» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июль, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №7 (64) 2022

Автор: Нескородев Ярослав Дмитриевич, студент
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Современные методы оценивания результатов обучения учащихся на уроках математики (8-9 классы)

Статья просмотрена: 89 раз
Дата публикации: 05.07.2022

УДК 373.51

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (8-9 КЛАССЫ)

Нескородев Ярослав Дмитриевич

студент 5 курса факультета математики, информатики и естественных наук

Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал)

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим

 

Аннотация. Цель данной статьи рассмотреть реализацию различных методов оценивания результатов обучения в общеобразовательной школе на примере уроков математики в 8 и 9 классах.

Ключевые слова: методы оценивания результатов обучения, результаты обучения, традиционные методы оценивания, современные методы оценивания, кейс, проект, портфолио.

 

В настоящее время с каждым годом происходит множество изменений в разных сферах общества. Самые частые и масштабные изменения претерпевает система образования. Каждый год в сфере образования происходят внесения изменений в документах и модернизирование государственных стандартов, которые, в свою очередь, также отражаются на изменении подачи информации в школах. В связи с тем, как меняется сам учебный процесс в общеобразовательных учреждениях, можно заметить, что также меняются и методы оценивания результатов учащихся. Это вполне логично, поскольку трудно будет оценить настоящий уровень знаний учеников с помощью устаревших методов. Меняется время, меняются поколения и, конечно же, требования к подаче информации в учебных заведениях. Предлагаем рассмотреть методы оценивания результатов обучения на уроках математики 8-9 классов. Результаты обучения делятся на 3 типа: личностные, предметные и метапредметные [1]. Рассмотрим, что они из себя представляют.

Личностные результаты обучения – это результаты, выражающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и индивидуализации. Это внутренняя позиция учащихся, мотивация, как учебная, так и социальная, самоконтроль, а также внутренние установки моральных норм. В большей степени личностные результаты обучения выявляются благодаря обществу и внутреннему самопознанию.  Но это не значит, что учёба не имеет к ним никакого отношения.

Метапредметные результаты обучения – это результаты, полученные при освоении нескольких или всех учебных предметов. Благодаря этому ученик осваивает несколько способов деятельности и имеет возможность их совмещать, а также использовать как в учебной деятельности, так и в некоторых жизненных ситуациях. Такими способами деятельности могут быть сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д. 

Предметные результаты обучения – собственные результаты, которые достигаются на каждой ступени школьного образования при усвоении учебной программы. То есть при обучении на начальной, средней или старшей ступени школьного образования, ученики изучают разные предметы, получают информацию и в конечном итоге видят свои результаты обучения, которые выражаются в форме отметок. Таким образом, учащийся должен освоить основные элементы научного знания по каждому предмету. Все вышеперечисленные результаты взаимосвязаны и не могут быть отделены друг от друга

Далее мы рассмотрим какие существуют методы оценивания результатов учащихся. Методы оценивания результатов можно разделить на традиционные и современные. В большинстве школ до сих пор предпочитают традиционные методы, однако, новизна все же приходит в систему оценивания. Что в себя включают традиционные методы?

К традиционным методам оценивания результатов обучения можно отнести:

1.               Устный опрос;

2.               Письменная проверка;

3.               Оценка за активность;

4.               Контрольная работа;

5.               Проверка домашних работ [2].

Каждый из данных методов можно встретить в современных школах, поскольку несмотря на то, что они давно используются и устарели со временем, некоторые из них довольно эффективны. Кратко объясним, что представляет из себя каждый из этих методов.

Устный опрос – это подготовленные учителем вопросы, которые обычно он задает в самом начале урока для повторения пройденной темы. Обычно это определения понятий, правила или формулы, которые учащиеся должны выучить наизусть. Это один из самых простых, но не самых эффективных методов, так как знание теории не всегда дает гарантию выполнения практического задания.

Письменная проверка – усложненный вариант устного опроса. Учитель в начале урока раздает учащимся листочки с заранее подготовленными вопросами, задачами или примерами, которые ученики должны выполнить. Данный метод более эффективный, поскольку знания учеников по пройденной теме можно весьма быстро проверить по практическим заданиям и помочь тем учащимся, которые не совсем поняли тему.

Оценка за активность – это оценивание работы учеников на уроках. Это могут быть ответы на вопросы, выход к доске или решение примеров. Данный метод устаревший, но до сих пор является одним из эффективных.

Контрольная работа – также весьма эффективный метод. В конце каждой пройденной темы или раздела учитель проводит контрольную работу, на которой учащиеся должны показать все свои знания по пройденному материалу. Вопросы и задания могут быть по нескольким темам одного раздела, это иногда составляет сложность для учеников, которые пропустили некоторые занятия или невнимательно слушали. В конце контрольной работы учащиеся получают оценки и, исходя из них, понимают какие темы им стоит повторить, а какие они усвоили полностью.

Проверка домашних работ – на данный момент является неэффективным методом оценки знаний. Плюс данного метода в том, что у учащихся вырабатывается дисциплина в плане учебы, им дали задание, а они должны его выполнить. Но с развитием сети Интернет некоторые учащиеся не особо хотят тратить время на самостоятельное решение задач, поэтому ищут решебники и сайты ГДЗ. Учитель, конечно, оценит данную работу, но решенное домашнее задание совсем не показатель того, что учащийся усвоил материал.

Можно сделать вывод, что эффективность традиционных методов оценивания результатов обучения учащихся значительно падает с каждым годом. Поэтому система образования внедряет новые современные методы, о которых мы расскажем более подробно.

К современным методам оценивания результатов обучения можно отнести:

1.               Кейс – метод;

2.               Проект;

3.               Портфолио.

Данные методы оценивания идеально подходят для 8,9,10 и 11 классов. Их используют не только в общеобразовательных учреждениях, но и в средних и высших учебных заведениях. Предлагаем более подробно изучить каждый из методов.

Кейс–метод – это пакет заданий, которые не имеют одного единственного и верного варианта ответа. Нужно проанализировать проблемную ситуацию и, если задание групповое, посоветовавшись, выбрать несколько вариантов исхода событий, наиболее подходящих для решения данной задачи, а также обосновать их. Этот метод появился еще в 20-е годы XX века, однако более популярным он стал в 90-е годы. В наше время кейс-метод является особенно эффективным методом оценивания результатов обучения, так как данный метод помогает приобрести целый ряд практических навыков и учит решать сложные структурированные проблемы. 

Проект – это деятельность учащегося, направленная на получение результата. Учащимся дают задание, чаще всего творческое, в ходе которого они должны разработать собственную стратегию его выполнения, продумать все этапы, риски, сроки и множество других деталей для того, чтобы добиться поставленной цели и получить желаемый результат. Метод проектов является одним из самых интересных, так как у учащихся есть свобода действий. Тема может быть у всех одна, но каждый сделает ее по-разному, со своими нюансами и творческими замыслами. Итог данного метода – презентация проектного задания. Данный метод позволяет рассмотреть способности учащегося и по достоинству оценить его работу.

Портфолио - набор достижений и наград, систематизированных в определенную папку или электронный носитель. Портфолио более распространено как метод оценки личностных достижений. Данный метод помогает учащимся мотивировать себя к получению высоких результатов, ставить цели и добиваться их, развивать различные навыки и открыть индивидуальные способности. Данный метод оценивания результатов обучения не ограничивается одним предметом или одним достижением, он помогает оценить творческую и учебную активность учащегося в разнообразных видах деятельности.

В свете всего вышесказанного можно сделать вывод, что современные методы оценивания результатов обучения учащихся в скором времени могут заменить некоторые традиционные методы. Это можно объяснить тем, что современные методы оценивания делают большой упор на индивидуальное и творческое развитие учащихся. Для учеников это большой плюс, поскольку влечет огромный интерес к деятельности, следовательно, такую работу захочет сделать каждый.



Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.
  2. Рыбакова Анастасия Виды, методы и формы проверки [Электронный ресурс]//Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/632/73902.php, свободный. – (дата обращения: 9.06.2022).
  3. Современные методы оценивания результатов обучения. Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика. – URL: http://fml17.ck.ua/sovremennye-metody-otsenivanija-rezultatov-obuchenija, свободный. – (дата обращения: 9.06.2022).
  4. Жунусакунова, А. Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе / А. Д. Жунусакунова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 20.1 (124.1). – С. 26-29. – URL: https://moluch.ru/archive/124/28564/ (дата обращения: 9.06.2022).
  5. Голендухина, Е. Ю. К вопросу оценки достижений обучающихся / Е. Ю. Голендухина. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 149-151. – URL: https://moluch.ru/archive/276/62463/ (дата обращения: 9.06.2022).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: