» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Таскинбайкызы Жанаргул, старший преподаватель
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Особенности формирования и развития транспортной инфраструктуры

Статья просмотрена: 93 раз
Дата публикации: 5.05.2022

УДК 656.07

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Таскинбайкызы Жанаргул

старший преподаватель кафедры «Менеджмент»

Каспийский университет технологий и инжиниринга им. Ш.Есенова,  Казахстан, г. Актау

 

Аннотация. Статья посвященаисследованию одной из важнейших экономических проблем отечественной экономики  – развитию  современной  транспортной инфраструктуры регионов страны,  позволяющей  обеспечить  повышение доступности и безопасности услуг транспортного комплекса.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, регион, территория, транспортные услуги

 

Транспортная инфраструктура, являясь составной частью инфраструктурного комплекса региона, обеспечивает региональную связанность, свободу передвижения граждан, способствует социально-экономическому развитию конкретной территории, росту предпринимательской активности в регионе, а также укреплению отношений. Отсутствие эффективной транспортной инфраструктуры вызывает потери продукции в процессе ее движения как по элементам инфраструктуры региона, так и за его пределы,  сдерживает  развитие  отраслей народного хозяйства  и общественных отношений,  а также  социальное  развитие  региона, что и обуславливает  «детерминирующую роль транспортной инфраструктуры в реализации процессов воспроизводства региона»[1]. 

Исходя из проведенного анализа литературных источников, становится очевидным тот факт, что  значительная часть экономистов сходятся во мнении, что транспортная инфраструктура имеет важное значение в решении всех социально-экономических задач региона и, соответственно, оказывает непосредственное влияние на развитие конкретной территории.  Так Савченко Е.Е. в работе [2] отмечает, что «…при общем многообразии внешних и внутренних факторов,  влияющих на экономическое развитие регионов, определяющим значением является наличие или отсутствие транспортного сообщения». Серебряков Л.Г. и Яновский В.В. в работе  указывают на то, что «в современных условиях для устойчивого развития территории наличия только путей сообщения недостаточно - необходима соответствующая транспортным и грузовым потокам инфраструктура, транспортная обеспеченность, характеризующая  уровень транспортного обслуживания населения и обеспечения хозяйственных связей». Схожую точку зрения высказывает и Теребнев Л., по мнению которого «совершенствование транспортной инфраструктуры и рациональная организация грузовых и пассажирских потоков -  необходимое условие полноценного, многостороннего развития региона, его экономических, рекреационных и трудовых ресурсов». Такой же точки зрения придерживаются и авторы работы, которые подчеркивают, что «уровень развития транспортной инфраструктуры влияет на эффективность территориальной организации общества, поскольку транспорт образует своеобразный каркас территориальной структуры хозяйства и консолидирует социально-географическое пространство, служит фактором устойчивости социально-экономического развития региона». В свою очередь, Король Т.А.  отмечает, что «в развитии каждого региона транспортная инфраструктура должна формировать достаточные условия для эффективного функционирования и развития отраслей базового производства и обеспечить максимально эффективное использование экономического и производственного потенциала данного региона».

Основной целью транспортной инфраструктуры региона является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для базовых отраслей производства и населения конкретной территории в соответствии потребностям региона. Как подчеркивает Ефимова Е.Г. в работе [3]:  «транспортная инфраструктура занимает важное место в развитии региона, с одной стороны, обеспечивает мобильность произведенных в нем товаров и ресурсов, с другой стороны - облегчает доступность территорий, предоставляя возможность свободного передвижения пассажиров и грузов».  В случае недостаточного уровня развития транспортная инфраструктура становится тормозом, а в случае опережающего развития  -  акселератором экономического роста региона.

Обеспеченность территории эффективно функционирующей транспортной инфраструктурой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект[4].

Транспортная составляющая, по мнению  Московца А.В.,  не только связывает территории с разным уровнем социально-экономического развития, но и  сглаживает  некоторые недостатки неудачного и отдаленного географического положения многих городов, экономических центров и ареалов, стимулирует освоение новых ресурсов и территорий, формирует новые и трансформирует старые полюса роста в экономическом пространстве государства. При этом основными критериями результативности транспортной инфраструктуры выступают динамичное и качественное удовлетворение транспортных потребностей материального производства региона, его непроизводственной сферы и населения, а также ликвидация разрывов и «узких мест» в транспортной инфраструктуре  как  регионов,  так  и страны. 

Исходя из высказанных предположений, на наш взгляд, под транспортной инфраструктурой региона следует понимать особый вид инфраструктурного  комплекса, имеющего специфический регионообразующий характер, выражающийся в способности транспортной инфраструктуры обеспечивать территориальную целостность региона и создавать условия для его  социально-экономического развития посредством осуществления возложенных на нее функций по  обеспечению  транспортно-экономических связей.  Данная  трактовка позволяет более глубоко изучать эффективность  развития  и соответствие транспортной инфраструктуры потребностям региона в осуществлении транспортно-экономических связей [5].

Необходимо отметить, что характер развития транспортной инфраструктуры и ее  функциональные особенности  определяются исходя из специфических особенностей региона, общих  региональных  социально-экономических интересов под влиянием множества различных факторов.

Таким образом, эффективность  развития  транспортной инфраструктуры конкретной территории определяется  влиянием  инфраструктурообразующих факторов  и созданных в экономике  условий ее формирования,  и  при этом является одним из определяющих факторов  уровня  социально-экономического развития региона.  Стоит отметить, что влияние транспортной инфраструктуры на  региональное  развитие может как усиливаться, так и ослабевать под воздействием данных факторов, и поэтому их изучение позволяет не только определить их роль, специфику  и направленность  воздействия, но и оценить экономические следствия эффективности развития  региональной транспортной инфраструктуры.  Опыт  ведущих стран мира  свидетельствует о том, что создание  развитой транспортной инфраструктуры способствует эффективному использованию ресурсного, экономического и социального потенциала территорий за счет эффективного осуществления  транспортно-экономических связей.

Следовательно, конечной целью  повышения эффективности  развития транспортной инфраструктуры является  полное соответствие  имеющимся потребностям региона в осуществлении транспортно-экономических связей.

Одним  из элементов региональной  транспортной инфраструктуры является  автотранспортная инфраструктура, играющая важную роль в устойчивом поступательном экономическом развитии региона, интеграции  его транспортной сети в систему страны и международную транспортную систему.

Развитая транспортная инфраструктура наряду с другими инфраструктурными  комплексами региона  является важным  условием достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей, влияет на повышение качества жизни людей.

На транспортную инфраструктуру возложена важнейшая государственная задача  - наряду с другими видами транспортной инфраструктуры она  призвана  сформировать единый транспортный комплекс страны, обеспечить  потребности страны в осуществлении  транспортно-экономических  связей. 



Список литературы:

  1. Задворный Ю.В. Развитие транспортной инфраструктуры региона // Транспортное дело России. - 2015. - № 6 (79). - 18-20 с.
  2. Савченко Е.Е. Транспортная инфраструктура как инструмент регионализации экономики, ее суть и влияние на регион. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2017. - № 5. - 56-61 с.
  3. Ефимова Е.Г. Транспортная инфраструктура региона Балтийского моря в системе международных хозяйственных связей. - СПб. - 2019.
  4. Семина И.А., Кустов М.В. Транспорт в территориальной социально-экологической системе. // Актуальные проблемы географии и геоэкологии. - 2018. - № 2. - 13-20 с.
  5. Кудрявцев А.М., Тарасенко А.А. Методический подход к оценке развития транспортной инфраструктуры региона. // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6 (часть 4). - 789-793 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: