» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (67) 2022

Автор: Решетова Татьяна Николаевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Мужественность, как основа нравственного гражданского воспитания

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 08.10.2022

УДК  37

МУЖЕСТВЕННОСТЬ, КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Решетова Татьяна Николаевна

воспитатель учебного курса

ФГКОУ ОПКУ, г. Оренбург

 

Аннотация. Воспитание гражданина - одна из основных задач образовательного учреждения. Решая проблему гражданского воспитания обучающихся, школа, прежде всего, сосредоточивает свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни.

Ключевые слова: воспитание, нравственные качества, воспитательное воздействие, поведение, педагог.

 

Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, воспитание гражданственности и любви к Родине».

Гражданское воспитание – это единый комплекс, стержнем которого является правовое и нравственное воспитание. Нравственные отношения включают в себя определенные нравственные качества. Моральные качества представляют собой как бы сплав, единство нравственного сознания, нравственных чувств и поведения. Таким образом, содержание гражданского воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.

Воспитание юного гражданина - целостный и сложный процесс. Его нельзя подменять одним нравственным просветительством. Нельзя воспитать человека, влияя только на его сознание. Полноценное воспитание возможно на основе единства мысли и действия, убеждения и поступка, сознания и поведения [4].

Цели и функции  гражданского   воспитания  реализуются  в целостном  педагогическом  процессе  с  учетом  возрастных  возможностей   и особенностей обучающихся. В современном мире вся атмосфера общественной  и  личной жизни людей насыщена политической информацией, противоречивыми  установками, оценками, ценностными ориентациями. Дети любого возраста, живя и действуя  в этой атмосфере,  не  изолированы  от  политических  влияний  и  воздействий. Политическая идеология преломляется в их  сознании  под  влиянием  взрослых.

Это требует от педагогов и родителей быть вооруженными знанием  особенностей детского восприятия политической информации, сознания и осмысления фактов  и событий [1].

За годы своей работы накопила богатейший арсенал методов, приемов, средств, гражданского воспитания. Профессиональное мастерство определяется сегодня знаниями и творческим использованием этого богатства в своей работе.

Все эти методы воспитания можно условно сгруппировать следующим образом:

Воспитание словом. Во все времена слово было главным оружием и инструментом педагога. Но если в прошлом в работе педагога преобладали слова – назидания, поучения, то сегодня средства убеждения стали гораздо разнообразнее.

Исходя из этого, можно использовать следующие формы:

·          тематические классные часы;

·          беседы;

·          создание и проведение спецкурсов;

·          читательские конференции по праву;

·          встречи с представителями правовых культур  и т.п.

Воспитание примером. Воспитание – это подражание. Растущий подросток сознательно или неосознанно воспринимает окружающее в его реальности (в литературе, кино), образцы характеров, поведения, отношений.

Здесь можно отметить и пример семьи, сверстников, других  школьников. Это можно провести в таких формах:

·          познакомить с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей;

·          посетить воинские части;

·          посещение музеев школьных или городских (краеведческих, исторических);

·          встретится с ветеранами Великой Отечественной войны (если нет такой возможности, то можно рассказать о жизни солдат во время 1 и 2 мировых войн).

·   привести личный пример педагога.

Воспитание делом. Оно неотрывно от воспитания словом. Включение обучающихся в разнообразную общественную деятельность создает благоприятные условия для процесса социализации личности, приводит к активному опыту гражданского поведения. Важно, чтобы этот опыт не замыкался на учебном учреждении, чтобы ребята в своих делах выходили на окружающую социальную среду, т.к. может произойти отрыв от реальной действительности.

Оно может принимать такие формы:

1.         упражнения обучающихся в нравственном и правовом поведении;

2.         общественно - полезный труд;

3.         участие в работе детских объединений и организаций и т.д.

Воспитание ситуацией. Жизнь обучающегося – это непрерывная цепь ситуаций. Многие возникают стихийно, непредвиденно, многие моделируются педагогом, воспитательным коллективом. Чем больше ситуаций нравственного выбора, требующих гражданского поступка, тем лучше. Работа с ситуацией непроста. Педагог должен быть готов к неожиданностям, мгновенной реакции. В этом случае важна способность ориентироваться в обстановке, «рассчитывать варианты», анализировать состояние и поведение воспитанника.

Воспитание игрой. Этот путь подсказывается опытом самих обучающихся. Они всегда придумывают игры остросоциального содержания («в космонавтов», «в войну»). Главная сила воспитательного воздействия игр состоит в их ролевой природе.

Можно выбрать такие формы воспитания:

·          конкурсы, викторины;

·          создание ситуаций, в которых обучающиеся сами должны предугадать дальнейшее свое действие.

Использование эффекта игры дает в руки педагога богатые возможности неформального воздействия на сферу гражданских чувств современного обучающегося. В этом случае воспитатель становится автором ролевых игр, но от этого дело воспитания выигрывает[6].

На первый план всегда выходит личная гражданская убежденность педагога, его искренность, учет возраста обучающихся, их  эмоционального состояния, конкретной ситуации. Умение «глаголом жечь сердца людей» - одно из верных средств, обеспечивающих успехи гражданского воспитания.

Таким образом, зная цели, задачи, содержание, методы и формы гражданского воспитания, педагог может вести целенаправленную работу гражданского воспитания обучающихся.

Формирование в ребенке будущего мужчины – одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих мужей, отцов.

По мнению А. Сенельникова мужественность – это совокупность социальных представлений, установок, характеристик поведения и предписаний о том, что в данной культуре предписывается мужчинам. В. А. Сухомлинский считал, что главное в понятии мужественности — это «долг мужчины, ответственность мужчины и достоинство мужчины», т. е. под мужественностью он понимал определенную направленность личности. Б. В. Ничипоров пишет, что воспитание мальчиков в любой стране — краеугольный камень педагогики, и от того, какие воспитываются у нас нынче мальчики, «будет зависеть вся судьба державы нашей»[5].

Таким образом, мужественность является собирательной, обобщающей характеристикой личности, это главное качество настоящего мужчины.

При формировании мужественности всегда обращают внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка.

В зависимости от того, какие признаки доминируют у того или иного типа личности, можно определить степень относительной мужественности его характера.

Мужество – это качество личностное, выражаемое в способности действовать решительно и целесообразно в сложной или опасной обстановке, контролировать импульсивные порывы, преодолевать возможное чувство страха и неуверенности, в умении мобилизовать все силы для достижения цели. Его высшее проявление – героизм.

Мужественность проявляется в стремлении побеждать, брать барьеры, в категоричности, прямоте и упрямстве, настойчивости (в том числе и настаивании на своём). Это проявление разума, рационализма [2].

Выделяют следующие черты мужественности: способность защищать, способность принимать решения, способность отвечать за каждое из них.

Таким образом, мужественность – это фундамент характера юноши. Он неизбежно начинает мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны» его поступки, является ли он «настоящим мужчиной». К сожалению, то, что в наше время принято считать «мужественностью», является, чаще всего, удовлетворением своего самолюбия и внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. И совершается все это при помощи таких, на первый взгляд, позитивных характеристик, как мужество, сила, верность долгу.

Одним из мощных средств воспитания мужественности, как указывают психологи, является литература и искусство. Они являются специфическими средствами познания мира, содержательной осью которых так или иначе является поиск смысла жизни и места человека в ней; они никогда не обходили вопросов пола, сексуальности, эротики. Воспитательное значение воспеваемой литературой и искусством возвышенной, романтической любви несомненно. Литература и искусство создают неограниченные возможности выработки позитивного отношения к полу, одухотворение человеческой сексуальности только при ясном понимании взрослыми важности не регламентации восприятия, а помощи в формировании отношения к воспринимаемому. Литература и искусство формируют духовно-эстетические идеалы мужской и женской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становятся для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию [2].



Список литературы:

  1. Азбука нравственного воспитания./ Под ред. И.А.Каирова.- М.; Просвещение, 1975.
  2. Аронов А.А. Военно-патриотическое воспитание.- М., Просвещение, 1989.
  3. Борисенко, Ю.В. Проблема отцовства в современном обществе / Ю.В. Борисенко, А.Г. Портнова // Вопросы психологии.– 2006.– №3.
  4. Голикова Н.И. Из опыта правового обучения и воспитания учащихся // Начальная школа. - 2001. - N7.-С.14-19.
  5. Караковский В.А. Воспитай гражданина.- М.: Моск.рабочий, 1987.
  6. Никитин А.Ф. Словарь-справочник по праву.- М.: Акалис, 1995.
  7. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. - М., 1993.
  8. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1993.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: