитие мимических мышц с элементами массажа и самомассажа для развития эмоциональной сферы, воображения;
  • коммуникативные игры и танцы для развития эмпатии, общения, позитивного самоощущения;
  • упражнения на развитие словотворчества, расширения активного словаря у детей;
  • релаксация – один из значимых частей занятий, который дает возможность детям ощутить разницу между напряжением и расслаблением мышц [5].

Сказочно-игровая, тематически-организованная вариативность занятий, их эмоциональная окрашенность способствуют формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной, речедвигательной деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть результативности в обучении и воспитании. Во избежание утомления детей идет смена видов деятельности.

Основные направления коррекционно-развивающей работы на музыкальных занятиях в группе для детей с нарушениями речи:

Работа по развитие слухового внимания и памяти начинается с различения детьми отдельных звуков музыкальных детских инструментов, музыкальных игрушек. Далее проводится работа над дифференцированным восприятием высоты звука, ритма и динамики музыки. В активный словарь ребенка вводятся такие понятия как: высокий, низкий звук; веселое, радостное, либо грустное, печальное настроение. Музыкальный руководитель побуждает детей строить полные предложения, развивать речь-доказательство, речь-рассуждение. Дошкольники знакомятся с различными жанрами музыкальных произведений и учатся их различать, описывать, сравнивать, делать анализ и сопоставлять. Результатом работы является обогащение и расширение словарного запаса детей, развитие грамматического строя речи. Под руководством и рекомендациям учителя-логопеда проходит работа по закреплению навыков правильного звукопроизношения [2].

Формирование и развитие просодических компонентов речи происходит при воспитании четкости дикции применяем дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения. В речевых упражнениях используем все возможности детской речи: различные регистры, тембр и динамику голоса, плавную и отрывистую речь, разный темп для развития интонационного слуха, способность слышать выразительность речи.

Следует особо отметить, что при подборе подпевок, потешек, чистоговорок, не используется речевой материал, в котором у детей звуки искажены, отсутствуют или смешиваются. Данный подход к репертуару стал возможен при тесном взаимодействии с учителем-логопедом.

Правильный подбор музыкального сопровождения улучшает качество движений, придает им особую выразительность, развивает координацию, способствует развитию слуховой, мышечной, музыкальной памяти. Дети учатся различать музыкальные произведения по темпу, громкости звучания, размеру. Движения, выполняемые под музыку в соответствии с характером, ритмом и темпом, являются основой для развития двигательных способностей ребят, позволяют свободно, красиво и координационно точно выполнять двигательные задания [3].

Дети с ОВЗ учатся так же средствам невербальной коммуникации, умению определять эмоциональное состояние людей. Ребята стараются контролировать свои эмоции, понимать язык телодвижения, учатся быть доброжелательными и внимательными друг другу. Появляется согласованность поведенческих реакций, исчезает неуверенность, они становятся инициативнее, вступают в межличностное взаимодействие.

Развитию чувства ритма уделяется особое внимание, активно используется в работе технология Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».

Первоначально – это задания на ощущение и воспроизведение ритмического рисунка в звучащих жестах с использованием детских игрушек, элементарных шумовых, ударных инструментов, красочных пособий. Обсуждая и анализируя музыкальные произведения, дошкольники постепенно учатся вслушиваться в музыку, задумываться о ней и рассуждать.

Исследование звука и познание детьми мира через звук помогает активизировать внимание, ассоциативное мышление и творческую активность. Узнавая звуки, дети самостоятельно, по ассоциации, могут озвучить при помощи шумовых музыкальных инструментов звуки окружающего мира.

Ребята пытаются импровизировать, находить свои способы выразить впечатления. Музыка, рожденная их фантазией, проста и чудесна. Из металлофона рождается огонек светлячка, звон капели, пение птички. Колокольчики весело «разговаривают» друг с другом; передают веселый, легкий характер движений цыплят, полет бабочек. «Шуршалки» рассказывают, как хлопочет «мама-курочка», грустят опавшие осенние листочки.

Очень интересными бывают шумовые сопровождения к сказкам, к небольшим сценкам, стихам. Эта работа направлена на формирование эмоциональной отзывчивости, формируется готовность детей к совместной деятельности.

Чтобы помочь ребенку найти себя, утвердиться в этом сложном мире, мы стремимся предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения, презентации своего «Я» социуму.

На традиционных конкурсах, музыкальных концертах в рамках социального партнерства: на каждом музыкальном занятии, утренниках, развлечениях дети обязательно демонстрируют своё мастерство: это игра в оркестре, сольное исполнение песен, декламация и драматизация стихов сценок.

Занятия логоритмикой являются источником позитивных переживаний ребенка с ОВЗ, развивают новые творческие возможности, способствуют развитию коммуникативных качеств, овладению речью как средством общения и культуры, формируют предпосылки учебной деятельности.

Совместная коррекционно-развивающая деятельность с учителем- логопедом с одной стороны, помогает устранить нарушенные речевые функции, а с другой – развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и музыкального материала.

Взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет учитывать не только речевые, но и индивидуально- типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности, создает предпосылки для эффективной коррекции имеющихся нарушений речи, что помогает детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться в дальнейшем, формирует общую культуру личности ребенка.



Список литературы:

  1. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. - (Коррекционная педагогика).
  2. Емельянов В.В., Развитие голоса: координация и тренинг / В. В. Емельянов. - Изд. 6-е, стер. - Санкт-Петербург [и др.]: Лань: Планета музыки, 2010. - 191 с.: ноты; 21 см. - (Учебники для вузов. Специальная литература)
  3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. «Инфо-Ол», Санкт- Петербург, 2010.
  4. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет», М; ТЦ Сфера, 2007.
  5. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. - М., 2017.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: