» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Октябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (67) 2022
Автор: Решетова Татьяна Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Мужественность, как основа нравственного гражданского воспитания
Дата публикации: 08.10.2022
УДК 37
МУЖЕСТВЕННОСТЬ, КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Решетова Татьяна Николаевна
воспитатель учебного курса
ФГКОУ ОПКУ, г. Оренбург
Аннотация. Воспитание гражданина - одна из основных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания обучающихся, школа, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Ключевые
слова: воспитание, нравственные качества, воспитательное
воздействие, поведение, педагог.
Современное развитие отечественного образования отражает
общие тенденции социокультурной ситуации в стране.
Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет
общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития
личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».
Гражданское воспитание – это единый комплекс, стержнем
которого является правовое и нравственное воспитание. Нравственные отношения
включают в себя определенные нравственные качества. Моральные качества
представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, нравственных
чувств и поведения. Таким образом, содержание гражданского воспитания
направлено на формирование цельной нравственной личности.
Воспитание юного гражданина - целостный и сложный процесс.
Его нельзя подменять одним нравственным просветительством. Нельзя воспитать
человека, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание возможно на
основе единства мысли и действия, убеждения и поступка, сознания и поведения [4].
Цели и функции
гражданского воспитания реализуются в целостном педагогическом
процессе с учетом возрастных возможностей и
особенностей обучающихся. В современном мире вся атмосфера общественной
и личной жизни людей насыщена политической информацией,
противоречивыми установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети
любого возраста, живя и действуя в этой атмосфере, не
изолированы от политических влияний и
воздействий. Политическая идеология преломляется в их сознании
под влиянием взрослых.
Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными
знанием особенностей детского восприятия политической информации,
сознания и осмысления фактов и событий [1].
За годы своей работы накопила богатейший арсенал методов,
приемов, средств, гражданского воспитания. Профессиональное мастерство
определяется сегодня знаниями и творческим использованием этого богатства в
своей работе.
Все эти методы воспитания можно условно сгруппировать следующим образом:
Воспитание словом. Во все времена слово было главным оружием и инструментом педагога. Но если в прошлом в работе педагога преобладали слова – назидания, поучения, то сегодня средства убеждения стали гораздо разнообразнее.
Исходя из этого, можно использовать следующие формы:
· тематические классные часы;
· беседы;
· создание и проведение спецкурсов;
· читательские конференции по праву;
· встречи с представителями правовых культур и т.п.
Воспитание примером. Воспитание – это подражание. Растущий подросток сознательно или неосознанно воспринимает окружающее в его реальности (в литературе, кино), образцы характеров, поведения, отношений.
Здесь можно отметить и пример семьи, сверстников, других школьников. Это можно провести в таких формах:
· познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей;
· посетить воинские части;
· посещение музеев школьных или городских (краеведческих, исторических);
· встретится с ветеранами Великой Отечественной войны (если нет такой возможности, то можно рассказать о жизни солдат во время 1 и 2 мировых войн).
· привести личный пример педагога.
Воспитание делом. Оно неотрывно от воспитания словом. Включение обучающихся в разнообразную общественную деятельность создает благоприятные условия для процесса социализации личности, приводит к активному опыту гражданского поведения. Важно, чтобы этот опыт не замыкался на учебном учреждении, чтобы ребята в своих делах выходили на окружающую социальную среду, т.к. может произойти отрыв от реальной действительности.
Оно может принимать такие формы:
1. упражнения обучающихся в нравственном и правовом поведении;
2. общественно - полезный труд;
3. участие в работе детских объединений и организаций и т.д.
Воспитание ситуацией. Жизнь обучающегося – это непрерывная цепь ситуаций. Многие возникают стихийно, непредвиденно, многие моделируются педагогом, воспитательным коллективом. Чем больше ситуаций нравственного выбора, требующих гражданского поступка, тем лучше. Работа с ситуацией непроста. Педагог должен быть готов к неожиданностям, мгновенной реакции. В этом случае важна способность ориентироваться в обстановке, «рассчитывать варианты», анализировать состояние и поведение воспитанника.
Воспитание игрой. Этот путь подсказывается опытом самих обучающихся. Они всегда придумывают игры остросоциального содержания («в космонавтов», «в войну»). Главная сила воспитательного воздействия игр состоит в их ролевой природе.
Можно выбрать такие формы воспитания:
· конкурсы, викторины;
· создание ситуаций, в которых обучающиеся сами должны предугадать дальнейшее свое действие.
Использование эффекта игры дает в руки педагога богатые возможности неформального воздействия на сферу гражданских чувств современного обучающегося. В этом случае воспитатель становится автором ролевых игр, но от этого дело воспитания выигрывает[6].
На первый план всегда выходит личная гражданская убежденность педагога, его искренность, учет возраста обучающихся, их эмоционального состояния, конкретной ситуации. Умение «глаголом жечь сердца людей» - одно из верных средств, обеспечивающих успехи гражданского воспитания.
Таким образом, зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.
Формирование в ребенке будущего мужчины – одна из самых
главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина,
члена общества, а будущих мужей, отцов.
По мнению А. Сенельникова
мужественность – это совокупность социальных представлений, установок,
характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре
предписывается мужчинам. В. А. Сухомлинский считал, что главное в понятии
мужественности — это «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины»,
т. е. под мужественностью он понимал определенную направленность личности. Б.
В. Ничипоров пишет, что воспитание мальчиков в любой
стране — краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас
нынче мальчики, «будет зависеть вся судьба державы нашей»[5].
Таким образом, мужественность является собирательной, обобщающей характеристикой личности, это главное качество настоящего мужчины.
При формировании мужественности всегда обращают внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка.
В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности его характера.
Мужество – это качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели. Его высшее проявление – героизм.
Мужественность проявляется в стремлении побеждать, брать барьеры, в категоричности, прямоте и упрямстве, настойчивости (в том числе и настаивании на своём). Это проявление разума, рационализма [2].
Выделяют следующие черты мужественности: способность защищать, способность принимать решения, способность отвечать за каждое из них.
Таким образом, мужественность – это фундамент характера
юноши. Он неизбежно начинает мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в
действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны» его поступки, является
ли он «настоящим мужчиной». К сожалению, то, что в наше время принято считать
«мужественностью», является, чаще всего, удовлетворением своего самолюбия и
внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. И совершается
все это при помощи таких, на первый взгляд, позитивных характеристик, как
мужество, сила, верность долгу.
Одним из мощных средств воспитания мужественности, как
указывают психологи, является литература и искусство. Они являются
специфическими средствами познания мира, содержательной осью которых так или
иначе является поиск смысла жизни и места человека в ней; они никогда не
обходили вопросов пола, сексуальности, эротики. Воспитательное значение
воспеваемой литературой и искусством возвышенной, романтической любви несомненно. Литература и искусство создают
неограниченные возможности выработки позитивного отношения к полу,
одухотворение человеческой сексуальности только при ясном понимании взрослыми
важности не регламентации восприятия, а помощи в формировании отношения к воспринимаемому. Литература и искусство формируют
духовно-эстетические идеалы мужской и женской красоты, раскрывают духовную
ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание
учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства
становятся для них объективным
воспитателем, стимулом к самосовершенствованию [2].
Список литературы:
- Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А.Каирова.- М.; Просвещение, 1975.
- Аронов А.А. Военно-патриотическое воспитание.- М., Просвещение, 1989.
- Борисенко, Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Вопросы психологии.– 2006.– №3.
- Голикова Н.И. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.14-19.
- Караковский В.А. Воспитай гражданина.- М.: Моск.рабочий, 1987.
- Никитин А.Ф. Словарь-справочник по праву.- М.: Акалис, 1995.
- Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М., 1993.
- Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.
Комментарии: