» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (64) 2022

Автор: Рываев Никита Юрьевич, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Правовые особенности охраны особо охраняемых природных территорий

Статья просмотрена: 143 раз
Дата публикации: 19.06.2022

УДК 349.415

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Рываев Никита Юрьевич

студент

Кузьмина Мария Вячеславовна

к.ю.н., старший преподаватель

Оренбургский институт (филиал) университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург

 

Аннотация. особо охраняемые природные территории подлежат особой охране. Целью данного исследования является правовой анализ особенностей законодательства в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий. Задачей является выявление недостатков в законодательной базе и необходимости совершенствования законодательства в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова: земельное право, экология, природные объекты, особо охраняемые природные территории, категории земель.

 

При эксплуатации природных ресурсов человек может как негативно влиять на окружающую среду, так и положительно. Однако существует специальная форма охраны окружающей среды, которая с течением времени доказала свою эффективность на практике. Она заключается в сохранении природных компонентов и отдельных природных объектов на определённых территориях путём установления границ и специальных режимов с ограничением деятельности, то есть установление правовых режимов [3].

Российская Федерация является уникальной и очень богатой страной с точки зрения природных ресурсов, наличия множества природных территорий, которые представляют собой национальное достояние Российской Федерации. Исключительная значимость природных территорий подкреплена Конституцией Российской Федерации, которая провозглашает, что:

  1. земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;
  2. земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;
  3. владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;
  4. каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [1].

 Как указывают ЩепанскийИ. С. и ЖигадлоК. В., «в правовой доктрине отсутствует четкое понимание экологической зоны, а правовые нормы, регулирующие порядок их определения и предусматривающие ограничения для природопользователей, пока не выделились в отдельный правовой институт» [7]. С даннойпозицией можно согласиться, так как понятия экологические зоны и экологическое зонирование можно встретить в оглавлениях статей федеральных законов, а также, в правовой доктрине.

Анализ правовой доктрины и правоприменительной практики позволяет прийти к выводу, что экологическое зонирование выражается в различных правовых категориях, к примеру: классификация земель по целевому назначению, а именно по категориям и видам разрешенного использования.

Нельзя не отметить, что категория и вид разрешенного использования влияют на режим использования данных территорий, в том числе и в экологическом смысле. Так, режим использования земель сельскохозяйственного назначения отличен от земель промышленного назначения. Информация о видах разрешенного использования общедоступна, каждый гражданин Российской Федерации может получить информацию о разрешенном использовании земельного участка, обратившись в органы и учреждения Росреестра.

На практике нередки разночтения в официальных документах, несмотря наимеющуюся довольно четкую системность и публичность отражения сведений о категориях земель и земельных участков в публичных реестрах. В целях их устранения в конце 2017 г. был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 № 280-ФЗ, с целью устранить пробелы и противоречия, возникающие при определении категории земли и содержащихся сведений в ЕГРН. Данный нормативно-правовой акт направлен на повышение эффективности порядка использования земельных участков путем должной легализации процесса зонирования.

Социальная обусловленность особо охраняемых природных территорий (ООПТ) исходит из самого легального понятия данных территорий. Так, преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет особо охраняемые природные территории, как «участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны».

С учетом особенностей режима ООПТ различаются следующие категории указанных территорий:

  • государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
  • национальные парки; – природные парки;
  • государственные природные заказники;
  • памятники природы;
  • дендрологические парки и ботанические сады» [2].

Анализ нормативно-правового регулирования охраны ООПТ позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день наметилась тенденция к постепенному ослаблению охраны природных территорий.

Не смотря на достаточную регламентацию действий в пределах указанных территорий, возникает ряд вопросов и противоречий с другими аспектами ООПТ. Так, СуховВ. Е. в одной из своих работ выделилосновные проблемы в правоприменительной практике:

«1) привлечение к административной ответственности лиц, нарушивших режим функционирования ООПТ в переходный период — с момента его создания до утверждения положения об ООПТ и постановки на кадастровый учет входящих в его границы земельных участков;

2) отсутствие порядка изменения границ, статуса и категорий ООПТ регионального значения;

3) бездействие органов государственной власти в части организации охраны ООПТ регионального значения, инвентаризации входящих в их состав земельных участков;

4) осуществление государственно-властных полномочий на ООПТ лицами, не являющимися государственными служащими» [5].

По утверждению Злотниковой Т. В. «либерализация отдельных положений федеральных законов и иных правовых актов в сторону существенного ослабления природоохранительных норм правовой защиты разных видов ООПТ, а также вышеприведенные примеры нормотворческой активности уполномоченных органов федерального и регионального уровней могут привести не просто к отрицательным последствиям для заповедного режима, существования и выживания конкретных ООПТ, но способны нанести заповедной системе страны существенный, непоправимыйвред, если не разрушить ее в целом» [4].

Данное утверждение о последствиях либерализации и постепенного ослабления законодательного регулирования общественных отношений в сфере охраны ООПТ является спорным, так как данные тенденции законодательного регулирования необходимы для обеспечения прав и законных интересов граждан. К примеру, достоверно установлено, что на определенных ООПТ продолжают проживать люди, исторически поселившиеся на данных территориях до их включения в состав особо охраняемых. При этом указанное традиционное для этой местности население ущемлено в осуществлении права собственности на данной территории. На наш взгляд является несправедливым оставление данного вопроса без должного правового регулирования.

Таким образом, анализ нормативно-правового регулирования, правоприменительной практики, доктринальных позиций по исследуемым вопросам, позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий. Однако указанные изменения не должны носить запрещающий характер на ведение деятельности на ООПТ, так как это приведет к невозможности полноценного освоения данных территорий, в связи с чем, необходим баланс интересов всех заинтересованных в данной деятельности лиц.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 04.08.2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ(ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ.- 20.03.1995. — № 12. — Ст. 1024.
  3. Боголюбов С. А. Экологическое право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт. 2011. - 471 с.
  4. Злотникова Т. В. Современные тенденции правового регулирования охраны и использования особо охраняемых природных территорий // Экологическое право. — 2019. — № 2. — С. 15–21.
  5. Сухов В. Е. Правовые коллизии в сфере соблюдения законодательства об особо охраняемых природных территориях // Законность. — 2018. — № 4. — С. 14–16.
  6. Устинов А. Н., Чуксина В. В. Прибайкальский национальный парк: экопарадигма и права человека // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 5. — С. 3–9.
  7. Щепанский И. С., Жигадло К. В. Экологическое зонирование территории: проблемы определения и правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 8. — С. 183–190.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: