» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Зинченко Ольга Петровна, cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Зинченко Ольга Петровна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, раскрыты основные понятия темы исследования: «нравственность», «нравственное воспитание», «нравственные качества». Выделены критерии воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: нравственное воспитание, нравственные качества, нравственное развитие личности, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста приобретает актуальность связи со сложившейся ситуацией в современном обществе. В научных исследованиях нравственность представлена как совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом общества. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Это осознание и реализация принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, моральных переживаний.

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста обусловлена большим вниманием к данной проблеме различных психологов и педагогов.

Свои исследования проблеме воспитания нравственных качеств посвятили Р. С. Буре, A. M. Виноградова, В. А. Горбачева, Г. Н. Година, Т. С. Комарова, А. Д. Кошелева, В. К. Котырло, А. И. Липкина, С. В. Петерина, Т. О. Пономаренко, С. Е. Рыжикова, Г. Г. Сергеичева, Е. В. Субботский, Е. О. Счастная, Т. М. Утробина, Т. Н. Титаренко, В. Г Цуканова, Э. В. Штиммер, О. А. Шаграева, Е. К. Ягловская и др.

На научно-методическом уровне актуальность исследования связана с тем, что, несмотря на разработки зарубежных и отечественных ученых, которые служат теоретической основой проблемы воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста, отсутствуют методические разработки. Традиционные методы воспитания становятся, не достаточно эффективны, и появляется необходимость в организации нового подхода. Нам представляется, что изменение ситуации возможно при использовании в образовательной практике проектной деятельности. Участие дошкольников в проектной деятельности – это один из способов их включения в общественную жизнь, это средство обогащения их социального опыта. Данное средство становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориенированность и результативность.

Нравственное развитие личности – это присвоение ребенком моральных норм, обобщение и превращение их во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Дети учатся видеть ценность в самих нравственных поступках, измерять свое достоинство способностью вести себя определенным образом, в соответствии с одобряемыми образцами поведения.

Нравственные качества понимаем как совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности.

Таким образом, пришли к выводу, что труд в природе и ознакомление детей с художественной литературой являются условиями развития нравственных качеств в дошкольном детстве и занимают особое место в образовательном процессе. Так как действительно труд и художественная литература – одни из наиболее доступных и эффективных для дошкольников практических методов получения знаний об окружающей природе и нравственном отношении к ней, потому, что они просты сами по себе. Для труда и художественной литературы доступны объекты. Полученные в ходе труда и ознакомления с произведениями художественной литературы опыт и знания для ребенка конкретны, убедительны. Он добывает их сам. Только тогда, когда дети своими органами чувств воспринимают и запечатлевают образцы трудовых навыков в природе и образы положительных героев литературы, накапливается достоверный практический материал, который в процессе последующего его обобщения может дать прочные, осознанные нравственные действия.

Для формирования нравственных качеств нужны все компоненты "труда в природе". Они предполагают: а) возникновение у самого ребенка желания трудиться в природе; б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) трудовых действий в природе; в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату; г) решение задачи и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему нравственные качества становятся все более стойкими.

Детская художественная литература за счет многочисленных форм, методов и приемов работы с ней, разработанных в дошкольной педагогике и методике обучения и представленных в данном разделе, предоставляет огромные возможности для нравственного воспитания детей. Каждый метод являет собой средство достижения определенной, поставленной педагогом цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом. Поэтому, включая детей в деятельность познания детской художественной литературы путем многочисленных методов и приемов, существующих в педагогике и методике обучения, и образуются широкие возможности для формирования у детей указанных нравственных качеств и отношений, необходимых для полноценной жизни человека в гуманном обществе.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы (О.С. Богданова [1], А.В. Зосимовский [3], И.А. Каирова [4], И.Ф. Харламов [7]), положение о трехкомпонентной структуре нравственности, которое предполагает единство нравственного сознания, эмоций и поведения (М.С. Каган [5], В.Н. Мясищев [6]) и, опираясь на труды Е.Н. Бородиной [2], нами были выделены критерии (когнитивный, эмотивный (эмоциональный), поведенческий) воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев и показателей воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из серии четырех заданий.

Оценка воспитанности когнитивного критерия проводилась на основе анализа знаний и представлений дошкольников о нравственных качествах, о ситуациях, в которых они проявляются, понимания причин эмоциональных состояний участников ситуаций, объектах, в отношении которых проявляются положительные нравственные качества, возможных способах реагирования в ситуациях.

Эмоциональный критерий оценивался по проявлениям адекватных переживаний, отношений, поведенческий – по умениям определять причины эмоциональных состояний участников ситуации, направленность собственных реакций, выражать сочувствие, оказывать содействие участнику ситуации. При определении уровней воспитанности нравственных качеств во всех сериях эксперимента использовались количественные показатели.

На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, достаточный, начальный уровень.

Результаты наблюдения, а также диагностирования детей говорят о том, что поведенческий и эмоциональный компоненты проявления нравственных качеств у малого числа детей выходят на высокий уровень, а у многих вообще находятся на начальном уровне.

Следовательно, свое дальнейшее исследование мы видим в апробации комплекса мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности.



Список литературы:

  1. Богданова О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева. – М.: Просвещение, 2013. – 213 с.
  2. Бородина Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в полихудожественной деятельности : дис. ... кандидата пед. наук : 13.00.02. / Бородина Елена Николаевна. – Челябинск, 2016. – 200 с.
  3. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности / А.В. Зосимовский // Педагогика. –1992. – № 11–12. – С.22–26.
  4. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Педагогика. – 2008. – 450 с.
  5. Каирова И.А. «Азбука нравственного воспитания» Издание 2-е, переработанное и дополненное / И.А. Каирова. – М.: Просвещение, 1975. –320 с.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: Институт практической психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1998. – 368 с.
  7. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи) / И.Ф. Харламов. – М.: Издво БГУ, 2002. – 364 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: