» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Мамбеталиева Гульсара Сапиевна, старший преподаватель
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Управление подготовкой машиностроительного производства и его инфраструктурой

Статья просмотрена: 56 раз
Дата публикации: 10.02.2023

УДК 665.775

 

УПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРОЙ

МамбеталиеваГульсараСапиевна

магистр, старший преподаватель

НАО «Каспийский университет технологий и инжиниринга» им. Ш. Есенова,  г. Актау, Республика Казахстан

 

Аннотация. Управление ОЭС ИКПП можно определить, как целенаправленное воздействие на все ее основные элементы (коллективы людей, средства технологического оснащения, входные ресурсы) для эффективной организации и координации (регулирования) деятельности, на этапы подготовки и инфраструктурного обеспечения машиностроительного производства. Этот подготовительно - производственный блок процессов по сути дела определяет необходимую и достаточную степень уверенности предприятия в последующих, обозначенных в рамках его производственной системы, стадиях организации производства, а затем реализации изготовленной машиностроительной продукции на рынке.

Ключевые слова: машиностроительные предприятия, производственной инфраструктуры, блок операций, инфраструктуры.

 

На современном этапе развития машиностроительных предприятий наблюдается значительный дисбаланс в деятельности указанных структур. Это происходит, во-первых, потому, что недостаточно внимания уделяется подготовке производства и, во-вторых, существует отрыв ведения подготовки производства от разработки соответствующей ему производственной инфраструктуры. Поэтому интеграция подготовки машиностроительного производства с его инфраструктурой позволяет создать эффективно функционирующее производство. Решению этой задачи служит их рассмотрение в системе организационно-экономическими системами(ОЭС), позволяющее осуществлять инфраструктурно-комплексную подготовку производства (ИКПП). ОЭС выступает как «интегратор» инновационных изменений и модернизации производства на машиностроительных предприятиях. ОЭС ИКПП на современном этапе должны объединить ранее разрозненно функционирующие подразделения подготовки производство и его инфраструктуры и тем самым создать условия для эффективного развития машиностроительного производства. Такие системы в организационном плане объединяют технико-технологический и социальный аспекты производственной деятельности на предприятиях машиностроения.

Организационно-экономическими системами (ОЭС) предприятий машиностроения представляет собой целенаправленно организованный комплекс вещественных (техника, сырье, материалы, конструкторские чертежи, технологические процессы, персонал и т.п.) и информационных (производственная программа, нормы, нормативы, совокупность сведений о структуре и состоянии объекта управления и т.д.) ресурсов, обеспечивающих выпуск соответствующей продукции или реализацию услуг. ОЭС машиностроительного предприятия функционально объединяет организацию и экономику, все соответствующие производственные отношения в единую производственно-хозяйственную систему. Последняя по принципу комплексности охватывает все процессы подготовки производства и его инфраструктуры в их интеграционной взаимосвязи и взаимодействии, обусловленности и последовательности. Вот почему ОЭС ИКПП можно назвать «интегратором-иноватором» производственно-хозяйственной системы машиностроительных предприятий на этапе их посткризисного развития.

Современный этап длительного депрессивного состояния машиностроительного производства в РК, усиленного влиянием мирового финансового кризиса 2008 г., характеризуется значительным сокращением объемов выпуска продукции, прекращением деятельности многих предприятий, цехов и участков, а также потерей большого количества квалифицированных кадров в результате их сокращения, требует принятия радикальных мер,  прежде всего в области создания таких «интеграционных центров» на машиностроительных предприятиях, как ОЭС ИКПП.

Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что отечественное машиностроение располагает устаревшими производственными фондами, более 50 % которых нуждается в радикальной замене. Отсюда закономерным представляется вывод: модернизация экономики, инновационное развитие машиностроительного комплекса в РК становится велением времени. Это возможно только на основе принятия системно-комплексных организационно-управленческих решений по модернизации машиностроительного производства на базе его инновационного развития.

Такое положение вызвало необходимость рассмотрения всех взаимосвязанных подсистем машиностроительного предприятия на интегрированной основе, с применением системно-комплексного подхода. Слабая взаимосвязь между производственными подсистемами, существующая сегодня на машиностроительных предприятиях, со всей очевидностью в посткризисных условиях развития машиностроения обуславливает переход к новым системам - ОЭС, являющимся основой обеспечения повышения эффективности производства.

Основная проблема в таких условиях состоит в том, чтобы упор в ОЭС подготовки машиностроительного производства был сделан на разработку новых, современных концепций и стратегий в этой области; сосредоточение сил и ресурсов на НИОКР как главной составляющей инновационной деятельности машиностроительных предприятий; применение в решении актуальной народнохозяйственной проблемы направлений эффективного взаимодействия с системами менеджмента качества и конкурентоспособности предприятий.

Производственный процесс на машиностроительном предприятии является по сути дела основным, определяющим суть его производственной деятельности. Этот основной процесс включает блок операций, имеющих прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияющих на создание добавленной стоимости. Но успешного решения этих задач нельзя добиться без совершенствования, во-первых, комплексной подготовки производства (КПП); во-второй производственной инфраструктуры (ПИ); в-третьих, непроизводственной инфраструктуры (НПИ). Для этого необходимо сформировать единую ОЭС на предприятии

В результате осуществления процессов ОЭС ИКПП на ее выходе обеспечивается организационно-экономическая готовность предприятия к осуществлению задач основного производства.

Основные системы машиностроительного предприятия (общепроизводственной системы): 1.ОЭСкак интегрирующая и инновационная его основа; 2.технико-технологическая система (ТТС), включающая здания, сооружения, оборудование, технологии производства (последнее адикальный элемент инноваций); 3.социальная система (СС), объединяющая работников трудового коллектива (приобретающая активную роль в связи с развитием профессионализма, экономики знаний). Они находятся в постоянном взаимодействии.

Каждая из этих трех систем на определенном этапе развития предприятия динамично развивается и может оказывать свое непосредственное уникальное воздействие на повышение эффективности производства. На современном этапе инновационного развития машиностроительных предприятий принципиальное, преобладающее значение на эффективность работы предприятия должна оказывать первая система, потенциально выступающая «интегратором - инноватором», от развития которого в ближайшее время может радикально измениться весь комплекс машиностроительного производства.



Список литературы:

  1. Ревенко Н.Ф., Агарков А.П., Глухова Л.М., Лаптев О.Б.-Организация и менеджмент машиностроительного предприятия: Учебное пособие.-Ижевск: ИЭиУ, 2004.-328с.
  2. Подлипаев Л.Д., Панфилов А.С., Бельтюкова Е.А., Агарков А.П. Менеджмент машиностроительного производства: Учебное пособие.-М.: Сатурн – С, 2005.-147с.
  3. Болгов И.В., Агарков А.П. Инфраструктура предприятий сервиса: Учебник.-М.: ИЦ «Академия», 2008.-189с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: