» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Иванов Данил Андреевич, Магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Ограничения конституционных прав граждан на информацию

Статья просмотрена: 58 раз
Дата публикации: 08.02.2023

ОГРАНИЧЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ

Иванов Данил Андреевич          

магистрант   

Волгу, г. Волгоград

 

Аннотация. В настоящее время особую актуальность несет в себе проблемы существования конституционного права граждан на доступ к информации наравне с возможностью ее ограничения. Ввиду активного проникновения во все сферы жизнедеятельности цифровизации, возникает двойственная ситуация: с одной стороны, человек получает больше источников извлечения информации, а, с другой, сталкивается не только с высоким риском нарушения собственного права, а также с определенным рода ограничениями.

Ключевые слова: право на информацию, ограничение права, механизм ограничения права граждан на информацию, персональные данные, государственная тайна.

 

Особую ценность внесет в себе следующее высказывание: кто владеет информацией – тот владеет миром. Активная цифровизация общества, а, следовательно, и стремительное развитие общественных отношений, позволяет не только получать массу информации в сети Интернет, но и придает огласки те вопросы, которые оставались менее замеченными. Оборот информации, способ ее передачи и получения, а также ограничение продиктовано нормами как международного, так и национального права.

В юридической науке распространенным является мнение о наличии требованиях, которые должны быть соблюдены при ограничении прав человека, иначе оно будет признано незаконным и противоречащим конституционным нормам.[1]

1. Ограничение прав человека может быть реализовано только при принятии специального федерального закона. При этом, необходимо также руководствоваться федеральным законодательством регламентирующее следующее: информация может быть двух видов – общедоступна и ограниченного доступа.

Предоставление людям доступа к информации дает новые возможности. Это дает возможность понять и эффективно взаимодействовать с учреждениями, которые имеют право влиять на их жизнь.

2. Ограничение должно иметь какую либо-цель: от личной (тайна усыновления) до защиты основ конституционного строя.

3. Третье требование – соразмерность вводимых ограничений закрепленным целям. Причем оно было не раз озвучено в Постановлениях Конституционного суда. Так, к примеру, в Постановлении от 18.07.2019№ 29-П, отмечено следующее: «федеральный законодатель обязан обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей и соблюдать критерии разумности, необходимости и соразмерности возможных ограничений прав и свобод».[2]

В последнее время стала особо актуальна проблема по защите персональных данных, так как предоставление права на поиск информации никаким образом не должен касаться личных границ человека, его частной жизни.[3] Персональные данные согласно федеральному закону об информации представляют целую систему данных: имя, адрес электронной почты, адрес регистрации, адрес постоянного проживания и др. Какое-либо незаконное использование таких данных непосредственно попадает под действие законодательства, правонарушитель несет ответственность, так как данного рода информация по известным причинам ограничена в общественном доступе. [4]

26 декабря 2022 года Минфин РФ решило ввести штрафы за утечки персональных данных до 500 млн рублей, ввиду того, что такая информация ограничена федеральным законодательством. Причиной таких санкций стал тот факт, что в 2021-2022 году в России выросло число утечек личных данных пользователей, только за 2022 год этот показатель вырос на 49,5 %. Самым громким делом стало возбуждение уголовного дела в отношении «Яндекс. Еда», из-за утечки данных пользователей по трем статьям: 1) нарушение неприкосновенности частной жизни; 2) неправомерный доступ к компьютерной информации; 3) создание, использование и распространение вредоносных программ.

К тому же, случаи утечки информации имеет место и на государственном уровне.  Так к примеру, в 2022 году в сеть «Интернет» слили базу электронных писем Министерства Культуры РФ на сотни гигабайт. Чуть ранее, в декабре 2021 года, стало известно о попадании в открытый доступ исходных кодов регионального портала Госуслуг Пензенской области.

В 2021 году на фоне таких новостей, «Ростелеком-Солар», поделился итогами исследования «Случайные утечки информации в государственных органах», рамках которого более 90% государственных служащих видят в данной тенденции серьезные риски.

В далеком 2006 году была разработана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в нашем государстве запрещено. В начале 2022 года обсуждался вопрос о том, что государство предоставит доступ банков к черному списку Роскомнадзора.

С 2016 года активно заговорили об идеи создании независимого национальном сегменте интернета, целью которой является установление контроля над киберпространством.  И в 2019 году были внесены изменения в национальное законодательство, которые позволили говорить о создании в России закона о суверенном интернете.[5] Это еще раз показало, что наше государство стремиться не только регулировать доступ к информации, а также ограничить возможность ее получения через контроль источников ее получения.

В настоящей статье рассматривается ситуация с получением людьми в России государственной информации, права, которыми они обладают в соответствии с международным и национальным законодательством на доступ к информации, и препятствия, с которыми они сталкиваются при осуществлении этих прав.  Упомянутые выше ситуации, подогревают проблему прав граждан в интернете, сущность которой двойственна. Доступ в интернет является важнейшим путем обеспечения права на информацию, а с другой стороны – права человека в данной сфере становятся менее защищенными. Как показывает практика, российское общество отрицательно относится к полному контролю государства над источниками информации, а, следовательно, необходимо разработать иные пути обеспечения информационной безопасности.



Список литературы:

  1. Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 29-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова" [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс
  4. Несмеянова С.Э., Колобаева Н.Е. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-ogranichenie-osnovnyh-prav-i-svobod-cheloveka (дата обращения: 27.12.2022).
  5. Проскурина Д.С., Хохлова М.И., Сафин Н.И. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕГМЕНТ ИНТЕРНЕТА: ЗАЩИТА ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА? // Евразийская адвокатура. 2020. №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-segment-interneta-zaschita-ili-ogranichenie-prav-cheloveka (дата обращения: 27.12.2022).
  6. Растегари С. ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ИНФОРМАЦИЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ // Евразийская адвокатура. 2020. №5 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predely-ogranicheniya-prava-cheloveka-na-informatsiyu-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 27.12.2022).


[1]Несмеянова С.Э., Колобаева Н.Е. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека // Российское право: образование, практика, наука. 2018. №3 (105). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnoe-ogranichenie-osnovnyh-prav-i-svobod-cheloveka (дата обращения: 27.12.2022).

[2]Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 29-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова"[электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс

[3]Саликов М.С., Несмеянова С.Э. К постановке проблемы об особенностях реализации и защиты прав и свобод человека в сети Интернет // Российское право: образование, практика, наука. 2019. №1 (109). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-postanovke-problemy-ob-osobennostyah-realizatsii-i-zaschity-prav-i-svobod-cheloveka-v-seti-internet (дата обращения: 27.12.2022).

[4]Растегари С. ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ИНФОРМАЦИЮ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ // Евразийская адвокатура. 2020. №5 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predely-ogranicheniya-prava-cheloveka-na-informatsiyu-v-mezhdunarodnom-prave (дата обращения: 27.12.2022).

[5]Проскурина Д.С., Хохлова М.И., Сафин Н.И. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕГМЕНТ ИНТЕРНЕТА: ЗАЩИТА ИЛИ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА? // Евразийская адвокатура. 2020. №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-segment-interneta-zaschita-ili-ogranichenie-prav-cheloveka (дата обращения: 27.12.2022).



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: