» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Русинович Виктория Дмитриевна, студент
Рубрика: Медицинские науки
Название статьи: Сравнительный анализ критериев качества жизни студентов-медиков 1 и 5 курсов

Статья просмотрена: 87 раз
Дата публикации: 26.04.2022

УДК 61:378.6-057.875:330.59

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ЖИЗНИСТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ 1 И 5 КУРСОВ

Семенович Марина Анатольевна

студентка

Русинович Виктория Дмитриевна

студентка

Савонова Марина Васильевна

студентка

Гомельский государственный медицинский университет, Беларусь, г. Гомель

 

Аннотация. В данной статье проводится сравнительный анализ качества жизни у студентов 1 и 5 курсов Гомельского государственного медицинского университета. Исследование проводилось методом анкетирования при помощи опросника SF – 36 «Cамооценка физического функционирования» путем анализа физического и психического компонентов здоровья в баллах. Выявлены различия показателей качества жизни среди студентов 1 и 5 курсов. Все показатели качества жизни у студентов 1 и 5 курсов превышают средний уровень, что свидетельствует о довольно высоком качестве жизни студентов.

Ключевые слова: качество жизни, здоровье, студенты медицинского университета.

 

Введение

Здоровье молодежи является важным государственным ресурсом и определяет не только трудоспособность и экономическое развитие страны, но и имеет решающее значение для существования будущих поколений[1].

Учебный процесс в медицинском университете сопровождается серьезной нагрузкой, которая может привести к снижению адаптивных возможностей организма студентов и негативно сказаться на их психологическом и физическом состоянии. Таким образом, мониторинг качества жизни студентов является важным инструментом профилактики их возможной дезадаптации[2].

В современных условиях одним из наиболее часто используемых инструментов анализа здоровья как отдельных лиц, так и коллективов является оценка качества жизни. При проведении данных исследований используются специально разработанные опросники, выбор которого определяется целями и задачами исследования. Поэтому в ситуациях, связанных с оценкой качества жизни условно здоровых респондентов, необходимо использовать опросники общего характера, позволяющие оценить качество жизни в любой популяции [1,2,3].

Исследование качества жизни студентов по стандартизированному опроснику SF-36 позволяет получить сведения, существенно дополняющие материалы традиционных объективных исследований физического развития, заболеваемости[3].

Цель

Провести сравнительный анализ критериев качества жизниу студентов 1 и 5 курсов Гомельского государственного медицинского университета, а так же определить какую оценку дают студенты своему качеству жизни.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось по методу анкетирования с применением опросника SF – 36 «Cамооценка физического функционирования» путем анализа физического и психического компонентов здоровья в баллах. Анкетирование проводилось среди студентов 1 и 5 курсов Гомельского государственного медицинского университета лечебного и медико-диагностического факультетов. Качество жизни было изучено у 140 студентов: 70 студентов 1 курса и 70 студентов 5 курса. Средний возраст всех респондентов составил 20 ± 2,3лет(ME±SD). Из исследования были исключены инвалиды, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями в стации обострения.

Анализ, полученных в ходе анкетирования цифр, производился с помощью специальной компьютерной программы «MicrosoftExcel 2020». Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью специальной компьютерной программы «Statistica» 13.3 (Trialversia). При исследовании на достоверность применяли t-критерий Стьюдента. Достоверными считали различия при p<0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

В результате проведенного сравнительного анализа между группами студентов 1 курса и 5 курса были выявлены следующие особенности: наиболее высокими у студентов 1 курса оказались показатели ФФ, РФ и СФ, а у студентов 5 курса ФФ, РФ и Б.При этом уровень ФФ, отражающий физическую активность, у студентов 5 курса достоверно несколько ниже, чем у студентов 1 курса (89,17±5,79 по сравнению с 94,11±5,72; р<0,05). Уровень СФ также несколько ниже у студентов 5 курса (79,11±5,22 по сравнению с 81,08±5,28).Уровни РФ, ОЗ и ЖА не имеют особых отличий между курсами, а уровни Б, РЭи ПЗ у студентов 5 курса выше. При этом уровни Б и ПЗ достоверно выше у студентов 5 курса, чем у студентов 1 курса (89,37±5,49 по сравнению с 81,19±6,59;р<0,05 и 72,25±3,83 по сравнению с71,04±4,16; р<0,05 соответственно).Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.Значения показателей качества жизни

Критерии КЖ

Среднее значение ± среднее квадратное отклонение

P

I курс

V курс

Физическое функционирование (ФФ)

94,11±5,72

89,17±5,79

р < 0,05*

Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (PФ)

87,13±7,89

87,02±6,32

р > 0,05

Интенсивность боли (Б)

81,19±6,59

89,37±5,49

р < 0,05*

Общее состояние здоровья (ОЗ)

84,02±5,29

83,96±4,93

р > 0,05

Жизнеспособность (ЖА)

79,13±5,22

79,03±5,05

р > 0,05

Социальное функционирование (СФ)

81,08±5,28

79,11±5,22

р > 0,05

Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (РЭ)

69,09±3,69

71,08±4,13

р > 0,05

Психологическое здоровье (ПЗ)

71,04±4,16

72,25±3,83

р < 0,05*

 

Сравнение критериев качества жизни у студентов 1 и 5 курсов представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 — Сравнение критериев качества жизни у студентов 1 и 5 курсов

 

Выводы

1.         Уровень ФФ, отражающий физическую активность, у студентов 5 курса достоверно несколько ниже, чем у студентов 1 курса(89,17±5,79 по сравнению с 94,11±5,72; р<0,05).

2.         Уровень СФ ниже у студентов 5 курса, чем у студентов 1 курса (79,11±5,22 по сравнению с 81,08±5,28), что может свидетельствовать о снижении уровня социальной активности и ограничения социальных контактов.

3.         Уровни Б и ПЗ достоверно выше у студентов 5 курса, чем у студентов 1 курса(89,37±5,49 по сравнению с 81,19±6,59; р<0,05 и 72,25±3,83 по сравнению с 71,04±4,16; р<0,05 соответственно), что может свидетельствовать о повышении повседневной активности и о лучшей психосоциальной адаптации к особенностям студенческой жизни.

4.         Полученные результаты показывают, что все показатели качества жизниу студентов 1 и 5 курсов превышают средний уровень.

5.         Анализ данных свидетельствуют о том, что студенты дают довольно высокую оценку своему качеству жизни.



Список литературы:

  1. Кремлев М.Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. -2019. - №8. - С. 18-22.
  2. Митрошин, А.А. Методы оценки качества жизни населения и социально-экономической дифференциации территорий: моногр. / А.А. Митрошин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 122 c.
  3. Митрофанов, Алексей Качество жизни населения: моногр. / Алексей Митрофанов. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2018. - 180 c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: