» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Селезнева Альбина Рустамовна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогическая поддержка обучающихся как главный фактор качества профессиональной деятельности

Статья просмотрена: 100 раз
Дата публикации: 5.05.2022

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

КАК ГЛАВНЫЙФАКТОР КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Селезнёва Альбина Рустамовна – воспитатель учебного курса,

Филиал Федерального Государственного Казенного Общеобразовательного Учреждения«Нахимовское военно-морское училище» в г. Калининграде,

Россия, г. Калининград

Аннотация. В статье рассматривается педагогическая поддержка как современная  образовательная технология, помогающая самореализации обучающихся, а также выступающая в качестве важнейшего условия становления индивидуальности личности. В статье рассматриваются теоретические аспекты педагогической поддержки О.С. Газмана в современном прочтении, которые воплощаются в образовательной практике. В качестве основного предмета педагогической поддержки воспитанника  определяется самостоятельность и индивидуальность как уникальное сочетание в обучающимся общих и единичных черт. Основная задача педагога при осуществлении педагогической поддержки предоставить воспитаннику возможность получить опыт проектирования собственной позиции по отношению к определенной ситуации.

Ключевые слова. Воспитательный процесс, педагогическая поддержка,  духовно-нравственные ценности,  воспитатель, развитие коллектива,  самостоятельность.

 

 «Детей необходимо «не только учить,

 развивать и контролировать,

 но и быть на стороне их интересов.

 Рядом с ребенком должен быть еще кто-то более опытный,

кто защищал бы его, помогал отстаивать свои права».

Олег Газман
 

Педагогическая поддержка - одна из тех категорий, о которых в последнее время довольно много написано. В статье «Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема»,  О.С. Газман определяет воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. В деятельности классного воспитателя такое приобщение осуществляется через требование, эмоциональное сопереживание растущей личности, взаимодействие воспитателя и воспитанника. Личностный подход в воспитании предполагает осознание растущим человеком своего отличия от других: своей слабости и силы физической, интеллектуальной, нравственной, творческой.

Суть педагогической поддержки- помощь ребенку в понимании себя, становлении самостоятельной личности, достигающей успешного продвижения в дифференцированном образовании, в выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идет о помощи подростку в личностном самоопределении, самодвижении,  самореализации. Как известно, предметом педагогической поддержки является процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путем преодоления препятствий(проблем),мешающих ему сохранить свое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

В своей педагогической деятельности классный воспитатель решает комплекс задач:

  • Создание детского коллектива как открытой воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию и индивидуализацию каждого воспитанника;
  • Организация всех видов групповой, индивидуальной, коллективной деятельности совместно с воспитанниками;
  • Создание условий для индивидуального развития и свободного, полного раскрытия всех способностей воспитанника;
  • Педагогическая поддержка саморазвития личности.

Моя деятельность как классного воспитателя направлена, прежде всего, на педагогическую поддержку воспитанников в решении их индивидуальных проблем, связанных с:

  • физическим и психическим здоровьем;
  • успешным продвижением в обучении;
  • эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
  • жизненным самоопределением (нравственным, профессиональным, индивидуально-творческим).

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание воспитанников. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. Для формирования у воспитанников  духовно – нравственных ценностей организую  познавательные экскурсии, где знакомимся с достопримечательностями города Калининграда и области, посещаем выставки, музеи, а также встречаемся с интересными людьми. Помогаю детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

В процессе моей работы выработался определенный стиль отношений с детьми:

  • не запрещать, а направлять;
  • не управлять, а соуправлять;
  • не принуждать, а убеждать;
  • не командовать, а организовывать;
  • не ограничивать, а предоставлять свободу выбора

На начальном этапе работы с классом я изучила документацию (личные дела)езультаты психологических исследований, что помогло определить основные направления дальнейшей деятельности. Выявились учебные проблемы через наблюдение за динамикой отношения к учебным предметам. При необходимости  собираются мини-консилиумы с учителями предметниками для успешного взаимодействия «учитель-ученик-воспитатель» и создания ситуации успеха для каждого воспитанника. Понимая проблемы детей, облегчаю им освоение жизненных навыков в сложном и меняющемся в мире, поддерживаю их стремление к самостоятельности, побуждаю их добиваться высоких целей, оставаться при этом самим собой. Развиваю у обучающихся интерес к различным видам внеклассной деятельности, стараюсь привлечь к активному участию в различных училищных и классных мероприятиях всех воспитанников класса. Проводимые мной классные часы, беседы, диспуты, ситуативные практикумы способствуют развитию самооценки воспитанников, видеть слабые и сильные стороны своей личности, характера.

Появились традиции класса, которые начинались с традиции училища. Например, мы отмечаем день рождение нашего класса. Появилась традиция снимать на фотоаппарат все классные мероприятия. Так появилась летопись класса, куда входят записи о ярких событиях в жизни класса, фото, грамоты и дипломы, полученные за участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Это дает воспитанникам возможность увидеть перспективы роста, взросления, удивиться дню вчерашнему. Я думаю, что память о школьных годах в училище останется в сердце каждого воспитанника. Хотелось бы, чтобы эта память была доброй, светлой. Но летопись класса – это еще и материальная память, это творчество, где воспитанники оттачивают свой писательский талант, умение владеть словом, отметить самое запоминающееся. Это еще одно коллективное творчество, которое сплачивает детей. Стало традицией проводить в классе День именинника. Все хором поздравляем именинника, желаем здоровья, вручаем от класса подарок. А именинник, счастливый от всеобщего внимания, благодарит и угощает сладостями.

В работе с воспитанниками в профильном обучения первостепенной ступенью является поддержка их в профессиональной ориентации. Эта деятельность имеет  системный характер и основана на знании индивидуальных способностей и способностей каждого воспитанника, искренней заинтересованности классного воспитателя в социализации и максимальном учете интересов ребенка. С момента начала обучения в училище,  перед моими воспитанниками стоит серьезная задача-это выбор будущей профессии.  И чтобы было легче определиться с выбором, мною проводятся классные часы, беседы, презентации, встречи. («Профессия, которой я буду служить»; «Профессиональные биографии интересных людей»; «Профессия с большой перспективой»),  просмотр фильмов и передач, посвященных будущей военной профессии.

В процессе работы с детьми выяснилось, что в педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и родители. Родителей приходится учить общаться с детьми, у многих надо пробудить потребность в общении, желание жить интересами своих детей. Как это организовать и обеспечить? В ходе индивидуальной работы с каждой семьей, на родительских собраниях, на совместных мероприятиях.  Главное, чем раньше начинается совместная работа, тем выше и результат. Не менее важно формирование социальных навыков межличностного общения в процессе организации ученического самоуправления. Кроме того, здесь формируется и нравственные качества, толерантность и готовность оказать помощь и поддержку нуждающимся в ней одноклассникам.

Работа классного воспитателя непроста: все педагоги знают, что классный воспитатель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь интернет-сайтами с методическими разработками различных мероприятий. Принимаю активное участие в методическом объединении классных воспитателей курса, где выступаю с сообщениями,  делюсь с коллегами своим накопленным опытом, оказываю педагогическую помощь по вопросам воспитательной, организационной и творческой работы другим классным руководителям.

Какой же педагог может быть классным воспитателем? По моему мнению, кроме формальных критериев существует и критерий неформальный. Это педагог, который помнит своё детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или, наоборот, объявили благодарность перед классом, похвалили на родительском собрании. Безусловно, классный воспитатель должен много знать, но и должен много чувствовать.

Следовательно, педагогическую поддержку как основание деятельности воспитателя, работающего с детским коллективом, следует рассматривать как систему, основными характеристиками которой являются:

  1. Разработка и использование комплексного методов педагогической поддержки в условиях меняющегося внешнего мира.
  2. Организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики индивидуального развития воспитанников, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным видам деятельности.
  3. Стимулирование осознания воспитанником перспектив своего развития.
  4. Взаимодействие педагога, психолога и других значимых взрослых с целью достижения оптимального результата.
  5. Рост профессионального мастерства педагогов, усиление научно-методической работы в образовательном учреждении и осуществление взаимодействия с учеными и внешней средой.

Таким образом, рассматривая педагогическую поддержку как фактор развития личности воспитанника, мы можем утверждать, что результатами педагогической поддержки  становятся:  проявление самостоятельности воспитанников, выражающейся в самокритичности и критичности оценки своего поведения, взглядов, целей саморазвития; повышение по­знавательной активности, проявляющейся в качественно новых интересах, стремлениях и потребностях; демонстрация готовности воспитанников к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей; осознание необходимости  помощи со стороны компетентных взрослых и готовность принять помощь; оперативность, которая  предполагает правильное понимание стоящих перед воспитанниками задач, выбор нужного действия и темпа их решения. 



Список литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: принципы общепсихологичекого анализа: учеб. пособие для вузов. – М.: Смысл: Академия, 2002. – 416 с.
  2. Панфилова А.Я. Содержание и формы классного руководителя: Практические рекомендации. – М.: АРКТИ,2006.
  3. Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие. – М.: АРКТИ,2007.
  4. Таран Ю.Н., Солодкова М.В. Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников. – Волгоград: Учитель,2010.
  5. Литвинова А.А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов. – Волгоград: Учитель,2004.
  6. Сергеева В.П. классный руководитель в современной школе. – М.: Московское городское педагогическое общество,2000.
  7. Интернет-сайт:http://festival.1september.ru.
  8. Акутина С.П. О направлениях работы классного руководителя с семьей // Классный руководитель.2007.№1.С.13
  9. Куприянов Б.И. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников.2002.№4.С.19


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: