» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Фомичёв Олег Александрович, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Роль и значение кодексов корпоративного управления (поведения) для модернизации права корпораций

Статья просмотрена: 91 раз
Дата публикации: 30.01.2023

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОДЕКСОВ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ (ПОВЕДЕНИЯ) ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВА КОРПОРАЦИЙ

Фомичёв Олег Александрович

Студент

магистратуры 2 курса ВОЛГУ, г. Волгоград

 

Аннотация. В нынешних реалиях, когда российские компании уходят с мирового рынка, так как котировка их акций быстро подходит к нулю, стоит обратить внимание на роль и значение кодексов корпоративного управления и какого их влияние в сложный экономический период на корпорации. В связи с указанным, автор хочет отразить в данной работе, ссылаясь на теорию, положение корпораций, а также роль и значение принятых ранее кодексов корпоративного управления.

Ключевые слова: кодекс корпоративного управления, корпорация, компания, закон, анализ.

 

В современных реалиях, при общемировых процессах, когда российским компаниям не остается иного выбора, как уходить с общемировых рынков из-за действующих, как на государство, так и на сами корпорации санкций, появляется необходимость более глубоко рассмотрения существующих правил и нормативно-правовых актов (далее - НПА), а также посмотреть значение введений кодексов корпоративного управления за последние несколько лет.

Необходимо понимать, что на сегодняшний день, главным направлением на внешней арене для российских корпораций как было, так и остается Содружество Независимых Государств (Далее СНГ), образованное после распада СССР. Учитывая, что Корпоративное право в Российской Федерации как таковое не выделено в особую отрасль права. Отношения, связанные с регулированием деятельности юридических лиц рассматриваются в российском законодательстве Гражданским кодексом (ГК РФ) и специальными законами, которые посвящены отдельным видам юридических лиц (ФЗ «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и т.д.). При этом какие-либо конкретные нормы, регламентирующие деятельность международных компаний в российской системе права, на сегодняшний день выделить трудно.[1]

Рассматриваемое направление гражданского права – подотрасль, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью корпоративных форм юридических лиц. В соответствии со ст. 65.1 ГК РФ - юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п.1 ст.65.3 настоящего Кодекса (высшим органом корпорации является общее собрание ее участников), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.[2]

Помимо законодателя, формируется и другое понятие - Корпорация – широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму.[3]

Данное определение может помочь разобрать и понять, какова ситуации с развитием в данном направлении в нашем государстве. России в конце 20 века не сильно подходила для развитой рыночной экономики, так как почти столетие государство двигалось в другом направлении экономики. Для создания действенного и эффективного регулирования деятельности вновь возникших компаний, необходимо четкая нормативно-правовая база и стабильное развитие экономики. Начавшаяся приватизация, которая повлекла распределение оставшихся от централизованной экономики благ, с учетом отсутствия нормативной базы, неумение управления, отсутствие профессиональных сотрудников, привела к тому, что большая часть успешных по меркам страны предприятий под «видом» корпорации обанкротились.

Государственный законодатель при просмотре деятельности корпораций за рубежом, на основании имеющейся нормативно-правовой базы, с учетом экономической и геополитической ситуации Российской Федерации, применяет разные формы и методы контроля, поддержки, регулирования всех сфер отношений для отечественных и зарубежных корпораций, которые осуществляют свою деятельность на территории нашей страны. Ни для кого ни секрет, что деятельность корпораций в любой стране приносит доход, а также иные блага (представление рабочих мест, открытие новых профессий с учетом потребности общества в каком-либо направлении и дальнейшее развитие различных сфер общества), поэтому первоочередной задачей стоит нормативное регулирование, установление ответственности, а также иных мер, способствующих привлекательности осуществления деятельности указанных юридических лиц. Поэтому правительства стран устанавливают свод норм, необходимый для исполнения компаниями и облегчение их взаимодействия на рынке.

Одним из указанных сводов норм, являются кодексы корпоративного управления или поведения. Указанные акты могут приниматься на разных уровнях: кодекс, касающийся всех компаний; кодекс, действующий в отношении отдельной компании; кодекс, действующий на территории одной страны; кодекс, действующий на территории континента. Рассматривая Россию, то можно установить, что с начала 21 века до 2014 года, для регламентации деятельности компаний в нашей стране существовал кодекс корпоративного поведения[4]. Указанный документ не является нормативным правовым актом, поэтому не является обязательным для исполнения. Он лишь дает базу для составления корпорациям своего кодекса.  С учетом интересов и стратегии в экономическом плане, для предоставления гарантии перед инвесторами, акционерами и т.д. То есть корпорация данным документом берет на себя некоторые обязательства по регулированию отдельных вопросов, что в перспективе должно сказаться на привлекательности компании и ее продукции на рынке. Необходимо понимать, что роль данных кодексов велика, ведь при анализе ведущих корпораций в стране можно увидеть, что ведущие компании нашей страны, такие как «Сбербанк», «Yandex», «Газпром», «РосНефть», которые формируют и постоянно совершенствуют свои кодексы корпоративного управления. При анализе некоторых из них, можно увидеть о ссылки на соблюдение международных нормативно-правовых актов и иных документов, регламентирующих или рекомендующих установление некоторых правил документов, и составление указанного документа на их основе. Например, Кодекс корпоративного управления[5] от Центрального Банка РФ, дает отсылку на участие в создание кодекса Европейского банка реконструкции и развития, также и указывает на базировании документа на международной практике в сфере корпоративного управления, принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития; «Сбербанк» в кодексе указывает о следовании рекомендации вышеуказанного Кодекса корпоративного управления Банка России.[6] . Центральный Банк Российской Федерации на протяжении последних лет делает обзор практики корпоративного управления в публичных обществах. Данный обзор основывается на соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса. При обзоре практики внедрения принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления и оценка качества объяснений причин несоблюдения указанных принципов и рекомендаций обществами, акции которых включены в третий уровень списка ценных бумаг, допущенных к торгам ПАО Московская Биржа[7], можно установить, что при анализе отчетов о соблюдении принципов Кодекса по итогам 2020 года, 58 обществ (44%) заявили о полном соблюдении от 50 до 75% принципов Кодекса, что на 2 общества больше, чем в  2019  году (56 обществ, 41%). Также отмечается уменьшение количества обществ, средний уровень соблюдения принципов Кодекса которых составил менее 50%. На основании положений, которые не регулируются в должной мере, законодатель по причине необходимости в привлечении инвесторов в страну, должен анализировать данные цифры и регулировать уже отношения в конкретном направлении уже на законодательном уровне. При рассмотрении других стран, например Германии, Бельгия, Великобритания, можно увидеть, что правительство указанных стран учитывает аспекты рынка и производит законодательное регулирования некоторых вопросов. Главный аспект, это соблюдение кодекса, составление отчета и объяснение. Этот принцип помогает сосредоточить внимание всех на том, что действительно работает в корпорации, а что требует более тщательной проработки.

Можно сделать вывод о том, что кодексы корпоративного управления являются полезным инструментом со стороны государства. Принцип «соблюдай или объясни» представляет собой чувствительный подход к вопросам корпоративного управления: термин «соблюдай» следует понимать как наложение обязательств на компании по подробному объяснению своих моделей корпоративного управления и связанных с ними механизмами. Термин «объясни» означает предоставление надлежащих содержательных объяснений. [8]

Считаю, что Российской Федерации также необходимо анализировать корпоративное право на своей территории и регулировать главным рычагом и – законом данную деятельность, что поможет как обществу, так и государству. Главная цель обеспечить прозрачность и доверие для инвесторов и акционеров, в том числе и обычных граждан с целью повышения популярности и привлечения капитала корпораций.





[1] Иншакова, А. О. О необходимости унификации норм корпоративного законодательства России и стран СНГ / А. О. Иншакова // Закон и право.  – Москва - № 7. - 2007. - С. 34–38 

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022 // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301. Ст. 65.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ

[3] Т.Ф. Рябова Большой коммерческий словарь – М.: 1996, 132 с.

[4] Распоряжение ФКЦБ РФ от 04.04.2002 N 421/р "О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения" (вместе с "Кодексом корпоративного поведения" от 05.04.2002) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36269/ Дата входа – 27.01.2023

[5] Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 №06-52/2463 с приложением Кодекса корпоративного управления

[6] Кодекс корпоративного управления ПАО Сбербанк, утв. 08.12.2020 №42

[7] http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/39590/Review_corp_3011021.pdf

[8] Европейские кодексы корпоративного управления и их эффективность. опубликован в: Belcredi and Ferrarini (Eds) in The European Corporate Governance Framework: Issues and Perspectives, Cambridge University Press (2013) Эдди Ваимерш



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: