» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Автор: Корецкая Анна Михайловна, cтудент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

Статья просмотрена: 40 раз
Дата публикации: 3.04.2023

УДК 373.24

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Зотова Ирина Васильевна

доцент кафедры «Дошкольного образования и педагогики»

Корецкая Анна Михайловна

Студент

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова»,

г. Симферополь, Республика Крым

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста  в условиях дошкольной образовательной организации, раскрыты основные понятия темы исследования: «гигиеническое воспитание», «культурно-гигиенические навыки». Выделены критерии сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: когнитивный, поведенческо- деятельностный. Представлены результаты констатирующего этапа экспериментальной работы.

Ключевые слова: гигиеническое воспитание», «культурно-гигиенические навыки, дети младшего дошкольного возраста, критерии, показатели, уровни, диагностика.

 

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены. Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения [1].

В дошкольной педагогике проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста рассматривается как в контексте физического (Р.А. Алексашина, Ю. К. Бабанский, Т.Л. Бодина, Г.Н. Година, В. И. Логинова, Н.Т. Терехова, Г.В. Хухлаева), так и в контексте трудового воспитания (С.В. Буре, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, А.А. Люблинская).

Гигиеническое воспитание – это часть общего воспитания, а гигиенические навыки – это неотъемлемая часть культурного поведения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми [6].

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения [3].

Культурно-гигиенические навыки представляют собой сформированные у ребенка и закрепленные в его поведении навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду, необходимость следования которым продиктовано не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений [4].

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Приучая ребенка к порядку и чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей [2].

К числу основных условий успешного формирования культурно- гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых [5].

Среди эффективных педагогических условий нами были выделены такие как: содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста должно быть построено с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; система работы по формированию культурно-гигиенических навыков должна быть включена в режимные моменты (прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды) посредством использования художественного слова, рассматривания иллюстраций, игр и игровых упражнений; организация предметно-развивающей среды должна стимулировать дошкольников младшего дошкольного возраста к самостоятельному проявлению культурно-гигиенических навыков.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ «Научненская СОШ» «Детский сад» «Солнышко». Для исследования была выбрана группа детей младшего дошкольного возраста – Группа А в количестве 30 детей.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков Г.В. Белокуровой, С.В. Петериной, С.Н. Теплюк, Т.П. Яковенко, опираясь на исследования М.А. Васильевой, нами были определены критерии и показатели сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Когнитивный критерий предполагал наличие знаний, представлений у детей младшего дошкольного возраста о культурно-гигиенических навыках.

Поведенческо-деятельностный критерий предполагал – совокупность культурно-гигиенических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста для каждого процесса (умывание, прием пищи, одевание и раздевание).

В основу диагностики сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста нами положены методики следующих авторов: Г.В. Белокуровой,  М.А. Васильевой, О.Б. Иншаковой, О.М. Колесниковой, Г.А. Урунтаевой, направленные на выявление тех или иных критериев и показателей сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Было предложено 6 серий заданий (каждая из которых преследовала свою цель:  выявить уровень представлений о процессе умывания у детей младшего дошкольного возраста; выявить уровень представлений о том, как правильно надо вести себя за столом во время еды (поза, внешний вид, пользование столовыми приборами и принадлежностями, общение за столом); выявить уровень представлений о процессах одевания и раздевания одежды у детей среднего возраста; выявить уровень умений в процессе умывания у детей младшего дошкольного возраста; выявить уровень умений правильного поведения за столом во время еды у детей младшего дошкольного возраста; выявить уровень умений в процессах одевания и раздевания одежды у детей младшего возраста). Также нами были определены уровни сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

В процессе анализа деятельности по привитию культурно-гигиенических навыков в младшей группе выявлено, что педагоги планируют работу по формированию культурно-гигиенических навыков в режимных процессах при организации умывания, приема пищи, но не постоянно планируется работа по формированию навыков самообслуживания при одевании, раздевании, пользования расческой. Группа оснащена необходимым оборудованием в соответствии с требованиями СанПин.

Нами также было проведено анонимное анкетирование родителей, целью выявления уровня сформированности психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Анкетирование показало, что для обеспечения полного согласования в требованиях по формированию культурно-гигиенических навыков необходимо организовать взаимодействие с родителями через индивидуальную работу, консультирование родителей.

В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий, мы выявили исходный уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в группе. Данные показывают, что основная часть детей находиться на низком и среднем уровнях сформированности культурно-гигиенических.

Так, высокий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков констатирован у 13,4% детей (4 чел.) Группы A; среднему уровню сформированности культурно-гигиенических навыков соответствуют 43,3 % детей (13 чел.) Группы А, и низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков диагностирован у 43,3% детей младшего дошкольного возраста (13 чел.) в Группе А.

Обобщенные результаты об уровнях сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста по всем шести диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на низком и среднем уровнях сформированности культурно-гигиенических навыков, и присутствует незначительное количество детей, отнесенных к высокому уровню сформированности культурно-гигиенических навыков.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.



Список литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М. : Логос, 2013. – 256с.
  2. Алямовская В.Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков / В.Г. Алямовская. – М. : Академ-Проект, 2007. – 210 с.
  3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е.Ю. Конина. – М. : Айрис-Пресс, 2012. – 112 с.
  4. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников : учеб. пособие для вузов /И.Н. Курочкина. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 224 c.
  5. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студ. вузов / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик; под ред. Ю.П. Пивоварова. – М. : Академия, 2004. – 528 с.
  6. Теленчи В.Н. Гигиенические основы воспитания / В.Н. Теленчи. – М. : Просвещение, 2010. – 102 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: