» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Долинная Анастасия Ивановна, педагог-психолог
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы в раннем возрасте у детей с детским церебральным параличом посредством игровой деятельности

Статья просмотрена: 116 раз
Дата публикации: 3.05.2022

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глазунова Елена Николаевна

педагог-психолог

Долинная Анастасия Ивановна

педагог-психолог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями имени В.З. Гетманского» Белгородская область, посёлок городского типа Октябрьский

 

Аннотация. В статье представлены особенности развития сенсорно-перцептивной сферы в раннем возрасте у детей с ДЦП посредством игровой деятельности и конспект коррекционно-развивающегося занятия.

Ключевые слова: игровая деятельность, развитие, ранний возраст, сенсорно-перцептивная сфера, детский церебральный паралич, нарушение двигательной сферы, психолого-педагогическое сопровождение, микрореабилитационный центр. 

 

Игра как вид деятельности человека  издавна привлекает внимание психологов, педагогов, философов, биологов, социологов. Игра представляет собой особый вид деятельности человека.

Ранний возраст – это период с года до трех лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – начинает формироватьсяигра, предметное и наглядно-действенное мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Проблема организации психолого-педагогических условий развития игровой деятельности в раннем возрасте у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), является актуальной, поскольку она, на наш взгляд, менее изучена. Ее изучение помогло бы решению задач развития игровой деятельности в раннем возрасте, дало бы возможность использовать новые методы и приемы развития и обучения детей  в процессе игровой деятельности.

У детей с ДЦП с самого раннего возраста изменен весь ход моторного развития, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Разнообразие мышечных нарушений у этих детей обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания.

Поражения двигательной сферы при церебральном параличе бывает выражено в разной степени и форме. Есть дети, у которых двигательные нарушения настолько тяжелые, что полностью лишают их возможности свободного передвижения и действий с предметами. При одних формах заболеваний больше страдают движения рук, при других - ног. Могут отмечаться нарушения движений во всех четырех конечностях, чаще больше на одной стороне тела.

У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения. Такие дети с трудом осваивают навыки самообслуживания, одевания, раздевания, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек и т.д.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с ДЦП могут быть нарушения интеллектуальной и эмоционально–волевой сфер. Например, могут быть нарушены полностью движения рук и ног, а интеллект сохранен.

Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие – значительно отстают.

Особенно характерны для этих детей нарушения зрительно – моторной координации, когда ребенок не может фиксировать взор и плавно прослеживать движения предметов.

У детей с нарушенной фиксацией взора, с недостаточным прослеживанием предметов и ограничением поля зрения, наблюдаются нарушения внимания и неумения сосредоточиться на задании. Из–за этого же может задерживаться развитие начальных элементов ориентировки ребенка в окружающем пространстве, соответственно будут иметься и пространственные нарушенияля всех детей с ДЦП характерна повышенная утомляемость.

На территории Белгородской области функционирует ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». На базе которого реализуется  проект«Микрореабилитационный центр «Галактика».

На протяжении года успешно осуществляет психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, в частности с ДЦП в рамках этого проекта.

Педагогами-психологами  центра была разработана  комплексная программа, направленная на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер.

Одним из разделов которой является развитие сенсорно-перцептивной сферы в раннем возрасте посредством игровой деятельности.

Предлагаем Вашему вниманию для ознакомления и возможно дальнейшего использования развивающее занятие, которое рассчитано на 15-20 минут.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Озорная Киска»

            Задачи:

·                  Развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

·                  Формирование сенсорных эталонов: форма, величина, цвет;

·                  Развитие пространственных представлений.

Материалы: картонный круг с разноцветными секторами (красный, желтый, зеленый, синий) и прищепки таких же цветов, плоские коробочки разной формы (круг, квадрат, треугольник) и основные геометрические фигуры с изображением на них солнышка, солнышко (игрушка), маска котенка, коврик, аудиозапись веселой музыки.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Вводная часть.

1.1. Игра «Хлопаем в ладоши!»

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог - психолог хлопает в ладоши со словами:

– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога-психолога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

2. Основная часть

2.1. Упражнение «Котенок»

Цель: коррекция психоэмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя.

Ребенок лежит на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Педагог-психолог говорит слова:

На ковре котенок спит. Мур - мур.

Просыпаться он не хочет. Мурмур.

Тихо спит он на спине

И мурлыкает во сне.

Вот на спинку он ложиться. Мурмур. (Ребенок выполняет)

Лапки вытянул. Мурмур.

Потянулся и проснулся.

2.2. Пальчиковая гимнастика.

Цель: учить ребенка настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки.

Звучит музыка, ребенок сидит на стульчике.

Педагог-психолог: Ты сидишь, твоя голова опущена, ты дремлешь, спишь; вдруг ощущаешь, как солнечный луч скользнул по твоему лицу, медленно открываешь глаза, потягиваешься (музыка прекращается).

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

Указательными пальцами поглаживать глаза
С
делать из пальцев “бинокль” посмотреть в него

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

Ладонями поглаживать уши
П
риложить ладони к ушам “Чебурашка

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

Поглаживать то одну, то другую ручки
Хлопки в ладоши

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

Поглаживание коленок

Потопать ногами

С добрым утром, солнце!
Я - проснулся! (проснулась)

Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
(посмотреть вверх)

 

 

2.3. Игра «Прищепки»

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления.

Оборудование: картонный круг с разноцветными секторами (красный, желтый, зеленый, синий) и прищепки таких же цветов.

Ход игры: Попросим ребенка рассортировать прищепки по цветам. Прищепки соответствующего цвета прикрепить к краю сектора такого же цвета круга.

2.4. Физминутка «Киска»

Киска встала, потянулась,
            Лапки вытянула вверх и прогнулась!
            Коготками интенсивно шевелит,
            Ничего у киски не болит! 

2.5. Игра «Домики для солнышка»

Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование сенсорных навыков и пространственных представлений, мышления.

Оборудование: плоские коробочки разной формы (круг, квадрат, треугольник) и основные геометрические фигуры с изображением на них солнышка.

Ход игры: Попросим ребенка рассортировать фигурки по форме.

 

2.6. Этюд «Солнышко»

Цель: вызвать у ребенка положительные эмоции.

 -  Посмотри, как наше солнышко изменилось. Было какое? (грустное), а теперь какое? (веселое)

Представь, что сейчас ты – грустное солнышко, и оно вот-вот заплачешь.

А теперь представьте, что ты – веселое солнышко, оно широко улыбается и всему радуется.

Снова грустное… веселое… Молодец. У тебя  очень хорошо получилось.

А какое еще наше солнышко? Какое оно по цвету? А по форме?

 - Посмотрите на картинку, назовите предметы такого же цвета, что и солнышко.

А на этой картинке назовите предметы такой же формы, что и солнышко.

Солнышко приглашает с ним погулять и немножко поиграть.

3. Подведение итогов

3.1. Рефлексия

- К кому мы сегодня ходили в гости?

- Какое настроение было у солнышка?

- Какое настроение сейчас у тебя?

3.2. Этюд «Веселый танец Киски»

Раз-два-три.

На ножки встали дружно мы.

Лапками потопаем,

Лапками похлопаем,

Покиваем головой,

Отправляемся домой.

(Упражнение выполняется педагогом – психологом  совместно с ребенком).

Такие развивающие занятия, возможно, проводить как педагогами-психологами так и самими родителями в домашних условиях, тема и наполняемость занятия играми и упражнениями может видоизменяться.



Список литературы:

  1. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения / И. Е. Валитова // Минск: Университет, 1997.-180 с.
  2. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко // М.: Педагогика, 1984.- 260 с.
  3. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук // СПб.: Речь, 2006. – 400 с.
  4. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми: метод.рекомендации / под ред. Печоры К. Д. // М., 1995.- 234 с.
  5. Скворцова, И. В. Логопедические игры / И.В. Скворцова // М.: Олма Медиа Групп, 2013. - 126 c.
  6. Бурмистрова, Е. В. Детская возрастная психология // Вестник практической психологии образования. – 2014. - №4. – С. 41 – 44
  7. Печора, К. А. Развитие внимания и памяти в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. – 2014. - №11. – С. 79 – 83


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: