» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Прищеп Ирина Петровна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ динамики индекса потребительских цен в Российской Федерации

Статья просмотрена: 1623 раз

Аннотация. Данная статья посвящена индексу потребительских цен в Российской Федерации. Рассматривается сущность и значение данного показателя для экономики страны. Проводится анализ динамики ИПЦ за 2009-2017 гг., структуры стоимости условного (минимального) набора продуктов и индексов потребительских цен в группировке КИПЦна февраль 2017 г.

Ключевые слова: индекс потребительских цен, инфляция, ценообразование, потребительская корзина.

 

Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги (ИПЦ, индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI.) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары, работы услуги, которые приобретаются населением. Данный индекс показывает отношение стоимости фиксированного перечня товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода [4].

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается в соответствии с «Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23. Согласно настоящему положению ИПЦ отражает произошедшие за определенный период времени изменения общего уровня цен на товары и услуги [3].

ИПЦ служит одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в большинстве стран мира, включая Россию, и может использоваться в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, для анализа и прогнозирования ценовых процессов в экономике, изучения и анализа динамики социально-экономических явлений и процессов, пересмотра минимальных социальных гарантий, предоставляемых населению, разрешения отдельных правовых споров и т.д. Помимо этого, ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих в сопоставимые цены, а также для характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и услуги в текущем периоде по сравнению с базисным периодом под влиянием происходящих изменений в ценах на данные товары и услуги по отдельно взятым субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом [1].

Наблюдение и контроль над потребительскими ценами организованны на территории всех субъектов РФ в столицах республик, краевых, областных и автономных центрах, городах федерального значения, а также райцентрах (города, ПГТ), отобранных с учетом их вклада для отражения действительного социально-экономического и географического положения регионов, а также насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. Регистрация цен и тарифов на товары, работы, услуги происходит в учреждениях торговли, сферы услуг и общественного питания, на розничных рынках и ярмарках, занимающихся их реализацией на регулярной основе в стационарных и нестационарных (палатки, киоски и т.п.) объектах, являющихся собственностью как физических, так и юридических лиц.

Потребительский набор товаров и услуг, на базе которого реализуется наблюдение за ценами и происходит расчет ИПЦ, представляет собой единый для всех субъектов РФ перечень товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. В данный перечень входят товары и услуги, как массового потребления, так и необязательного пользования, к примеру, легковые автомобили, ювелирные изделия, деликатесные продукты и прочее. Выборка данных позиций производится на основании их относительной важности для потребления населения, важности для отражения динамики цен на однородные товары, их устойчивого наличия в продаже.

Исходными данными, применяемыми для расчета ИПЦ, служат данные регистрации цен на товары и услуги с конкретно заданными потребительскими свойствами. Исходя из полученных показателей, формируются средние сопоставимые цены отчетного и базисного периодов. Под сопоставимой ценой (тарифом) понимается цена (тариф) в одной и тот же товар (услугу) с конкретно заданными потребительскими свойствами (ценовая котировка), которые зарегистрированы в отчетном и базисном периодах на одном и том же предприятии торговли (сферы услуг). Формирование средних цен происходит под влиянием разнообразных ассортиментных и территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других структурных факторов. Уровень средних цен для Российской Федерации представляет собой средневзвешенную величину, исходя из уровня цен по субъектам РФ. Индивидуальные индексы цен на потребительские товары и тарифы на платные услуги, предоставляемые населению, определяется как средняя геометрическая простая, исходя из изменений цен по ценовым котировкам, при этом важно соблюдать условие равного количества сопоставимых котировок на данный товар (услугу). На базе индивидуальных индексов для отдельно взятых товаров (услуг) формируются агрегатные индексы цен на отдельные виды товаров (услуг) для субъектов РФ, федеральных округов РФ и для России в целом. А уже исходя из полученных агрегатных индексов цен на товары (услуги) и расходов на их приобретение в рамках потребительских расходов домохозяйств, формируются сводные индексы цен по отдельным подгруппам и группам (продовольственные товары, непродовольственные товары и т.д. ) товаров (услуг) и ИПЦ в целом по субъекту РФ, Федеральному округу РФ и Российской Федерации в целом.

В Российской Федерации наблюдение за потребительскими ценами согласно действующей методологии ведется, начиная с 1 января 1992 г. В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008г. № 671-р обязанность по разработке и публикации официальных данных о показателе «Индекс потребительских цен» возложена на Федеральную службу государственной статистики. Расчет производится с месячной, годовой периодичностью, а также в региональном разрезе [7].

Рассмотрим динамику изменения потребительских цен на все товары и услуги за 2009-2017 гг. (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Индексы потребительский цен на все товары и услуги в 2009-2017 годах на конец периода, в % к декабрю предыдущего года

*Февраль 2017 г. в % к декабрю 2016 г. [6].

Согласно рисунку 1 за анализируемый период наблюдались значительные колебания индекса потребительских цен. В связи с падением курса рубля и введением санкций странами Западной Европы и США, начиная с декабря 2014 года, произошло резкое повышение индекса потребительских цен. В начале 2015 года значительный рост цен продолжался в связи с девальвацией рубля и эффектом от введения контрсанкций по ограничению продовольственного импорта. Только с марта 2015 года вследствие укрепления рубля, насыщения рынка сезонными импортными товарами темпы роста цен снизились, а индекс потребительских цен стал равен индексу 2008 года, то есть кризисного периода [4].

Наряду с традиционной классификацией Росстат публикует индекс потребительских цен в группировке классификатора индивидуального потребления по целям (международный классификатор COICOP), которая представляет собой одну из четырех функциональных классификаций СНС и применяется при разработке показателей индивидуального потребления в составе ВВП. Формирование ИПЦ в группировке КИПЦ дает возможность проследить динамику цен на товары и услуги, исходя из направления их использования.

 

http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/44.files/Image005.png

Рисунок 2. Индексы потребительских цен в группировке КИПЦ в феврале 2017 г. на конец периода, в %к декабрю 2016 г. [6].

Рисунок 2 демонстрирует, что рост цен на различные товары и услуги неравномерен. Наиболее заметен рост на услуги транспорта и здравоохранения, а также продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки и табачные изделия. В феврале 2017 г. индекс потребительских цен на автомобильный бензин составил 100,6% (за период с начала года 101,4%), , на медикаменты 100,2 (за период с начала года 101,4), на продовольственные товары 100,2 (за период с начала года 101,1%), на алкогольные напитки 100,3 (за период с начала года 100,8%) В целом, в феврале 2017г. индекс потребительских цен составил 100,2%, с начала года – 100,8% (в феврале 2016г. – 100,6%, с начала года – 101,1%) [2].

Рассмотрим структуру стандартизированного для России набора продуктов для среднестатистического россиянина в феврале 2017 года (рисунок).

 

Рисунок 3. Структура стоимости условного (минимального) набора продуктов, в процентах в расчете на одного человека в месяц [6].

Согласно данным Росстат стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России на конец февраля 2017 года составила 3745,1 рубля, что на 1,5% больше, чем в начале года. Из рисунка 3 видно, что в структуре потребляемых среднестатистическим россиянином продуктов преобладают хлеб, крупы, макаронные изделия – их доля в феврале 2017 года составила 23,4% и 22,9% в этом же месяце предыдущего года. Также значительную долю в структуре потребления занимает молочная и мясная продукция – их доля в общей стоимости минимального набора продуктов на февраль 2017 г. составила 22,4% и 18,5% соответственно. Структура стоимости продуктового набора в феврале 2017 г. практически не претерпела изменений по сравнению с февралем 2016 года.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что анализ индекса потребительских цен играет важную роль для экономики государства. Проведенное исследование показало, что динамика ИПЦ в Российской Федерации непостоянно и зависит от множества как внешних, так и внутренних факторов. В настоящее время наблюдается стабилизация ситуации на продовольственном рынке, во многом это связано с грамотной антиинфляционной политикой государства.

 



Список литературы:

  1. Иванова А.И., Гелета И.В. Ценовая политика предприятий в современных условиях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/11/13039 (дата обращения: 01.04.2017).
  2. Лисицына И.В., Милюков А.В. Анализ динамики цен на потребительском рынке // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/12(27).pdf (дата обращения: 02.04.2017)
  3. Постановление Госкомстата РФ от 25.03.2002 N 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36345/b4a52f2d013477f087bffa323b1d09dc18595254/ (дата обращения: 01.04.2017).
  4. Приказ Росстата от 30.12.2014 N 734 «Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174490//(дата обращения: 02.04.2017).
  5. Рейхерт Н.В., Матросова С.В. Анализ инфляционных процессов в России //Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». 2016 №11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/makroekonomika/item/3862-2015-12-16-06-39-49 (дата обращения: 02.04.2017).
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru
  7. Федеральный план статистических работ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. №671-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2017 г № 213-р) [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111344/ (дата обращения: 01.04.2017).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: