» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (64) 2022

Автор: Дорогина Влада Владимировна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации

Статья просмотрена: 160 раз
Дата публикации: 19.06.2022

УДК 349.41

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОХЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дорогина Влада Владимировна

студентка

Кузьмина Мария Вячеславовна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского и природоресурсного права

Оренбургского института (филиала) университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург

 

Аннотация. в данной статье рассмотрены вопросы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.  Проведен анализ современного законодательства Российской Федерации в области государственного земельного мониторинга. Определена роль данного мониторинга. Выявлены его преимущества и недостатки в современных условиях.

Ключевые слова: мониторинг земель, земли сельскохозяйственного назначения, земельное законодательство.

 

Современная картина пользования земель человеком показывает, что каждый землепользователь в нынешнее время стремится получить как можно больше урожайности, но при минимальных затратах. Однако он совершенно забывает о качественных изменениях земель и безразличен к почвозащитной системе земледелия.

В связи с этим наиболее актуальными являются вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения, их рационального использования, что в совокупности представляет стратегическую цель государственной политики.

Данная задачареализуется с помощью государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.

Исходя из п.1 ст.67 Земельного кодекса Российской Федерации, государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв [1].

В настоящее время существуют такие методы государственного мониторинга земель, как:

  1. дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);
  2. сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;
  3. наземных съемок, наблюдений и обследований; соответствующих фондов данных.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:

  1. федеральным, охватывающим всю территорию РФ;
  2. региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими и иными границами;
  3. локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Исходя из п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:

  1. своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов и т. д;
  2. информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;
  3. обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Государственный мониторинг земель имеет важное значение, так как без наличия своевременной и достоверной информации невозможно рациональное и эффективное использование земель, а основная функция мониторинга как раз и заключается в обновлении информации о состоянии земель.

Поскольку в настоящее время земли сельскохозяйственного назначения подвергаются антропогенному воздействию, что напрямую ведет к реальной угрозе полного загрязнения и истощения земель, то роль государственного мониторинга данной категории земель усиливается.

При проведении государственного мониторинга устанавливаются количественные характеристики изменения площадей земель, видов разрешенного использования. Также, выявляются преобразования качественных характеристик состояния земель под воздействием ряда негативных процессов: эрозии, переувлажнение, затопление, засухе, загрязнения земель нефтью, нефтепродуктами и иными токсичными веществами, а также других процессов и явлений, значительно влияющих на состояние земель.

К недостаткам мониторинга сельскохозяйственного назначения стоит отнести тот факт, что по нынешнее время он не имеет четко сформированной и взаимосвязанной нормативной правовой базы.

Существующее в настоящее время Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения является единственным нормативно-правовым актом, который определяет понятие «мониторинг земель сельскохозяйственного назначения»[2]. Данная концепция раскрывает данный вид мониторинга следующим образом: «Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему оперативных, периодических и базовых наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением количественного и качественногосостояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью».

Иным нормативным правовым актом, регулирующим данный мониторинг, является Приказ №664 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения» [3]. Однако, при анализе Приказа №664 можно сделать вывод, что в нем содержится лишь описательная часть общих сведений, где отсутствуют точные данные о механизме реализации этого типа мониторинга.

Устранение недостатка, связанного с нормативной правовой базой, по нашему мнениюозможно, если опираться на опыт зарубежных стран. Изучение развития мониторинга в иностранных государствах показывает, что необходимо учитывать не только данные почвы, но и вовлекать в мониторинг земель необходимые сведения для эффективного управления земельными ресурсами должностных и заинтересованных лиц [4]. Так, в ряде Европейскихстран данные сельскохозяйственного мониторинга активно используются для субсидирования фермеров, а за счет автоматизации процесса создается цифровая система идентификации земельных участков, которая исходя из качественных, количественных данных назначает платежи и отправляет фермерам [5].

Подводя итог, можно отметить, что основой задачей мониторинга является своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия. По нашему мнению, необходимо действовать в рамках наиболее эффективного использование земель, даже если для этого потребуется перевести землю в более эффективный вид использования. Представляется, что вРоссийской Федерациисуществует необходимость дальнейшего совершенствования правового механизма охраны почв как природного ресурса, внесения соответствующих поправок в природоохранительное и земельное законодательство, а также усиления государственного земельного контроля.



Список литературы:

  1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; – Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.06.2022).
  2. Об утверждении Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель,используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1292-р// – Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 15.06.2022).
  3. Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения: Приказ Минсельхоза России от 24 декабря 2015 г. №664-ФЗ // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/(дата обращения 15.06.2022).
  4. EUSCIENCEHUB [Электронныйресурс] :Agriculturalmonitoring-режимдоступа: https://ec.europa.eu/jrc/en/researchtopic/agricultural-monitoring. (дата обращения 16.06.2022).
  5. Саблина, А. А. Проблемы мониторинга земель сельскохозяйственного назначения / А. А. Саблина, В. Ф. Ковязин // Актуальные вопросы в науке и практике : Сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Самара, 05 марта 2018 года. – Самара: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. – С. 10-16. – EDN XUILNZ.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: