» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023
Автор: Маршевская Анастасия Павловна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Влияние просмотра фильма мальчик в полосатой пижаме на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната
Дата публикации: 04.02.2023
ВЛИЯНИЕ
ПРОСМОТРА ФИЛЬМА «МАЛЬЧИК В ПОЛОСАТОЙ ПИЖАМЕ» НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Маршевская
Анастасия Павловна
студент
Е.В. Дворцова
канд. психол. наук,
доцент
Кузбасский
гуманитарно-педагогический институт Кемеровского государственного университета,
г. Новокузнецк
Аннотация. В
статье рассматривается, как просмотр фильма влияет на показатели психоэмоционального состояния, которое включает в себя
самочувствие, активность, настроение, аффект и эмоции в виде краткого обзора
экспериментального исследования.
Ключевые слова:
психоэмоциональное состояние, влияние просмотра
фильма, учителя школы-интерната, эксперимент.
В
настоящее время образовательная парадигма проходит существенное реформирование,
что сказывается на профессиональной деятельности учителей, а также на их психоэмоциональном состоянии.
Психоэмоциональное
состояние учителя – специализированная форма психического благосостояния с
преобладанием эмоционального переживания. Данные проявления в реагировании на
действительность важны человеку, так как они регулируют его самочувствие и
функциональные возможности. Недостаток эмоций понижает действенность
центральной нервной системы и может стать причиной снижения работоспособности,
эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и многому другому. Излишнее
воздействие эмоциогенных факторов может вызвать
нервно-психическое напряжение и срыв высшей нервной деятельности.
Для
учителей школы-интерната важно поддерживать оптимальное эмоциональное
состояние, которое проявляется в условиях готовности к успешному выполнению
своих профессиональных обязанностей, коммуникации с коллективом и обучающимися в благоприятном для здоровья осуществлении.
Таким
образом, всё выше сказанное определяет актуальность нашего исследования
«Влияние просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное
состояние учителей школы-интерната».
Гипотеза:
просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме» снижает такие показатели психоэмоционального состояния как: самочувствие,
активность, настроение, позитивные эмоции и позитивный аффект.
Задачи:
- Провести психологический анализ профессиональной деятельности учителей школы-интерната;
- Проанализировать в научной литературе разработанность проблемы влияния фильма на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната;
- Описать этапы, обосновать выборку, подобрать методы и методики исследования.
- Разработать эксперимент по исследованию влияния фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната;
- Провести первичную диагностику психоэмоционального состояния учителей школы-интерната в экспериментальной и контрольной группах;
- После просмотра фильма провести вторичную диагностику психоэмоционального состояния учителей школы-интерната в экспериментальной и контрольной группах.
- Выявить влияние просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната.
Методы:
теоретический анализ литературы, профессиографирование,
психодиагностическое тестирование, экспериментальный метод, метод
математико-статистической обработки данных – оценка достоверности отличий
(t-критерий Стьюдента).
Методики:
- Опросник «Самочувствие, активность настроения» (САН) В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай[1];
- Методика «Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта, ШПАНА» Д. Уотсон, Л. Кларк, А. Теллеген [2];
- Методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изард[3].
3. Методика
«Шкала дифференциальных эмоций» К. Изард[3].
Выборка: 30
учителей МКОУ «Школа-интернат №32» г. Прокопьевск, из них 15 учителей в
экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Основные
результаты экспериментального исследования:
Для
выявления влияния просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната нами
был составлен квазиэкспериментальный план
исследования с тестированием до и после воздействия,
согласно которому расчет оценки достоверности различий при помощи t-критерия
Стьюдента осуществлялся по дельта-показателям входной
и выходной диагностики контрольной и экспериментальной групп. Данные расчеты
представлены в таблицах 1, 2.
Таблица
1. Эффективность влияния просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное состояние учителей школы-интерната, а
именно на самочувствие (С), активность (А), настроение (Н)
|
С до |
А до |
Н до |
Эксперимент |
С после |
А после |
Н после |
D С |
D А |
D Н |
|
Ср. арифм |
5,06 |
4,66 |
5,54 |
4,12 |
3,76 |
4,34 |
-0,94 |
-0,90 |
-1,20 |
||
Ср. кв. откл. |
0,97 |
0,88 |
0,87 |
0,97 |
0,85 |
1,25 |
1,02 |
0,94 |
0,60 |
||
Контрольная группа |
|||||||||||
Ср. арифм |
4,08 |
4,07 |
4,88 |
|
4,43 |
4,05 |
4,85 |
0,35 |
-0,02 |
-0,03 |
|
Ср. кв. откл. |
1,31 |
0,71 |
1,01 |
1,26 |
1,15 |
1,29 |
1,14 |
1,10 |
1,41 |
||
t-критерий Стьюдента |
|
-3,28 |
-3,42 |
-2,82 |
|||||||
р – уровень значимости |
|
0,01 |
0,01 |
0,05 |
|||||||
Согласно
таблице 1, можно сделать вывод, что использование математического метода
обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях психоэмоционального
состояния между экспериментальной и контрольной группами, а именно самочувствие,
активность, настроение, позитивный аффект и позитивные эмоции.
Полученное
по методике «Тест САН» значение самочувствия tэмп. = -3,28 больше tкрит.
= 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05),
значение активности tэмп. = -3,42 больше tкрит. = 2,76 (при уровне значимости p
≤ 0,01), значение настроение tэмп. = -2,82
больше tкрит. = 2,05 (при уровне значимости p ≤ 0,05).
Таблица 2. Эффективность
влияния просмотра фильма «Мальчик в полосатой пижаме» на психоэмоциональное
состояние учителей школы-интерната, а именно на позитивный аффект (ПА) и
позитивные эмоции (ПЭ)
Экспериментальная
группа |
||||||||
|
ПА до |
ПЭ до |
Эксперимент |
ПА после |
ПЭ после |
DПА |
DПЭ |
|
Ср. арифм |
32,53 |
32,53 |
27,87 |
25,0 |
-4,67 |
-7,53 |
||
Ср. кв. откл. |
3,44 |
3,44 |
4,39 |
3,21 |
4,1 |
2,75 |
||
Контрольная группа |
||||||||
Ср. арифм |
26,8 |
29,67 |
|
25,47 |
25,67 |
-1,33 |
-4,0 |
|
Ср. кв. откл. |
3,0 |
4,1 |
3,16 |
3,31 |
3,58 |
3,40 |
||
t-критерий Стьюдента |
|
-3,72 |
-3,99 |
|||||
р – уровень значимости |
|
0,01 |
0,01 |
|||||
Согласно
таблице 2, можно сделать вывод, что использование математического метода
обработки данных t-критерия Стьюдента выявило значимые различия в дельта-значениях психоэмоционального
состояния между экспериментальной и контрольной группами, а именно самочувствие,
активность, настроение, позитивный аффект и позитивные эмоции.
Полученное
по методике «Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта» (Д. Уотсон, Л.
Кларк, А. Теллеген) значение позитивного аффекта tэмп. = -3,72 больше tкрит. = 2,76 (при уровне значимости p
≤ 0,01). Полученное по методике «Шкала дифференциальных эмоций» (К. Изард) значение позитивных эмоций tэмп. = -3,99 больше tкрит.
= 2,76 (при уровне значимости p ≤ 0,01).
Полученные данные свидетельствую о том, что
просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме» повлияла на психоэмоциональное
состояние учителей школы-интерната, а именно снизило показатели самочувствия,
активности, настроения, позитивного аффекта и позитивных эмоций. Полученное
явление обосновывается тем, что во время просмотра фильма происходит
воздействие с помощью кино на психоэмоциональное
состояние: осуществляется влияние на эмоции и аффекты, благодаря идентификации
зрителя с персонажем, а также воздействие на психические состояния
такие как самочувствие, активность, настроение, благодаря эмпатии
персонажу, попадающему в различные жизненные ситуации.
Таким
образом, полученные результаты свидетельствуют о подтверждении гипотезы о том,
что просмотр фильма «Мальчик в полосатой пижаме» влияет на психоэмоциональное
состояние учителей школы-интерната, а именно снижает такие показатели как
самочувствие, активность, настроение, позитивный аффект и позитивные эмоции.
Список литературы:
- Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы / О. В. Барканова. — Текст : электронный // Библиотека актуальной психологии : [сайт]. — URL: https://www.studmed.ru/barkanova-o-v-sost-metodiki-diagnostiki-emocionalnoy-sfery-psihologicheskiy-praktikum_7038de547ae.html (дата обращения: 25.11.2022).
- Леонова, А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. — Москва : Смысл, 2007. — 311 с. : ил., табл.; 22 см c. — Текст : непосредственный.
- Рожина, Л. Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Н. Рожина. — Текст : электронный // Российская государственная библиотека : [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007566518 (дата обращения: 25.11.2022).
Комментарии: