» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Попов Сергей Владимирович, тренер- преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: К вопросу развития тактического мышления юных футболистов

Статья просмотрена: 271 раз
Дата публикации: 10.02.2023

УДК 796

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ТАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Попов Сергей Владимирович

тренер-преподаватель

Мезенцев Сергей Викторович

тренер-преподаватель

областное государственное автономное нетиповое образовательное учреждение

«Академия спорта», г. Шебекино

 

Аннотация. В данной статье рассматривается анализ научно-методической литературы по вопросу средств и методов развития тактического мышления у футболистов на начальных этапах подготовки. Статья посвящена исследованию путей развития тактического мышления юных футболистов в тренировочной деятельности. Многие специалисты в области футбола отмечают важность и необходимость развития тактического мышления в юношеском возрасте. Использование средств и методов развития тактического мышления на ранних этапах формирования футбольного мастерства, позволит повысить уровень подготовленности футболистов в более старшем возрасте.

Ключевые слова: футбол, тактическая подготовка, тактическое мышление, юные футболисты.

 

Понятие тактическое мышление рассматривается специалистами футбола давно. Многие авторы считают, что «…характерными чертами процесса тактического мышления являются с одной стороны поиск информации, сообщающий субъекту о степени расхождения ожидаемой ситуации и действительной, а с другой - поиск способов достижения намеченного результата» [3,5,7].

По мнению А.В.Петухов «…тактическому мышлению футболиста присущи все виды процессов мышления. В процессе мышления футболист отражает объективный мир в своем сознании, устанавливает закономерные связи и отношения между предметами и явлениями действительности» [5].

Особенность тактического мышления в футболе заключается в том, что игрок в ходе соревнований на различные возникающие задачи должен находить мгновенный ответ (решение) и единственно правильный [4].

В.С. Блюдикв своих работах отмечает, что «…связь тактики и мышления в футболе обуславливается наличием аналитической деятельности мозга в ходе соревновательной деятельности футболиста: антиципация, простая реакция выбора, сложная реакция выбора, переключение внимания, сосредоточенность внимания, концентрация, перераспределение внимания, создание представления об изучаемом действии, ознакомление с техникой изучаемого действия, обучение разновидностям тактических действий, выбор варианта тактического действия при решении игровой задачи, выбор тактического действия в быстроменяющихся игровых условиях» [2].

«Процесс развития тактического мышления является одной из наиболее важных задач футболеовременный футбол предъявляет высокие требования к умению быстро принимать решения и действовать в самых разнообразных ситуациях, а затем анализировать и сопоставлять полученный результат с максимально возможным» [6].

По мнению Р.В. Фаттахов «…основой тактических действий футболистов, является тактическое мышление, которое протекает по принципу "акцептора действия" и предполагает активно-поисковый выбор решения на основе ассоциативных связей, возникающих между опытом и текущей информацией [4].

Анализируя литературу поданному вопросу, мы пришли к выводу, что мнения различных авторов в отношении сущности процесса мышления в основном сходны. Большинство специалистов придерживаются точки зрения, что «…тактическое мышление исходит из проблемной ситуации и определяется соотношением условий деятельности и ее целей. Также отмечают, что мышление является формой ориентировки, к которой игрок прибегает тогда, когда другие ее формы недостаточны» [7].

Как уже было сказано выше, эффективность игровой деятельности в футболе обусловлена не только физическими возможностями и технической оснащенностью футболиста, но и тактическими способностями, проявляющаяся в развитии тактического мышления, содержанием которого является умение решать постоянно возникающие игровые задачи.

«Важнейшим механизмом решения игровых задач является постоянно протекающих процесс принятия тех или иных решений, который и определяет, с одной стороны, функциональные психофизиологические возможности футболиста, а с другой - различные формы игрового поведения футболиста. Процесс принятия решений инициируется не столько целью и задачей, а возникающим, в условиях противоборства двух команд, функциональным смыслом игровой ситуации. Вместе с тем, функциональный смысл ситуации определяется не столько ролью (амплуа) игроков, а их позицией (значением в данном эпизоде) в игровой ситуации и системой взаимодействия» [3].

«Деятельность футболистов на поле предполагает принятие в каждой конкретной игровой ситуации определенного решения относительно своих действий и их исполнение. Правильность выбора действий и качество (быстрота и точность) их выполнения зависят от умений игроков антиципировать (предвосхищать) развитие событий на поле и от их способностей точно оценивать собственные возможности успешно выполнить те или другие двигательные действия, в первую очередь связанные с передачей мяча партнеру, отбором мяча, игрой на опережение» [2,3,5].

Существует три основных вида специфических реакций антиципации, встречающихся в деятельности футболистов:

-          предвосхищениеразвития игровых ситуаций и хода игры;

-          предвосхищение момента, скорости и направления посыла мяча по движениям игрока, выполняющего удар (передачу);

-          предвосхищение места имомента соприкосновения с мячом по траектории его движения. [7]

Следует отметить, что в одних игровых ситуациях от игрока требуется проявление последовательно всех трех основных видов специфических реакций антиципации, а в других – только одного или двух из них.

Наряду с этим, авторы Комков В.Ю., Марьянович А., Блинов В.А. обозначают, что «...умение футболистов принимать оптимальные решения в игре и эффективно их выполнять терминами игровая ориентировка, ситуативная ориентировка» [6,7].

Под этими терминами авторы понимают «…качество, присущее человеку, а определенный процесс, т.е. все формы психической деятельности субъекта в проблемной ситуации».

Характер подготовки юных футболистов имеет ряд недостаточно изученных особенностей структуры игровой деятельности с учетом развития тактического мышления на начальных этапахподготовки.

В настоящее время, в программах по подготовке юных футболистов удельный вес развития тактики на ряду с другими компонентами спортивной тренировки: теоретической, технической, физической, психологической крайне низок. Соответственно, что на начальных этапах спортивной специализации необходимо закладывать навыки тактического мышления.

Всем известно, что в младшем школьном возрасте приоритетной является игровая деятельность. Обучение в этом возрасте должно проходить в игровой форме.

«Игровая деятельность предусматривает целесообразное ведение соревновательной борьбы, т.е. связано с тактикой. Чтобы эффективно реализовывать свои физические, технические, психологические, теоретические возможности с одной стороны, а с другой затруднить действия сопернику игрок обязан быть тактически грамотным. Овладение тактическим мастерством необходимо осуществлять на ранней стадии подготовки юных футболистов. Поскольку в этом возрасте психические процессы протекают с большей подвижностью и лабильностью. Рассматривая психические процессы по степени их важности в овладении тактическим мастерством, основную роль играет мышление, называемое тактическим» [6,7].

В одной из работ Петухов А.В. сказано, что «…тактическая тренировка - это не только разучивание тактических комбинаций, хотя игрок должен знать много самых различных тактических ходов и комбинаций. Он должен их много раз проделывать на поле и изобретать на макете. Но построение игры только на заученных и безотносительных к противнику длинных тактических комбинациях противоречит самому существу тактики как искусству борьбы» [1].

Также многие специалисты отмечают, что футболистов нужно обучать искусству комбинировать, а не уметь воспроизводить комбинации, необходимо воспитывать в игроках изобретательность и фантазию. При этом отмечается, что если в каждом игровом положении футболист будет находить наиболее острое продолжение игры из всех возможных, то последовательный ряд таких «разрешений» и создаст хорошую комбинацию, как продукт коллективного творчества игроков на поле.

В данном возрасте мальчишки имеют огромное желание забивать мячи в ворота соперника. Порой задумки тренера перед игрой «сходят на нет». Ребята настолько увлечены игрой, что просто не могут вспомнить то, что требовал выполнять на поле тренер перед игрой. Но всё же каждый из юных игроков должен знать, как ему открыться под передачу партнера, как выполнить «забегание», «перебегание», куда нужно отдавать передачу партнеру, как обыграть противника один в один и т.д. Арсеналом тактических действий необходимо снабдить любого игрока, независимо от его возраста. Инициативность, творчество, креативность – это несомненно важные аспекты формирования тактического мышления у мальчишек, но должна быть основа тактических действий на поле.



Список литературы:

  1. Петухов А.В. О направленном формировании индивидуальной тактической подготовки футболистов 8-10 лет // Тез.докл. Х Всесоюз. науч.-практич. Конфер «Программно-методические основы подготовки спортивных резервов». – М., 1985. – С. 130-131., Индивидуализация тактической подготовки с учетом манеры ведения игры юных футболистов // Тез.докл. ХI Всесоюз. науч.-практич. конфер. психологов спорта. (Стайки, 26-28 сент.; 1990 г.) – Минск, 1990. – ч.П. – С. 42-44.
  2. Блюдик В.С. Новое в тренировке юных футболистов //Теория и практика физической культуры. - 1995. - №8. - С.40-41.
  3. Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Организационно-методические особенности развития тактических действий юных футболистов // Аспекты технической подготовки спортсменов. – 2018. С 32-39.
  4. Фаттахов Р.В. Обучение юных футболистов умениям и навыкам выполнения групповых тактических действий / Р.В. Фаттахов / Актуальные проблемы физической культуры и спорта: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. Г.Л. Драндова. – Чебоксары :Чуваш.гос.пед.ун-т, 2010. – С.217-219.
  5. Лисенчук Г., Перепелица П., Хоменко А. Совершенствование командных и групповых взаимодействий у юных футболистов // Теория и методика физического воспитания и спорта / Национальный университет физического воспитания и спорта Украины, 2014. – С. 23-26.
  6. Костюнина Л. И., Чайкин А. С. Формирование творческого мышления юных футболистов как условие повышения эффективности тренировочного процесса // Поволжский педагогический поиск (Научный журнал). – 2018. №3 С.129-134.
  7. Комков В.Ю., Марьянович А., Блинов В.А. Формирование игрового мышления футболистов с использованием роботизированного тренировочного комплекса «Footbot» // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т.21.№4 (21).С. 73-79.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: