» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2023 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (71) 2023

Автор: Давыдик Лариса Ивановна,Широких Валентина Ивановна , Воспитатели
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Приоритеты воспитания в системе образования в условиях реализации ФГОС»

Статья просмотрена: 111 раз
Дата публикации: 11.02.2023

УДК  037.03

«ПРИОРИТЕТЫ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Давыдик Лариса Ивановна

Широких Валентина Ивановна

воспитатели

ОГАНОУ «Академия спорта»,  г. Шебекино, Белгородская область

 

Аннотация. В данной статье авторы отражают описание задач и организации практической деятельности в работе с воспитанниками, включая формы участия в оценке результатов совместной деятельности.

Ключевые слова: адаптация, личность, мораль, традиции ,воспитание 

 

В настоящее время, несмотря на наличие  позитивных тенденций в социально-экономическом развитии страны и нашего  региона, общество, и особенно молодое поколение, переживает духовно-нравственный кризис. Масштабы духовно-нравственного кризиса таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, распространение  суицида, масштабы потребления алкоголя и табака, количество абортов среди несовершеннолетних, число социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приближается  к грани необратимой духовно-нравственной и физической деградации. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.

По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

Поэтому, несомненно, вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план. 

Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время  происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект..

«Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Воспитательный компонент  федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основных образовательных программ ОГАНОУ «Академия спорта» и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать академию воспитывающей средой. Рабочая программа воспитания призвана обеспечить достижение обучающихся личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности академии. Рабочая программа воспитания показывает систему работы с воспитанниками в академии.

Академия является уникальным образовательным проектом для Белгородской области: она объединяет в себе спортивную и общеобразовательную школы, с круглосуточным пребыванием детей. С сентября 2020 года в учреждении открыты два отделения по видам спорта бокс и самбо.

Методологической основой воспитательной деятельности являются аксиологический, антропологический, культурно-исторический и системнодеятельностный подходы:

  • аксиологический подход, суть которого заключается в понимании воспитания как социальной деятельности, направленной на передачу общественных ценностей от старшего поколения к младшему.
  • гуманитарно-антропологический подход предполагает становление и воспитание человека во всей полноте его природных, социальных и духовных характеристик. Воспитание человека осуществляется в системе реальных жизненных связей и отношений с другими людьми в событийной общности, являющейся смысловым центром практики воспитания.
  • культурно-исторический подход предполагает освоение личностью ценностей культуры посредством интериоризации — личностного усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
  • системно-деятельностный подход предполагает системную реализацию воспитательного потенциала содержания образования, формирование и развитие у обучающихся мотивации к учебной деятельности, развитие субъективной личностной позиции на основе опыта нравственной рефлексии и нравственного выбора.

Методологические основы определяются рядом основных принципов воспитания:

  • гуманистической направленности воспитания: каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, гуманное отношение, защиту его человеческих прав, свободное развитие личности;
  • ценностного единства и совместности: ценности и смыслы воспитания едины и разделяемы всеми участниками образовательных отношений, что предполагает содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение участников воспитательного (образовательного) процесса;
  • культуросообразности: воспитание основывается на культуре и традициях народов России, в воспитательной деятельности учитываются исторические и социокультурные особенности региона, местности проживания обучающихся и нахождения образовательной организации, традиционный уклад, образ жизни, национальные, религиозные и иные культурные особенности местного населения;
  • следования нравственному примеру: мы, воспитатели должны в своей деятельности, общении с обучающимися являть примеры соответствия слова и дела, быть ориентиром нравственного поведения;
  • безопасной жизнедеятельности: воспитание должно осуществляться в условиях безопасности, обеспечения защищенности всех участников воспитательной деятельности от внутренних и внешних угроз;
  • совместной деятельности детей и взрослых: приобщение обучающихся к культурным ценностям происходит в условиях совместной деятельности, основанной на взаимном доверии, партнёрстве и ответственности;
  • инклюзивности: образовательный процесс организовывается таким образом, что все обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, языковых и иных особенностей, включаются в общую систему воспитательной деятельности;
  • возрастосообразности: проектирование процесса воспитания, ориентированного на решение возрастных задач развития ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Данные принципы являются основой содержания программ воспитания, реализуются при проектировании воспитания в образовательных организациях, учитываются при формировании и поддержании их уклада.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Существует реальная история:

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги ...

Наша с вами задача научить наших детей ценить жизнь, и строить её так, чтобы дарить окружающим людям тепло и заботу, не требуя за это ничего взамен.



Список литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для вузов / Г. С. Абрамова.– М.; Екатеринбург: Аспект Пресс; Деловая книга, 2000. – 823с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013. - 321 с.
  3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2009. - 190 с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  5. Золотнякова А.С. Личность в структуре педагогического общения. - Ростов н/Д: РГПИ, 2009. - 323 с.
  6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 290 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: