» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Русинович Виктория Дмитриевна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Сравнение психологической предрасположенности к суицидальному поведению студентов-медиков 1 и 5 курсов

Статья просмотрена: 102 раз
Дата публикации: 3.05.2022

УДК 616.89-008.441.44-037-057.875

СРАВНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ  1 И 5 КУРСОВ

Савонова Марина Васильевна

студентка

Семенович Марина Анатольевна

студентка

Русинович Виктория Дмитриевна

студентка

Гомельский государственный медицинский университет,  Беларусь, г. Гомель  

 

Аннотация. В данной статье проводится сравнение показателей суицидального риска и склонностик суициду у студентов 1 и 5 курсов Гомельского государственного медицинского университета. Оценка проводилась методом анкетирования при помощи опросника А. Г. Шмелева (в модификации Т. Н. Разуваевой). Оценка результатов по отдельным субшкалам показала, что у студентов первого курса более выражены такие качества, как демонстративность, аффективность и максимализм. У студентов пятого курса более выражено такое качество, как аффективность. У студентов обоих курсов выявлен высокий уровень антисуицидального фактора, что в целом снижает риск суицида.

Ключевые слова: суицидальный риск, антисуицидальный фактор, здоровье, студенты медицинского университета.

 

Введение

Вопрос изучения риска суицидального поведения студентов медицинских университетов является злободневным, поскольку на данном возрастном этапе повышается склонность к самоанализу и негативной оценке окружающего мира[1].Подверженность психологическим стрессам, в том числе связанным с необходимостью адаптации к новым условиям, изменение социального статуса ипоявление трудностей, связанных с образовательным процессом являются весомыми факторами риска суицидального поведения[2,3].

Цель

Сравнить показатели суицидального риска и склонность к суициду среди студентов ГГМУ 1 и 5 курса.

Материалы и методы исследования

Для исследования был использован опросник А.Г.Шмелева (в модификации Т. Н. Разуваевой),определяемый методом анкетирования у студентов 1 и 5 курсов Гомельского государственного медицинского университета лечебного факультета. Анкетирование проводили среди 106 студентов: 53 студента 1 курса и 53 студента 5 курса. Средний возраст всех респондентов составил 20 ± 2,2 лет(ME±SD). Анализ, полученных в ходе анкетирования цифр, производился с помощью специальной компьютерной программы «MicrosoftExcel 2020». Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью специальной компьютерной программы «Statistica» 13.3 (Trialversia). При исследовании на достоверность применяли t-критерий Стьюдента. Достоверными считали различия при p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Количество баллов тестовых субшкалбыли переведены в проценты от максимального значения и выделены пять уровней риска: 0–20% – низкий; 21–40% –ниже среднего; 41–60% – средний; 61–80% –выше среднего; 81–100% – высокий.

Оценка результатов по отдельным субшкалам показала, что наиболее выраженными диагностическими признаками у студентов 1 курса являются следующие факторы: демонстративность, аффективность, максимализм. Наиболее выраженным диагностическим признаком у студентов 5 курса является аффективность. Следует отметить высокий уровень антисуицидального фактора у обследуемых студентов, что в целом снижает риск суицида.

Так, показатель, характеризующий аффективность, у студентов 1 курса был достоверно выше, чем у студентов 5 курса (54,7 ± 1,6по сравнению с 41,1 ± 1,6; р<0,05). Показатель, характеризующий максимализм, у студентов 1 курса был достоверно выше, чем у студентов 5 курса (41,1 ± 2,3 по сравнению с 28,8± 2,4; р<0,05). Следовательно, можно думать, что данные результаты связаны с приобретённым опытом по мере взросления.Результатыисследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Значение фактора риска суицидального поведения от максимально возможной его величины, %

Показатели

1 курс

5 курс

P

Демонстративность

51 ± 2,9

37,7 ± 2,7

р> 0,05

Аффективность

54,7 ± 1,6

41,1 ± 1,6

р< 0,05*

Уникальность

25 ± 2,7

22,2 ± 2,6

р> 0,05

Несостоятельность

17,5 ± 2,5

25,3 ± 2,3

р> 0,05

Социальный пессимизм

22,6 ± 2,3

27,7 ± 2,2

р> 0,05

Слом культурных барьеров

11,4 ± 2,9

12,2 ± 2,7

р> 0,05

Максимализм

41,1 ± 2,3

28,8± 2,4

р< 0,05*

Временная перспектива

20,7 ± 1,9

23,2 ± 1,6

р> 0,05

Антисуицидальный фактор

88,3 ± 2,2

93,8 ± 2,1

р> 0,05

Суицидальный риск

39,2 ± 1,8

36,3 ± 2,3

р< 0,05*

 

Уровень суицидального риска, определенный по методике А.  Г. Шмелева (в модификации Т. Н. Разуваевой), ниже среднего у студентов обоих курсов. При этом у студентов 5 курса склонность к суицидальному риску была достоверно меньше, чем у студентов 1 курса (36,3 ± 2,3 по сравнению с 39,2 ± 1,8; р<0,05).Результаты исследования представлены на рисунке 1.


Рисунок 1 —Уровень суицидального риска

 

Выводы

Сравнение показателей суицидального риска у студентов 1-го и 5-го курсов показало что:

1)              у студентов первого курса более выражены такие качества, как демонстративность (51 ± 2,9), аффективность (54,7 ± 1,6) и максимализм (41,1 ± 2,3);

2)              у студентов пятого курса более выражено такое качество, как аффективность(41,1 ± 1,6).

Данные результатов исследованияпо склонности к суицидальному поведениюу студентов 1-го и 5-го курсов свидетельствуют о достоверном невысоком уровне вероятности совершения суицида (у 1 курса 39,2 ± 1,8 и у 5 курса 36,3 ± 2,3; р<0,05), что также подтверждаетсявысоким диагностическим значением субшкалы «антисуицидальный фактор»(у 1 курса 88,3 ± 2,2 и у 5 курса 93,8 ± 2,1).



Список литературы:

  1. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения. Методические рекомендации. – М., 1980.
  2. Васильева Л. Н., Щепеткова С. С. О суицидальном риске у студентов-медиков // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7, № 3. – С. 179–183. DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.179-183
  3. Ласый Е. В. Оценка суицидального риска и профиля суицидального поведения (для врачей общей практики, терапевтов, педиатров, неврологов и других врачей лечебного профиля): утв. М-вом Здравоохранения Респ. Беларусь 16.07.2009. – Минск, 2009. – 24 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: