» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Киреева Ольга Владимировна, cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе аппликации

Статья просмотрена: 45 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ АППЛИКАЦИИ

Аббасова Левиза Илловиевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Киреева Ольга Владимировна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития творческих способностей старших дошкольников средствами аппликации, раскрыты основные понятия темы исследования: «творчество», «творческие способности», «аппликация». Выделены критерии развития творческих способностей старших дошкольников средствами аппликации: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный деятельностно-процессуальный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: детское творчество, творческие способности, аппликация, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Специфику развития творческих способностей изучали (Е.В. Матюшкин, А.М. Матюшкин, В.А. Моляко, В. .Мясищев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, В.Д. Шадриков и другие), особенности проявления и развития творческих способностей ребенка (П.К. Анохин, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Н.В. Крылова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).

Проблемы, направленные на изучения детского творчества в процессе изобразительной деятельности, отражены в многолетних исследованиях Л.А. Парамоновой, О.А. Сафоновой, Т.Г.Казаковой, А.В. Козлиной, Т.С. Комаровой и др.

Вопросами руководства художественным ИЗО творчеством дошкольников в процессе аппликационной деятельности занимались такие выдающиеся педагоги как: Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и другие. В своих работах они рассматривали методику обучения детей изобразительной деятельности и условия, способствующие развитию творческих проявлений в детских работах.

Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы, нами были сделаны следующие выводы.

Способности трактуются как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

Ряд психологов и педагогов – Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Интересным является подход к рассмотрению творческих способностей к ИЗО деятельности Н.П. Сакулиной. Определяя, классифицируя способности применительно к детям дошкольного возраста, она выделяет три компонента способностей к изображению: 1) восприятие и связанные с ними представления;овладение средствами графического изображения; 3) овладение техникой рисунка [6].

Творческие ИЗО способности - это основополагающие образования личности человека, источником которых выступает специфическая для него ИЗО деятельность [4].

Широкая опытная работа в дошкольных учреждениях показала, что в основе художественных способностей детей-дошкольников лежит широкое сенсорное развитие ребенка, формирование у него разнообразных перцептивных действий, включающих и действия восприятия внешних свойств и качеств предметов, и тактильные, и кинестетические действия.

Важное значение для детей имеет овладение технической стороной художественной деятельности. И для них она не является лишь служебной. Без ручной умелости ребенок не может воплотить в картинке образы восприятия и воображения, как бы богаты они не были [3].

Детское творчество – это способ самовыражения, в нем ярко проявляется индивидуальность каждого ребенка. Чтоб ребенок развивался творчески, необходимо создать благоприятные условия и организовать последовательную систему обучения. Один из способов развития детского творчества – это конструирование. В процессе конструирования (технического и художественного) происходит развитие мышления (обобщение, анализ, синтез), осуществляется умственное, нравственное, трудовое воспитание, формируются ценные качества личности, формируется воображение. Чтоб конструирование было наиболее продуктивным, необходимо применение различных видов организации обучения конструированию (по замыслу, по условиям, по образу, по теме, по схеме и чертежу, по модели и др.) [1].

Детское творчество – это деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Целенаправленно формировать детское творчество можно лишь при условии, если педагог ставит перед детьми серию постепенно усложняющихся технических задач. Это дает возможность предвидеть ход творческих поисков и направить их соответствующим образом.

Одним из наиболее продуктивных способов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является аппликация. Она дает им возможность решать одну задачу разными способами, используя при этом разнообразные материалы, предоставляет большой арсенал способов изображения, свободу выбора, и что самое главное, помогает снять противоречие между замыслами детей и их возможностями [2].

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов и т. д. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении изделий является поощрение, одобрение успехов ребенка. Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду, стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствования навыков работы с природным материалом. С этой целью в группе организуется выставка детских работ [5].

Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод, что творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества, - он становится творческой личностью.

Для подтверждения теоретических положений, нами был проведен констатирующий этап эксперимента.

Нами было сделано заключение, что в группе созданы все необходимые педагогические условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей: обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей. Предоставление детям разнообразных материалов для изобразительного творчества, природных и бросовых материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению. Организация совместной деятельности взрослого с ребенком и детей друг с другом. Взаимосвязь аппликации с разными видами деятельности, игрой, сочинением сказок и др. и включение его в различные режимные моменты.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

На основе анализа теоретических исследований, для проведения диагностики, нами были определены критерии развития творческих способностей старших дошкольников - когнитивно-эмоциональный критерий, личностно-креативный критерий, мотивационно-ценностный критерий, деятельностно-процессуальный критерий. Каждый из критериев определяется рядом показателей, раскрывающих его полное содержание. На основе выделенных показателей были выделены уровни развития творческих способностей старших дошкольников. Диагностический инструментарий, был разработан нами на основе методик Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, В.Б. Косминской и Е.И. Васильевой и содержал семь заданий.

В результате проведения экспериментального исследования, целью которого являлось изучение уровня развития творческих способностей старших дошкольников в процессе аппликации было выявлено следующее: большинство детей заняли средний уровень развития творческих способностей. Таким образом, более половины детей группы «Гномики» 65% имеют высокий и средний уровни развития творческих способностей.

Однако, хочется отметить, что согласно теоретическому изучению данной проблемы, мы пришли к выводу, что творческие способности, это способности врожденные, и не всегда воспитателю удается их развить до высокого уровня, так как у детей нет задатков к этому виду деятельности. И судить о степени их развития нужно в каждом конкретном случае. На основании полученных результатов можно сделать вывод о необходимости разработки и внедрения программы развития творческих способностей в аппликационной деятельности у воспитанников старшей группы А.



Список литературы:

  1. Акчурина–Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги/ Н.М. Акчурина–Муфтиева. – Симферополь, Крымучпедгиз, 2003. – 65с.
  2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение,1972. – 156 с.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2000. – 344 с.
  4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду: обучение и творчество/ Т.С. Комарова. – М.: Педагогика, 1990. –144 с.
  5. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – М.: Академия развития, 2014. – 144 с.
  6. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М: Просвещение, 1982. – 208 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: