» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Кобелькова Елена Владимировна, cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования исследовательской деятельности в природе

Статья просмотрена: 52 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ

Рамазанова Эльмира Асановна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Кобелькова Елена Владимировна

студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», г. Симферополь Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования исследовательской деятельности в природе, раскрыты основные понятия темы исследования: «экологические представления», «природа», «исследовательская деятельность». Выделены критерии сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-поведенческий. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: экологические представления, исследовательская деятельность, природа, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

В настоящее время резко обострилась экологическая обстановка. Причиной тому не только условия экономического развития, но и невысокий уровень экологического сознания людей, их недостаточная компетентность в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий экологический кризис, необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических представлений, правил поведения в природе. Таким возрастом, по данным современной психологии, является возраст до школы. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека [1].

Особое место экологическая проблематика занимает в трудах русских философов, историков и естествоиспытателей: Н А. Бердяева, В.И. Вернадского, Д.С. Лихачева, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского. Значительный вклад в становление и развитие системы экологического образовании воспитания детей дошкольного возраста внесли работы Т.А. Акимовой, Н.Ф. Виноградовой, Т.А. Куликовой, Л.В. Моисеевой, И.Т. Суравегиной, И.В. Цветковой, В.А. Ясвина.

Экологические представления – это основа для последующего экологического мировоззрения. О формировании научного мировоззрения можно говорить только тогда, когда знания усвоены на уровне личностных ценностей, приобрели форму убеждений, выступают в качестве ориентировочной основы действий субъекта, лежат в основе личного способа ориентировки в окружающем мире [6].

Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой, выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Однако, исследований представлений детей дошкольного возраста об экологических системах на сегодняшний день не существует, как не существует и исследований, в которых изучалась бы эффективность тех или иных методов формирования у дошкольников представлений о действии объективных законов природы. Поэтому данное исследование, посвященное разработке содержания экологического обучения детей, адекватно отражающих объективные связи в природе, а также методов, делающих эти представления доступными для усвоения старшими дошкольниками, является актуальным.

Суть экологических представлений была отражена в работах российских ученых С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др.

В исследовательских работах, указанных ученых продемонстрирована структура экологических представлений и их значение в осуществлении природоохранной деятельности дошкольников. В некоторых научных трудах обращается внимание на то, что один из самых важных принципов экологического обучения – это непрерывность. Вместе с тем непрерывность в данном случае представляет собой взаимосвязанный образовательный процесс, процесс личностного развития и воспитания в ходе всей жизни [3].

Специальная роль в таком процессе отводится дошкольному возрасту. Процесс формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста осуществляется в процессе экологического образования, признанного в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста знаний о природе, экологии, нашли свое отражение в трудах С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, А.И. Ивановой, П.А. Волковой и др.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать вывод о том, что экологические представления определяются, как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе; представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости.

К экологическими представлениям старших дошкольников относятся следующие представления: связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития; многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; человек как живое существо, среда его обитания; использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств и т.д. [5].

При использовании исследовательской деятельности для формирования экологических представлений решаются следующие задачи: формирование у детей навыков ориентироваться в экологических понятиях, проводить экологическое развитие, развивать уверенность в себе и своих возможностях, формировать у детей положительное отношение к окружающей среде, формировать у детей представления о животном и растительном мире [2; 4].

Таким образом, мы пришли к выводу, что природа — это одно из важнейших средств воспитания детей. Окружающий нас мир привлекает детей своей разнообразностью и яркостью. В момент наблюдения ребенок включает разные органы чувств, т. е. происходит активизация начальных моментов познания-восприятия и ощущения. Формирование экологических представлений в дошкольном возрасте способствует развитию мышления, расширению представлений о мире, овладению родовидовыми, временными, пространственными и причинно-следственными отношениями, позволяющие объединить отдельные представления в общую картину.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опираясь на исследования В.А. Ясвин [6], нами были выделены критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-поведенческий) и показатели, характеризующие уровень сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста:

наличие представлений, знаний о природе, проявление интереса к познанию природы и общению с ней; наличие представлений о сезонных особенностях времен года; наличие представлений о мире животных, места их обитания и их характерных признаках; наличие представлений о растениях, видов растений, условий необходимых для роста растений; наличие представлений о неживой природе

наличие представлений о природных явлениях;

– проявление заботливого, бережного отношения к природе, бескорыстного желания участвовать в ее охране; проявление ценностных установок на восприятие природы;

умение действовать в направлении бережного отношения к природе.

Также нами были подобраны ряд диагностических заданий, направленных на выявление выделенных показателей сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

На основании всех диагностических заданий нами были определены уровни сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень, средний, низкий уровень.

Данные о сформированности показателей экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста, полученные в ходе индивидуального обследования по всем восьми диагностическим заданиям свидетельствуют, что высокий уровень сформированности экологических представлений показали 7 детей (43,75%), средний уровень продемонстрировали 9 детей старшего дошкольного возраста (56,25%) и на низком уровне сформированности экологических представлений детей – не зафиксировано.

По результатам диагностики определено, что основная часть детей находиться на среднем уровне сформированности экологической культуры, также относительно большой процент детей, находящихся на высоком уровне и полностью отсутствуют  дети низкого уровня сформированности экологических представлений. Следовательно, свое дальнейшее исследование мы видим в апробации системы работы педагога по формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами экологических проектов.



Список литературы:

  1. Ворошилова В.М. Педагогические условия организации процесса развития экологически направленной деятельности дошкольников при взаимодействии с природой : автореф. дис..канд. пед. наук / В.М. Ворошилова. – Екатеринбург, 2002. – 23 с.
  2. Голицина Н.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Н.С. Голицина, И.Б. Сенновская. – М.: Педагогика, 2015. – 200 с.
  3. Кузина А.Ю. Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07 / Кузина Анна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО «Российский государственный педагогический университет»]. – Санкт-Петербург, 2008. – 205 с.
  4. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А. Сырова, О.Г. Чеховских. – Самара: Изд-во СФМГПУ, 2009. – 72 с.
  5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. – Н. Новгород : НГПУ, 2005. – 136 с.
  6. Ясвин В.А. Формирование экологической культуры. Пособие по региональной экологической политике / В.А. Ясвин. – М.: Акрополь, ЦЭПР, 2004. – 196 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: