» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Октябрь, 2022 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №10 (67) 2022

Автор: Половиткина Елена Витальевна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Овладение графомоторными навыками как фактор успешной подготовки к школе

Статья просмотрена: 73 раз
Дата публикации: 12.10.2022

УДК: 37

ОВЛАДЕНИЕ ГРАФОМОТОРНЫМИ НАВЫКАМИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Половиткина Елена Витальевна

Аксенова Светлана Николаевна

воспитатель

МБДОУ детский сад №129, г. Иркутск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается важность овладения графомоторными навыками для успешной подготовки к обучению в школе, даны рекомендации и показатели овладения навыком к концу дошкольного периода.

Ключевые слова: графоматорные навыки, мелкая моторика, подготовка руки к письму, логическое мышление, внимание, память.

 

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Графомоторные навыки включают в себя:

  • Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
  • Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
  • Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
  • Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий.

Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию - один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, — сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированны действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.

В возрасте 6—7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти.

Для развития графического навыка следует использовать:

-          графический диктант;

-          рисование линий: прямые и фигурные дорожки;

-          рисование по точкам, контурам, клеточкам

-          штриховки с различным направлением движения руки,

-          силуэтные штриховки.

Работа по развитию графомоторных навыков строится поэтапно. Этап первый: задания на оттачивание точных движений:

  1. Очень полезно предлагать ребенку прописывать «в воздухе» перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и так далее.
  2. Если есть готовые трафареты, - предложите ребенку обводить их, составлять из них узоры или картинки. Если трафаретов нет, изготовьте их сами, - вырежьте из картона фигурки животных, фруктов, облака, домики, - все, что придет в голову. Ребенок с удовольствием будет обводить эти трафареты.
  3. Предлагайте ребенку заштриховывать нарисованные предметы. Нарисуйте мяч и попросите заштриховать его ровными параллельными линиями. Другую фигурку попробуйте заштриховать волнистой линией, «галочками» или точками. Сейчас есть много специальных тетрадок в продаже с подобными заданиями.
  4. Ребенок может соединять по точкам с числами контур рисунка. Если нужна ваша помощь, будьте рядом.
  5. Полезно обводить сначала крупные, а потом более мелкие рисунки по пунктиру. Это вырабатывает точность движений.
  6. Пусть ребенок раскрашивает раскраски. Начинайте с несложных крупных картинок, переходя на более мелкие, с множеством деталей.
  7. Предлагайте ребенку выполнять различные задания с линейкой, - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и так далее.
  8. Если у вас по счастливой случайности завалялась копировальная бумага - научите ребенка ею пользоваться. Малыш будет в восторге от «волшебной» бумаги.
  9. Нарисуйте вверху листа воздушные шарики, внизу - человечков. Предложите ребенку проводить прямые линии (ниточки) от шариков к человечкам.

Этап второй: тренируем наблюдательность, развиваем внимание к деталям и способность точно воспроизводить нужные элементы.

1.         Если сможете найти, купите ребенку книжку, в которой объясняется, как рисовать животных или еще что-то. Там на каждой иллюстрации к рисунку добавляется новая деталь. Пусть малыш рассматривает эти картинки и пытается рисовать так же, поэтапно предложенные объекты.

2.         Хорошо развивает внимание к деталям игра «Что появилось?». Для этой игры возьмите чистый лист, просите ребенка закрывать глаза, а вы дорисовывайте одну деталь за один раз на картинке. Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее. Ваш ребенок должен находить и называть, что появилось на рисунке.

Детям нравится, когда в этой игре вы меняется «ролями», и теперь уже вы находите, что дорисовал ребенок.

3.         Игра «Повтори за мной». Рисуйте любой узор, букет цветов или другую картинку. Пусть ребенок наблюдает, какую деталь вы добавляете и повторяет на своем листе то же самое. Хвалите ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за вами. Если то, что рисует ребенок не похоже на ваш «оригинал», уточняйте, что именно не соответствует.

4.         «Рисуем парочки». В этом задании взрослый просит малыша нарисовать два животных, предмета, растения и т. п., имеющих отличия. Это помогает ребенку сравнивать детали. Задания могут быть такими:

-          нарисуй толстую змею и тонкую,

-          нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами

-          нарисуй большой арбуз и маленький

-          нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.

Выполнение подобных заданий научит ребенка концентрировать внимание и поможет ему научиться, в будущем, правильно писать буквы и цифры.

Третий этап: учим ребенка ориентироваться на листе.Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «строка», «клетка» и другие.

  1. Покажите ему в тетради поля. Расскажите ребенку историю, о том, что за полями живет вредная крыса, которая всех кусает. Объясните малышу, что если его буковки попадут за поля, крыса их погрызет. Так, в игровой форме, ребенок быстро запомнит, что за полями ничто не должно оказаться.
  2. Строки в тетради «в косую» можно сравнить с мостом над речкой (вспомогательными строками). Расскажите малышу, что буквы могут ходить только по мостику, если они попадут на следующую строку, они упаду с моста в воду. Для наглядности, первый раз закрасьте вспомогательные строки голубым карандашом.
  3. Знакомимся с клетками. Просите ребенка закрашивать или обводить по одной клетке. Объясняйте, что значат выражения «в каждой клетке, через клетку, отступить две клетки».
    Хорошо помогает в знакомстве с тетрадями в клетку игра «Графический диктант», где ребенок должен рисовать «дорогу» по диктовку. Вы говорите: три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, а ребенок «прокладывает дорогу» на листе «согласно инструкции».
  4. Очень полезно рисовать на листах в клетку узоры различной сложности, «печатать» буквы, рисовать несложные фигуры, повторять фигуры как бы в зеркальном отображении и так далее.

Если вы поэтапно будете выполнять предложенные задания, уверена, - прописи вашего школьника будут вас только радовать. А ребенок будет чувствовать уверенность в своих силах, и как следствие – желание. Развитие графомоторных навыков играет огромное развитие в формировании личности ребенка. Эти умения позволят детям не сталкиваться с возможными сложностями при письме в школе, а также с общей успеваемостью.

В этом вопросе особая роль отводится родителям, которые должны полноценно заниматься со своим ребенком, уделяя внимание его комплексному развитию.



Список литературы:

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. - М.: АРКТИ. 2006. 88с.
  2. БуцикинаТ.П. ,Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников./ Т.П. Буцикина, Г.М.Вартапетова//Логопед.- 2005.-№3.-С.84-94.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать Издательство: АСТ Харвест. 2008.24с.
  4. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. -- Мозырь, 2005.24с.
  5. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: методическое пособие / В.П. Балобанова [и др.]. - СПб.: Детство-пресс, 2001. С.79
  6. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч.1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М.: Владос, 2003. 183 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: