» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (66) 2022

Автор: Васильев Владимир Вадимович, Магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Некоторые особенности соотношения российского и мусульманского права

Статья просмотрена: 104 раз
Дата публикации: 09.09.2022

УДК 340.5

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ РОССИЙСКОГО И МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА

Васильев Владимир Вадимович

магистрант

Ромашов Роман Анатольевич

доктор юридических наук, профессор

Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам соотношения российского и мусульманского права на фоне значительной конъюнктуры, представляющей мусульман. Особое внимание уделяется таким аспектам как брак и семейное право, поскольку в этой части наиболее остро стоят вопросы взаимодействия религиозного и светского начала. Представляются некоторые точки соприкосновения и расхождения между принятыми в мусульманском и российском праве нормами.

Ключевые слова: мусульманское право, мусульманское семейное право, российское законодательство, семейное право, семья, права человека, брачные отношения.

 

Мусульманское право – это одна из правовых семей, существующих в настоящее время в мире, при этом занимающая важную часть в современных правовых исследованиях в Российской Федерации. Мусульманское право или традиционно-исламское основывается на священных истоках – это Коран (священная книга мусульман) и сунна (священное предание). По сути, вторжение в мусульманское право означает посягательство на сложившиеся многовековыми традициями устои (связанные в том числе с особенностями судопроизводства, поддерживаемые религиозными мусульманскими лицами).

В ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации закреплено, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1]. В ч. 2 ст. 14 указывается на то, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Вместе с тем, согласно различным исследованиям, в России от 15 до 25 миллионов человек считают себя мусульманами на 2022 год [2]. На 1 января 2022 года население России составляло 145 миллионов человек, то есть около 10-17% мусульман проживает на территории Российской Федерации [3]. Из этого обстоятельства следует, что мусульманское право, несмотря на провозглашение светского государства, не может не занимать важное место в исследованиях правоведов, поскольку конъюнктура имеет значительное воздействие на то, каким образом могут быть решены те или иные вопросы в правовом поле. Наиболее показательными являются такие вопросы как, например, юридическая возможность многоженства или отрицательное отношение к однополым бракам, а также другие нюансы, вытекающие из культурных особенностей мусульманского права.

В случае удовлетворительного или, наоборот, неприемлемого правового регулирования каких-либо вопросов может возникнуть серьезное социальное напряжение (что, например, в части однополых браков может относиться и к православным верующим), из-за чего учет специфики разнообразия населения, проживающего в России, необходим, равно как и исследования благоприятного сосуществования российского и мусульманского права.

Тесное взаимодействие религиозной идеологии и морали отражается в нормах, регулирующих различные аспекты жизни мусульман: акцент на семейном праве, понятии равенства мужчин и женщин (крайне выраженный дифференцированный подход), особенное морально-нравственное понимание отдельных вопросов взаимоотношений между людьми. Вместе с тем, многие вопросы, являющиеся спорными или непонятными для людей, не имеющих представление о мусульманском праве, по большей части сопоставимы с тем, что имеется в российском правовом регулировании.

Обращаясь к вопросу принятия и понимания мусульманами иных религий на территории Российской Федерации, важно учитывать содержание и особенности мусульманского права – например, право на свободу совести и вероисповедания, закрепленное в ст. 28 Конституции Российской Федерации, присутствует и в Коране, где прямо прописано следующее: «Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует (этим он навредит только себе)» (18:29) [4]. Присутствуют при этом определенные ограничения, связанные с религией – мусульманки не могут выходить замуж за тех, кто не исповедует ислам, а мусульмане не могут жениться (харам – запрещено) на язычницах или неверующих женщинах (атеистках), однако при этом могут жениться на христианках или иудейках (макрухтанзихан – разрешено, но нежелательно), что также закреплено в Коране (2:221, 60:10). Указанная религиозная специфика проявляется и в России, в целом, не вступая в противоречия с российским законодательством, поскольку свобода вероисповедания в контексте права не запрещает верующим людям накладывать на себя ограничения, связанные с религией, самостоятельно – например, не есть определенную пищу или руководствоваться в своей жизни какими-либо предписаниями (например, как пять столпов ислама –шахада, намаз, саум, закят и хадж). Вместе с тем, применять наказания за их неисполнение, нарушающие действующее законодательство, категорически запрещено, равно как и нарушать права и свободы человека, закрепленные на государственном уровне в Российской Федерации.

Наиболее проблемным элементом в части любых религиозных сообществ является часть, связанная с противоречиями между светским и теологическим. В мусульманском праве существуют специфические виды наказания в области семейных отношений – например, согласно Корану в случае прелюбодеяния «держать женщину в доме, пока смерть не покончит с ней или Аллах не установит для неё иной путь» (4:15). В России супружеская измена не является преступлением, что следует из ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации – «свобода и добровольность брачного союза» [5]. Более того, незаконное лишение свободы является преступлением согласно ст. 127 Уголовного кодекса Российской Федерации [6]. Соответственно, подобная ситуация является неприемлемой, из чего следует, что законодательство превыше религии, несмотря на то, какую ценность она представляет для верующих людей. Вне зависимости от религиозной принадлежности, подобная мера недопустима в Российской Федерации.

Следующий вопрос, в отношении которого в отечественном праве сложилось множество противоречивых позиций, связан с многоженством. Коран прямо указывает на право жениться на других женщинах (на двух, трех, четырех) и даже поощряет это (4:3). Вместе с тем, юридически заключить брак с несколькими женщинами в Российской Федерации невозможно, из-за чего возникают определенные проблемы, которые, в отличие от практики применения наказаний из «мусульманского права» ограничить или предупредить сложнее:

1.               Во-первых, в нынешнем правом поле России отсутствует какое-либо наказание за многоженство, несмотря на невозможность таких браков.

2.               Во-вторых, мусульманский брак (никах) не тождественен юридическому браку, каким он понимается в светском плане.

3.               В-третьих, в Органах записи гражданского состояния (ЗАГС) нельзя заключить полигамный союз, но частный никах не запрещает сделать это (ханафитская правовая школа ислама и вовсе позволяет сделать это в присутствии двух свидетелей-мусульман и при согласии женщины).

Все указанные обстоятельства приводят к проблеме защиты прав супругов, что является проблемным как для мусульманских теологов, так и для российских правоведов. Российская Федерация – светское государство, но права второй, третьей или четвертой жены не будут защищены в равной степени с первой (если брак с ней был заключен юридически), однако сами мусульмане понимают, что люди не идеальны и могут руководствоваться страстями. Из-за значительного количества мусульман среди населения России решение вопроса о защите прав женщин является достаточно актуальным, поскольку многоженство лишает женщину ряда прав, имеющихся в гражданском (светском) браке: обязанности по содержанию супруги в случае её нетрудоспособности (ст. 80 СК РФ), имущественные права (глава 7 СК РФ), долговые обязанности, совместно нажитое имущество. Предполагается, что отсутствие в Российской Федерации многоженства связано со сложностью правового регулирования: при каких обстоятельствах можно вступать в подобные браки, как решать вопросы с алиментными обязательствами и другие. Если в случае с мусульманским правом все условия прописаны достаточно жестко (равные условия по отношению к каждой жене), то при отсутствии достаточной духовно-нравственной подготовки отдельные люди могут использовать право на многоженство для различных финансовых или мошеннических схем и махинаций (дополнительные пособия и другие).

По отношению к детям ситуация с взаимодействием мусульманского и российского права по своей динамике развития положительна. Защите детей в Коране уделяется значительное внимание – «и давайте сиротам их имущество» (4:2, 4:6, 4:10), «бойтесь разрывать родственные связи (4:1, 4:9), что, в целом, соответствует политике России в части поддержки семей и защиты детства по ч. 1 и ч. 2 ст. 38 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в Российской Федерации вне зависимости от того, являются мужчина и женщина супругами или нет, защита прав детей может считаться одной из самых эффективных с позиции правового регулирования. По данному вопросу каких-либо серьезных расхождений не наблюдается.

Выделим следующие особенности мусульманских норм во взаимодействии с российским законодательством:

1.               Дополнительное правовое регулирование и развитие отдельных вопросов при отсутствии указаний на то в действующем законодательстве (регулирование интимной жизни супругов, выполнение ими домашних обязанностей, стремление к сохранению семьи), при этом не противоречащие законодательству Российской Федерации. Поскольку в данной ситуации верующие воспринимают свои представления о должном или справедливом через призму мусульманского права (исходящего от Бога), подчинение закону – прямое следствие религиозного мировоззрения для мусульман, из чего следует важность правильного подхода к роли отечественного права для его корректного восприятия данной группой населения. Если какие-то отдельные вопросы религиозное сообщество принимает (практика отказа от наказаний, нарушающих законодательство Российской Федерации), то другие может категорически отвергать (однополые браки), что подорвет доверие к закону.

2.               Сдерживание от использования дозволений или не урегулированных нормами российского законодательства действий (например, супружеская измена не является правонарушением или преступлением в российском праве, однако практически каждый человек считает, что это плохое деяния, что подкрепляется религиозным правом). Предполагается, что это позитивный фактор в плане морального воздействия на человека (этой позиции придерживаются не только мусульмане, но и православные верующие), поскольку, согласно судебной статистике, одной из наиболее частных причин расторжения брака является супружеская измена, при этом сразу после обнаружения измены разводится около 19% семей, а 75% супругов – в период от 18 до 24 месяцев после этого [7].

Предполагается, что в долгосрочной перспективе мусульманское право и российское право могут оказать взаимное позитивное воздействие, переняв наиболее положительные для населения черты, благоприятно сказываясь на всем населении Российской Федерации.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.08.2022).
  2. Ислам в России: поиск баланса между безопасностью и интеграцией // Frenchinstituteofinternationalrelations. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/laruelle_russie_islam_ru_2021.pdf (дата обращения: 15.08.2022).
  3. Росстат представил предварительные цифры о численности населения в регионах страны по данным Всероссийской переписи населения // Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/166784(дата обращения: 16.08.2022).
  4. Священный Коран // Коран онлайн. – [Электронный ресурс]. – URL: https://quran-online.ru/ (дата обращения: 16.08.2022).
  5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 04.08.2022) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
  7. Бобровская М. А. Супружеские измены как фактор расторжения семейных отношений // Скиф. Вопросы студенческой науки. – № 1 (41). – 2020. – С. 282-288.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: