» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Царева Маргарита Ивановна, студентка 1 курса факультета магистратуры
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Эффективность государственных субсидий в агропромышленный комплекс России

Статья просмотрена: 728 раз

Аннотация. В статье рассматривается развитие государственных субсидий в сферу сельского хозяйства. Указаны различные виды программ финансирования и даны разъяснения по каждой из них. Далее описаны методы оценки эффективности государственных субсидий в отрасль. В заключении даны рекомендации по совершенствованию системы субсидирования в АПК России.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агропромышленный комплекс России, государственное субсидирование, оценка эффективности, программа развития, государственная поддержка.

 

Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей экономики России, так как в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, а также производится около  6% валового внутреннего продукта страны. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно аграрного сектора, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны. [4]

Первые программы государственной поддержки АПК в России появились в 2002 году. Для преодоления негативных тенденций в аграрной сфере были разработаны и воплощены в жизнь различные приоритетные национальные пилотные проекты, в частности, проект «Развитие АПК», который включает  в себя ряд мер поддержки национального сельского хозяйства. В 2008 году появилась государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы.  Вслед за ней в 2013 года была сформирована государственная программа  «Основные направления развития агропромышленного комплекса на 2013–2020 годы».   Данная программа  предлагает  ряд мероприятий по субсидированию российских сельскохозяйственных товаропроизводителей. [2]

Госпрограмма по сути является своеобразной стратегией и четко определенным планом развития агропромышленного комплекса. Такая стратегия позволяет отработать самые эффективные и действенные механизмы регулирования рынков, продовольственных продуктов и сырья на выше обозначенный период.  Главная цель программы: создание стабильно работающего агропромышленного комплекса за 7 лет.

С точки зрения эффективности,  к 2020 году планируется увеличение  индекса производства сельхозпродукции до 119,6 процента, а индекс объема инвестиций в основной капитал достигнет отметки в 141,9 процента. [7]

Государственные субсидии назначаются для эффективного развития аграрного сектора и делятся на следующие приоритетные направления:

1.                  мелиорация сельхозугодий, рациональное использование площадей;

2.                  поддержка животноводства и мясо-молочного скотоводства;

3.                  организация перерабатывающих предприятий и линий сбыта сельхозпродукции;

4.                  поддержку растениеводства;

5.                  содействие в создании/развитии небольших крестьянских и фермерских хозяйств;

6.                  внедрение инноваций, модернизация производственных циклов.

В перспективе предполагается, что подобные меры приведут к расширению сырьевого рынка, увеличению зарплат в отрасли, созданию новых рабочих мест и освоению новых земель. Но все это только перспективы. Сейчас же отрасль переживает не лучшие времена. [3]

Анализируя государственную экономическую политику в сфере регулирования АПК за последние два десятилетия, можно сказать, что ее характерной особенностью является преобладание мер государственной поддержки над мерами защиты внутреннего рынка. В отличие от мер торговой политики, не требующих значительных расходов госбюджета, а иногда и самоокупаемых (например, таможенные пошлины), субсидирование как способ государственной поддержки предусматривает значительные бюджетные издержки.  [2]

По подсчетам аналитиков, на полную замену импортной мясо-молочной продукции потребуется 7 лет, а для получения стабильно высоких урожаев растениеводческих культур нужно не менее 5 лет. Таким образом, на модернизацию требуются колоссальные усилия и затраты, которые должны подкрепляться системной помощью от государства. [3]

В 2016 году общий объем финансирования сельского хозяйства составил 237 млрд. рублей. Несмотря на беспрецедентно высокий уровень финансирования (объем сохранился на уровне 2015 г.), аграрии выражают обеспокоенность задержками по платежам (особенно в отношении компенсации процентных ставок, где задержки тянутся еще с 2015-го года) и ориентацией на поддержку крупных агрохолдингов. Учитывая, что посевные работы идут полным ходом, каждый день промедления в поступлении финансовых средств снижает эффективность их потенциального использования. Задержки объясняются тем, что внесены изменения в контроль за финансированием Минфин и установлены предельные объемы финансирования и изменена работа с авансовыми платежами. На сегодняшний момент часть задолженности уже погашена, а остальное финансирование по возмещению части процентов по кредитам должно поступить в конце марта – начале апреля.

Государственная поддержка агропромышленного комплекса РФ предоставляется в нескольких видах:

1.                  Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии;

2.                  Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам;

3.                  Государственная поддержка отраслей животноводства;

4.                  Государственная поддержка отраслей растениеводства;

5.                  Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

6.                  Государственная поддержка малых форм хозяйствования;

7.                  Государственная поддержка экономически значимых региональных программ;

8.                  Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

9.                  ФЦП “Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года”;

10.              ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» [1]

В таблице 1 рассмотрим объемы финансирования сельского хозяйства на возмещение части затрат в 2016 г., тыс. руб. на примере растениеводства.

Таблица 1. Объёмы финансирования растениеводства на возмещение части затрат в 2016 году

Статья затрат

Сумма выплат, тыс. руб

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) в области развития оптово-распределительных центров

1 863 784,9

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства

7 253 611

Субсидии на развитие растениеводства

4 972 934

несвязанная поддержка сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства

23 225 000

Итого

37315329,9

 

Однако государство должно не просто выделять бюджетные средства, но и вести мониторинг их эффективности. Это позволит определить эффективность применяемых государством мер. Если эти меры себя оправдывают, то их можно будет продолжить, усовершенствовать или отказаться вообще, а также позволит поднять ответственность бюджетораспределителей и бюджетополучателей  государственных средств. Для реализации этих целей Минсельхоз России утвердил методику оценки эффективности использования бюджетных средств, предоставляемых сельхозтоваропроизводителям в виде субсидий (протокол заседания Коллегии Минсельхоза России от 18.06.2009 г.). По результатам оценки эффективности использования бюджетных средств субъекта Российской Федерации будет определяться размер государственной поддержки из федерального бюджета. [8]

На основе обобщающего анализа Минсельхоз РФ определил перечень критериев по оценке эффективности использования федеральных и региональных средств, предоставляемых сельхозпроизводителям в виде субсидий. Приоритетными критериями являются прирост производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении в сопоставимых ценах на 1 рубль субсидий, увеличение производства продукции растениеводства и животноводства в натуральном выражении, а также урожайность и продуктивность по основным видам продукции.

Результаты мониторинга должны публично представляться исполнительными органами по окончании каждого финансового года. Такие меры способствуют, на наш взгляд, созданию основного механизма обратной связи, реализующего контроль и экономическую ответственность получателей субсидий за их эффективное использование, что отсутствует в действующей системе господдержки. [6]

С учетом реализации  «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012–2020 гг.» были определены основные мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств. К ним относятся: создание системы автоматизированного учета бюджетных средств, предоставленных сельхозтоваропроизводителям, ведение общероссийского реестра бюджетополучателей, контроль за целевым использованием бюджетных средств, выработка единых критериев контроля и оценки эффективности использования средств государственной поддержки, направляемых в отрасль.

Исходя из этого эффективность государственной поддержки определяется:

ЭП= ФРП/ОП

где ЭП –эффективность господдержки, ВП –валовая продукция, ОП –объем господдержки. [5]

Виды, условия и порядок участия в программах государственной поддержки, в большинстве своём, не изменились по сравнению с предыдущим годом. Общими видами действующих субсидий являются:

1.                  Гранты на развитие КФХ. Предоставляются они на конкурсной основе целевым назначением на приобретение с\х угодий, разработку и подведение систем коммуникаций, строительство хозяйственных объектов. Грант предполагает строгую отчетность получателя о целевом использовании средств.

2.                  Кредитные средства на возмещение процентных затрат, которые предоставляются исключительно для модернизации хозяйства.

3.                  Субсидирование лизинга, взятого для приобретения сельскохозяйственного оборудования и техники.

4.                   Компенсация расходов на возведение объектов крестьянского хозяйства семьи.

5.                  Единовременная субсидия, которая предоставляется на обустройство фермерского хозяйства. А именно, на приобретение или строительство жилья, покупку грузопассажирского транспорта, проведение коммуникаций.

Фермер может претендовать на все виды помощи, но только при соответствии требованиям отбора. Заявления рассматриваются конкурсными комиссиями. [3]

Однако, главная проблема поддержки российских аграриев – это нестабильное финансирование. По сообщению Минфина, объем помощи сократится в 2017 году до 204 миллиардов, а это в 1,4 раза меньше, чем закладывалось изначально в паспорт Программы на 2013-2020 годы, и на 20 млрд. меньше реального финансирования в ушедшем периоде. Без должного финансового обеспечения громкие намерения Правительства по реформированию АПК скатятся до уровня прожектерства. [3]

Поэтому программа государственного субсидирования АПК требует совершенствования, которое, по нашему мнению, предполагает реализацию целого комплекса мероприятий, касающихся развития АПК в целом.

1.                  Активное развитие и приоритетных отраслей АПК.

2.                  Обеспечение крепкой и надежной материально-технической базы.

3.                  Увеличение доходности сельхозпроизводителей.

4.                  Создание устойчивой сельской кооперации.

5.                  Эффективное развитие и рациональное использование сельскохозяйственных угодий. [4]

Эти и другие меры позволят в должной мере повысить эффективность агропромышленного комплекса России и подтвердить важность и необходимость государственной поддержки в данной отрасли.

 



Список литературы:

  1. Государственные субсидии в АПК РФ / Агроновости России. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agroprognoz.ru/gosudarstvennye-subsidii-v-apk-rossii-obzor/
  2. Забураева Ю.В. Роль и эффективность государственной поддержки АПК / Фундаментальные исследования -№12. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41222
  3. Какие существуют государственные программы субсидирования сельского хозяйства / Бизнес пособия. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://posobie-help.ru/subsidii/business/dlia-selskogo-xozyajstva.html
  4. Новицкий И.А. Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии / Сельхозпортал. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://сельхозпортал.рф/analitika/gosudarstvennye-programmy-na-razvit/
  5. Новоселова С. А., Ефремов Р. А. Эффективность использования средств государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях /Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S5 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75090.htm
  6. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленного комплекса на региональном уровне / Агро-Архив. – 2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agro-archive.ru/apk/2032-ocenka-effektivnosti-gosudarstvennoy-podderzhki-agropromyshlennogo-kompleksa
  7. Распределение субсидий в 2016 году / МинСельХоз РФ. – 2016 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/34393..htm
  8. Серебряков А.Ю. Эффективность государственной поддержки АПК / Актуальные вопросы экономически наук. -2014 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-gosudarstvennoy-podderzhki-apk-1


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: