» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (64) 2022

Автор: Иванова Анастасия Романовна, юрист
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Конституционные принципы прав человека и гражданина на социальное обеспечение

Статья просмотрена: 256 раз
Дата публикации: 17.06.2022

УДК 34.096

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Иванова Анастасия Романовна

студент 2-го курса Института права, группа Юзм-204

научный руководитель: Кононенко Данил Валерьевич

к.ю, доцент

 ВолГУ, г. Волгоград

 

 

Аннотация. В статье сделан обзор конституционных принципов прав человека и гражданина на социальное обеспечение и социальную защиту в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации призвана охранять прав и свободы, законные интересы всех граждан и людей, проживающих на территории государства.

Ключевые слова: права, гражданин, социальное обеспечение, Конституция, защита.

 

Вопрос обеспечения прав и свобод человека и гражданина – актуальный и приоритетный для Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина играют важную роль в развитии системы права и государства в целом. Обеспечение прав и свобод граждан и человека – конституционно закреплённое и гарантированное гражданину Российской Федерации право, а ратифицированная в Российской Федерации Конвенция о правах человека дает возможность обеспечения прав и свобод любому человеку, проживающему на территории Российской Федерации.

Согласно российской Конституция, Российская Федерация является правовым социальным демократическим государством, ориентированным на улучшение условий и качества жизни своих граждан путем проводимой на самых разных уровнях политики в области экономики, социального обеспечения, здравоохранения, культуры и т.д. Одним из обязательных условий существования государства такой правовой формы заключается в закреплении основных прав и свобод граждан, а также разработка направлений государственной политики для обеспечения реализации таких прав и свобод гражданами по всей территории государства [3].

Под правами гражданина принято меры поведения гражданина в рамках правового поля, которые направлены на удовлетворение интересов человека, являющегося гражданином того или иного государства.

Правам и свободам российских граждан посвящена вторая глава Конституции РФ. Помимо Конституции РФ существуют международные стандарты по правам человека, закреплённые на международном уровне и отражённые во Всеобщей декларации прав человека и иных международных правовых актах, связанных с правами и свободами человека.

По своей сущности права граждан на территории государства отражают минимум условий, которые позволяют гражданину сохранить человеческое достоинство и жизнь. Они вытекают из самой природы человека и являются для любого гражданина благом и условием его безопасного и свободного существования как полноценной единицы в обществе.

Социальное обеспечение всегда являлось и занимало одно из ключевых мест в жизни общества и государства. Оно непосредственно зависит от развития экономики и очень тесно связано с политической деятельностью и социальным благополучием человека и неработающего слоя населения. Социальное обеспечение направлено на материальное обеспечение определенной категории граждан из финансов государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов, в случае если произойдут события, которые государство признает социально значимыми с целью выровнять социальное положение граждан по сравнению с остальной частью общества.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. В обязанность государства входит их соблюдение и защита. Право на социальное обеспечение раскрывается в определенных статьях Конституции РФ.

В ст. 18 Конституции России установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей и уровней власти и обеспечиваются правосудием.

Обращение к действующему российскому законодательству позволяет заключить, что оно является социально-ориентированным, и это вполне соответствует положениям Конституции РФ, провозглашающим Российскую Федерацию социальным государством. Так, часть 1 статьи 7 Конституции говорит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Поскольку российское государство провозглашено в качестве федеративного, а вопросы социального обеспечения отнесены к предмету совместного ведения, соответственно, региональные власти обладают достаточно обширными полномочиями в данной сфере, и, поэтому, весьма интересным является изучение именно регионального законодательства в сфере социальной поддержки населения.

Сущность социальной политики любого государства раскрывается посредством тех функций, задач, которые государство призвано выполнять. Являясь социальным государством, что отражено в нормах Конституции РФ, Россия ориентируется на общегосударственные интересы при разработке направлений социальной политики. При этом такие направления должны сопоставляться с учетом общей стратегии развития государства.

Социальная политика любого государства в первую очередь должна быть ориентирована на социум, на общество, на достижение целей в виде удовлетворения потребностей населения в обеспечении жильем, образованием, медицинском обслуживании и т.д., что также находит отражение в нормах Конституции РФ.

Прежде чем определить сущность самой социальной политики, необходимо понимать, что же она из себя представляет. Существует множество определений термину «социальная политика». Рассмотрим различные точки зрения на данную категорию.

С одной стороны, под социальной политикой государства принято понимать составную часть внутренней политики государства, которая направлена на реализацию гражданами своих конституционных прав на получение образования, решение жилищных проблем, получения качественной медицинской помощи и прочих благ, которые гарантированы гражданам Конституцией РФ.

Еще одним из определений термину «социальная политика» является определение данной политики как политики в области социального развития и социального обеспечения посредством использования системы мероприятий по улучшению качества и уровня жизни отдельных категорий населения.

Помимо этого, под социальной политикой понимают не только вышеуказанные мероприятия, но и систему взаимоотношений и взаимодействия между социальными группами, главной целью которых является их социальное развитие и защита.

Таким образом, по всем рассмотренным выше определениям к понятию «социальная политика» можно сделать вывод, что социальная политика — это целенаправленная деятельность государства по обеспечению достойного уровня жизни населения посредством проведения специальных мероприятий, направленных на защиту прав и интересов населения и отдельных групп, имеющих право на отдельные виды социального обеспечения.

Социальная политика имеет свой объект и субъект. К объектам социальной политики относят отдельных граждан, население государства. К субъектам социальной политики относят органы государственного управления, призванные в силу своих полномочий осуществлять реализацию социальной политики на всех уровнях власти.

Главной целью социальной политики государства является формирование социально ориентированного государства, которое призвано обеспечить своим гражданам достойный и качественный уровень жизни.

Реализация социальной политики основана на ряде принципов такой реализации:

  • принцип социальной справедливости, предполагающий равноправие всех представителей социума в предоставленных им по Конституции РФ правах на фоне одновременной дифференциации населения по отдельным категориям, наиболее нуждающимся в поддержке со стороны государства (например, инвалиды, дети, многодетные семьи, пенсионеры и т.д.);
  • принцип индивидуальной социальной ответственности, предполагающий, что каждый дееспособный гражданин общества должен приложить максимум усилий для самообеспечения в первую очередь, а государство должно направлять свои усилия в первую очередь на те группы населения, которые в силу своего положения в большей степени не могут самостоятельно обеспечить себя всем необходимым для жизни;
  • принцип социальных гарантий, предусматривающий предоставление гражданам гарантированного Конституцией минимума социальных услуг;
  • принцип всеобщности, предполагающий, что социальные мероприятия должны охватывать всех представителей общества на основе дифференцированного подхода к ним.

Социальная политика государства может быть представлена как форма сознательного воздействия со стороны государства на социальную сферу жизни общества и населения такого общества с целью ее изменения. В этом случае можно рассматривать социальную политику как часть государственного управления, где объектом управления является социальная сфера жизни общества.

Всю социальную сферу жизнедеятельности общества можно разделить на объективную и субъективную сторону. Так к объективной стороне принято относить конкретные условия жизнедеятельности представителей общества, а к субъективной стороне – конкретные потребности населения.

Отметим, что социальная политика и ее направления развиваются в государстве с учетом общей экономической и политической обстановкой.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная политика государства направлена на повышение уровня и качества жизни населения, оказание гарантированных гражданам отдельных категорий прав на социальное обеспечение.

Основной конституционный закон России – Конституция РФ, есть правовой механизм защиты материнства и детства на территории страны. Зарождение новой семьи есть явление общественного значения, есть будущее страны. А значит, такое будущее должно находиться под защитой государства на всех его уровнях власти.

В Конституции РФ закреплено, что в России обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Указанные нормы подразумевают создание государством условий для этой категории граждан, гарантируя им достойную жизнь и выполнение ими социальных функций, связанных, в частности, с материнством и детством.

Развивая нормы Конституции Российской Федерации, связанные с поддержкой семей, имеющих детей, был принят Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В настоящее время, действует редакция Федерального закона от 08 июня 2020 года № 166-ФЗ. Нормы указанного закона определили два уровня законодательных актов Российской Федерации о государственных пособиях для семей, имеющих детей:

Федеральный уровень – то есть федеральные законы Российской Федерации;

Региональный уровень – это законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Для нашего региона – это будут законы и нормативные правовые акты Волгоградской области.

Федеральный закон от 19 мая 1995 года No 81-ФЗ предусматривает достижение основных целей по созданию для российских граждан, проживающих на территории Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, одной единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством финансовой поддержки материнства, отцовства и детства.

Трудовой кодекс Российской Федерации  от 30 декабря 2001 года No 197-ФЗ, содержащий базовое определение правового регламента, согласно которому женщины и работающие с семейными обязанностями, в том числе конкретизирующие условия назначения и выплаты отдельных видов государственных пособий, содержащихся в настоящем Законе.

Важное место в системе нормативно правовых источников и правовых отношений, связанных с выплатой пособий гражданам, имеющим детей, занимает Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Данный закон предусматривает дополнительную поддержку семей с детьми.

Кроме всего того, правовое регулирование правоотношений, осуществляющих поддержку материнства, отцовства и детства, поддержку семей с детьми, регулируется также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Говоря о нормативных законах Правительства Российской Федерации, они устанавливают условия и порядок распределения и выплаты государственных пособий гражданам с детьми.

Наряду с тем, закрепленные в Конституции Российской Федерации гарантии об установлении защиты государством семьи, материнства и детства, не предусматривает прав этих граждан на определенные выплаты в виде денежных сумм.

Основной конституционный закон российского государства указывает своим правовыми нормами на принадлежность России к социально-правовому государству, которое должно стремиться к обеспечению россиянам достойного уровня жизни, благосостояния, свободного развития.

Социальные гарантии — это своего рода институт защиты, который призван охранять законные права и свободы граждан России. Семья является важной ячейкой общества, также находящейся под протекцией государства.

Необходимо, чтобы такая защита носила не только формальный характер, но и работала на практике, а механизм ее реализации не имел административных преград и барьеров по обеспечению государством защиты прав и интересов семьи как главной составляющей общества.

Задачей современной России является создание прочной законодательной основы, которая бы гарантировала отдельным категориям населения (наиболее уязвимым) соблюдение их законных прав и интересов. Прежде чем разработать действенный правовой механизм реализации прав и интересов социально незащищенных слоев населения, необходимо изучить исторические этапы развития правовой основы социального обеспечения в России и выявить те отправные точки, которые сегодня по мере своей трансформации привели к современному состоянию законодательства о социальном обеспечении населения.

Для современной социальной политики характерно ориентирование по следующим основным направлениям:

  • эффективность реализации основных направлений социальной политики;
  • направленность на основные социальные объекты, которые нуждаются в социальной защите и поддержке со стороны государства.

Так, например, для российской социальной сферы характерна разработка таких направлений социальной политики, которые направлены на оказание социальной помощи в различных ее видах отдельным категориям населения, которые особо нуждаются в такой помощи.

Система оказания социальной помощи отдельным категориям населения на сегодня находится в стадии своего развития, однако государством на всех уровнях власти предпринимаются все необходимые меры, чтобы такая помощь нуждающимся категориям граждан была оказана в полном объеме и в соответствии с действующими правовыми нормами.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс [Электронный источник]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
  2. Бакиева Г. Р. Социальное обеспечение и его виды / Г. Р. Бакиева, С. А. Горазов, А. В. Баннова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 345-347.
  3. Бандурин, А. П. Проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан России в период пандемии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, №10. – 2020. - С. 75-80.
  4. Волкова, Н. С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. — 2019. — № 7. — С. 5–16.
  5. Дуденцова, Ю. С. Анализ эффективности государственной политики в сфере социального обеспечения граждан в Российской Федерации / Ю. С. Дуденцова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 498-500.
  6. Старцева С. В. Система и понятие социального обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, №8. – 2018. – С. 10-14.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: