» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (62) 2022

Автор: Савина Анастасия Дмитриевна, студент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Требования и оценка компетентности аудиторов СМК

Статья просмотрена: 97 раз
Дата публикации: 11.05.2022

 

УДК 005.6

ТРЕБОВАНИЯ И ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТИ АУДИТОРОВ СМК

Савина Анастасия Дмитриевна

студент

научный руководитель: Е.Ю. Салдаева

доцент

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Оценка компетентности внутренних аудиторов системы менеджмента качества является основой обеспечения адекватности результатов внутреннего аудита и, как следствие, результативности и эффективности функционирования системы менеджмента качества организации. В статье проанализированы предъявляемые требования к компетентности аудиторов. Так же рассмотрены методики оценки компетентности внутренних аудиторов, которые помогают сформировать понятие об уровне квалификации аудиторов, критериально их оценить и предложить пути повышения квалификации.

Ключевые слова: система менеджмента качества, внутренний аудит, компетентность, аудиторы.

 

Как известно, осуществление аудитов в организации, является одним из требований для подтверждения соответствия системы менеджмента качества предъявляемым к ней требованиям, отраженным в ГОСТ Р ИСО 9001 -2015«Системы менеджмента качества. Требования»[2].

Для того чтобы процедура аудита осуществлялась результативно и эффективно для организации, формировала добавленную ценность, необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Компетентность аудиторов;
  2. Достаточность аудиторов для проведения необходимого количества аудитов в запланированные интервалы времени.

Качество проведенной аудиторской проверки в значительной степени зависит от компетентности аудиторов. Чем выше компетентность аудитора, тем при прочих равных условиях ниже риск ошибочного аудиторского заключения. Члены аудиторской группы не должны иметь одинаковую компетентность, однако компетентность группы в целом должна быть достаточной для достижения целей аудита.

Оценка компетентности аудиторов, требуемая стандартом ГОСТ Р ИСО 19011-2021, является очень важной для дальнейшего совершенствования процесса аудита.

Оценка аудиторов должна планироваться, внедряться и документироваться в соответствии с программой аудитов с тем, чтобы получить объективные, надежные, заслуживающие доверия результаты. Процесс оценки включает следующие основные этапы:

  1. Определение компетентности персонала, проводящего аудит, требуемой программой аудитов;
  2. Установление критериев оценки;
  3. Выбор соответствующего метода оценки;
  4. Проведение оценки.

Критерии могут быть качественными (личностные качества, знания и навыки, продемонстрированные в процессе обучения или на рабочем месте) и количественными (опыт работы и образование в годах, число проведенных аудитов, подготовка в области аудита в часах). Личные качества аудитора должны позволять ему действовать в соответствии с принципами проведения аудита. Аудитор должен быть:

  • порядочным — правдивым, искренним, честным, сдержанным и благоразумным;
  • открытым — воспринимать альтернативные идеи или точки зрения;
  • дипломатичным — умеющим тактично взаимодействовать с людьми;
  • наблюдательным — активно знакомиться с окружением и деятельностью;
  • проницательным — интуитивно оценивать ситуации;
  • разносторонним — быть готовым к различным ситуациям;
  • упорным — настойчивым, ориентированным на достижение поставленных целей;
  • решительным — своевременно принимать решения на основе логических соображений и анализа;
  • самостоятельным — действовать и выполнять свои функции независимо, в то же время результативно сотрудничать с другими.

Помимо личных качеств аудитор должен обладать знаниями и навыками в следующих областях:

  1. Принципы, процедуры и методы аудита;
  2. Система менеджмента и ссылочные документы;
  3. Организационные моменты;
  4. Применяемые законы, технические регламенты и другие требования, относящиеся к предмету аудита.

Критерии компетентности для аудиторов и руководителей групп по аудиту подробно изложены в стандарте ГОСТ Р ИСО 19011-2021[1].

Оценка должна проводиться с применением двух методов или более, выбранных из табл. 1, причем следует принимать во внимание, следующее:

  • в некоторых ситуациях приведенные методы не могут быть применимы;
  • надежность методов может быть различной;
  • как правило, следует использовать комбинацию методов, чтобы обеспечить достоверный, логичный и надежный результат.

Таблица 1 -  Методы оценки аудиторов

Метод оценки

Цели

Примеры

Анализ записей

Верификация прошлого опыта аудитора

Анализ записей об образовании, подготовке, опыте работы и опыте проведения аудитов

Обратная связь

Получение информации о том,как воспринимается деятельность аудитора

Обзоры,вопросники,персональные рекомендации, жалобыЮ оценка раюоты, сравнительный анализ

Интервью

Оценка личностных качеств и навыков общения,верификация информации и проверка знаний, получение дополнительной информации

Персональное интервью

Наблюдение

Оценка личностных качеств и способности применять знания и навыки

Ролевые игры,непосредственная деятельность

Испытание

Оценка личностных качеств знаний и навыков и их применения

Устные и письменные экзамены,психометрические испытания

Получении инаормации о работе аудитора

Получение информации о работе аудитора в процессе проверки, выявление сильных ис лабых сторон

Анаиз отчёта по аудиту, интервью с руководителем группы по аудиту, аудиторами, и если это необходиоЮ получение отзыва от проверяемой организации

 

В процессе оценки собранную информацию об аудиторах сравнивают с критериями оценки. Если персонал не соответствует этим критериям, указывают на необходимость дополнительного обучения, опыта работы и (или) участия в аудитах, после чего проводят повторную оценку.

Аудиторы должны поддерживать свою компетентность путем регулярного участия в аудитах СМК и постоянного профессионального совершенствования путем получения дополнительного опыта работы, обучения, коучинга, посещения совещаний, семинаров и конференций.



Список литературы:

  1. ГОСТ Р ИСО 19011-2021.Оценка соотвествия. Руководящие указания по проведению аудита системы менеджмента качества. - М.: Изд-во стандартов, 2021. – 36.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 2015. - 32 с.
  3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Москва: Издательство стандартов, 2015. – 87 с.
  4. ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. N 1574-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 года.
  5. Салдаева, Е.Ю. Системы менеджмента качества: учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы / Е.Ю. Салдаева; – ПГТУ. - Йошкар-Ола: ИздательствоПоволжский государственный технологический университет, 2015. – 47 с. – ISBN 978-5-8158-1515-5.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: