» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017

Автор: Мышак Елена Алексеевна, преподаватель кафедры романо-германских мов и перевода
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Имплементация метода проектов как средства формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов аграрной сферы

Статья просмотрена: 457 раз

Аннотация. В статье рассматривается использование метода проектов как средства формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов. Представлены различные аспекты имплементации метода проектов, его этапы и виды работ. Доказано, что именно проектная методика – наиболее эффективная для формирования личности, способной к профессиональной деятельности на гуманистических основах.

Ключевые слова: метод проектов, гуманистическая направленность, будущие биотехнологи, личностно-профессиональные качества.

 

Сегодня одно из магистральных направлений научно-технического прогресса представляет развитие биотехнологии, которая вмешивается в различные сферы человеческой жизни, и результаты этого вмешательства не всегда предсказуемы, а иногда они могут быть даже фатальными для человека.

Учитывая то, что биотехнологии становятся неотъемлемой частью всех сфер жизни человека, имеют специфические особенности, которые влияют и на природу, и на человека, актуализируются вопросы гуманистической тенденции в сфере биотехнологии и современные требования к личности биотехнолога, важность гуманистического направления его профессиональной деятельности. Растет потребность в биоинженерах-исследователях, которые легко ориентируются в новейших достижениях биотехнологической отрасли, эрудированных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать весь комплекс задач, стоящих перед ними, с чувством профессиональной и моральной ответственности, с учетом гуманистических и человеческих ценностей. Именно поэтому подготовка квалифицированного биотехнолога, способного не только эффективно внедрять в сельскохозяйственное производство новейшие технологии, но и быть готовым учитывать новые связи инженерной деятельности с окружающей средой, обществом, человеком, является основной задачей высших аграрных учебных заведений.

Акцентируем внимание на том, что в современные учебные планы подготовки будущих биотехнологов входят дисциплины гуманитарных, естественных и технических циклов, но формированию личностно-ценностной позиции уделяется недостаточное внимание.

Воспитание гуманистически направленной личности специалиста, который отвечает современным требованиям общества, предусматривает поиск и отбор эффективных педагогических методов, форм, средств работы. В научных исследованиях последних лет широко используют интерактивные методы, которые представляются нам наиболее эффективными для формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов.

Среди многообразия новых педагогических технологий для формирования гуманистической направленности с учетом целей и задач обучения студентов аграрных вузов, для развития личностно-профессиональных качеств будущих биотехнологов на материале общественно-аграрной тематики эффективным поставленным целям представляется метод проектов.

Актуальность исследования заключается в том, что преобладание проектирования в биотехнологической деятельности является ее особенностью, а именно проектная методика позволяет создать профессиональный контекст обучения, выработать умения проектирования, обеспечить постановку цели деятельности, поиск путей ее достижения и оценку полученных результатов.

  Метод проектов возник в 20-е годы прошлого века в сельскохозяйственных школах США и реализовывал концепцию прагматической педагогики, которая провозглашала "обучение через деятельность". На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется в работах А. Авраменко, В. Бербец, А. Вдовиченко,                    А. Коберника, Н. Коряковцева, В. Сидоренко, А. Терещука, Л. Хоменко, И. Чечеля, С. Ящука, раскрывающих содержание и значение проектной деятельности в учебном процессе.

Исследованию метода проектов на занятиях по английскому языку посвящены публикации ученых и педагогов Н. Абышевой, Ф. Бегьом, Т. Березиной, А. Деминой,                Т. Душеиной, П. Китайгородской, И. Олийныка, Е. Полата.

В публикациях ученых освещена проблема использования метода проектов в учебных заведениях на занятиях по английскому языку для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но лишь немногие из них исследовали проблему использования метода проектов для развития личностно-профессиональных качеств, формирования личности, способной к профессиональной деятельности на гуманистических началах.

Цель статьи – доказать, что использование метода проектов на занятиях по английскому языку позволяет эффективно решать задачи развития личностно-профессиональных качеств студентов-биотехнологов и способствует формированию гуманистической направленности будущих специалистов.

  Сегодня ученые не имеют единой точки зрения относительно определения понятия "метод проектов".

Метод проектов – это педагогическая технология, которая содержит совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Это общая, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая цель, согласованные методы, средства деятельности, направленная на достижение результата в решении определенной проблемы [1].

В "Украинском педагогическом словаре" подается такое определение этого способа учебной работы: «Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания и навыки в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов" [2, с. 205].

Метод проектов – это совместная работа преподавателя и студента, в которой речевое общение служит средством достижения цели иной деятельности, направленной на поиск решения возникшей проблемы. Метод проектов в современной трактовке всегда предполагает наличие проблемы, субъективно или профессионально значимой для студентов. Кроме того, этот метод  не просто рассмотрение и исследование этой проблемы, но и практическая реализация полученных результатов. Занимаясь любым проектом, студент должен изучить различные взгляды и подходы к решению проблемы, уметь проанализировать полученные результаты и в итоге защитить свой проект. В то же время в процессе практической и теоретической деятельности студент приобретает знания, и это знание становится его собственным знанием, а не абстрактной мыслью [3, с. 9].

Рассмотрим детальне специфику метода проектов.

Метод проектов предполагает наличие социально и личностно значимой проблемы. Для студентов-биотехнологов аграрного вуза это могут быть проблемы экологических биотехнологий в агросфере, проблемы альтернативной биоэнергетики и биотоплива, проблемы биобезопасности и биоэтики, проблема обеспечения населения высококачественными продуктами питания, проблема производства генетически модифицированной продукции и многие другие. Роль преподавателя в проектной методике заключается в том, чтобы вызвать интерес к той или иной проблеме, а затем предоставить речевую и организаторскую поддержку. С точки зрения аксиологии цель проекта –  актуализировать определенные гуманистические ценности, отобранные преподавателем как цели обучения и обусловленные темой проекта, а также сформировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам относятся самостоятельность, ответственность, креативность, толерантность. Кроме того, в ходе выполнения проекта студенты получают опыт познавательной и исследовательской деятельности. Метод проектов способствует формированию у студентов социально и профессионально значимых мотивов, дает простор для гуманистического развития личности, способной к продуктивной самостоятельной профессиональной деятельности на гуманистических началах.

Метод проектов должен содержать следующие компоненты:

· содержание учебного материала подбор гуманистически ориентированной речевой информации, которую студенты должны усвоить;

· защита специальных проектов профессионального общения, которые выделены для самостоятельной работы;

· стратегия процесса обучения   интерактивная работа в группах проектирования, дифференцированный подход,

· применение стимулирующих форм, методов и приемов субъект-субъектного сотворчества;

· средства обучения слово преподавателя, студентов, технологии интерактивного общения, компьютер, интернет, мультимедиа, e-mail;

· интерактивное проектирование в единстве его субъект-субъектных составляющих: преподавателя как основного проводника идей студента, студента как субъекта деятельности обучения, их творческое взаимодействие в процессе аудиторной учебно-познавательной деятельности и во внеаудиторное время.

Применение проектов в обучении иностранному языку в неязыковом вузе характеризуется рядом дидактических возможностей. Итак, проект:

· имеет конкретную цель, которая предполагает использование иностранного языка в контексте будущей профессиональной деятельности;

· обеспечивает выход за рамки аудиторного обучения;

· предполагает самостоятельный поиск иноязычной информации и исследования, осуществляемое средствами иностранного языка, способствует прочному усвоению знаний;

· предусматривает получение профессионально значимого продукта, оформление и презентация которого требуют активного использования иностранного языка;

· помогает студентам осознать практическую значимость владения иностранным языком;

· дает возможность получить опыт общения на иностранном языке, который может быть применен в будущей профессиональной деятельности;

· исследует состояние затронутой проблемы в странах, которые изучаются;

· предлагает свой путь решения проблемы и обсуждения его эффективности с одногруппниками;

· способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции [4].

Следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта. Проект, который проводится на занятиях по иностранному языку, включает основные этапы работы: намерение, планирование, выполнение, суждение.

Намерение представляет собой ориентировочный этап и заключается в определении проблемы и цели работы; проводимой в соответствии с принципом деятельностного характера обучения на основе выделенных разделов содержания обучения иностранному языку, направленного на формирование гуманистической направленности будущих биотехнологов после изучения соответствующего тематического раздела. Выделяется ряд тем и проблем, а затем выбирается самая актуальная с точки зрения студентов.

На этапе планирования определяются пути решения выбранной проблемы, ставятся конкретные задачи, определяются способы их решения и последовательность работы над проектом. Постановка задач предполагает актуализацию имеющихся знаний, выдвижение гипотез, выбор наиболее перспективных из них для достижения цели. Распределяются обязанности участников проекта.

Этапы намерения и планирования создают условия для активизации самостоятельной творческой деятельности при выполнении проекта, стремление использовать полученные знания, умения и навыки для решения выявленных проблем. На этапе выполнения проекта на занятиях по иностранному языку значимыми оказываются умение работать с информацией: поиск (сбор информации базируется на навыках чтения иноязычной литературы) структурирования, выделение главного; анализ, синтез, выводы и умозаключения.

На заключительном этапе суждение осуществляется презентация и защита подготовленного результата, подведения итогов, критическая оценка проекта. Подготовка обработанного материала к защите и оценки сопровождается оформлением компьютерных презентаций. Содержание предлагаемой презентации зависит от доминирующего в проекте вида деятельности, согласно которому Э. Полат выделяет пять таких групп: информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие, ролево-игровые проекты [3].

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Структура информационного проекта имеет такую ​​последовательность: определение цели проекта, его актуальность, источников информации (средств СМИ, баз данных, анкетирование, проведение «мозгового штурма»); обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) оформление результата (статья, реферат, доклад) презентация (публикация, обсуждения на конференции, организация круглого стола). Работа с информацией обеспечивает ориентацию будущих биотехнологов в информационном потоке, расширяет кругозор, способствует выработке умений анализировать проблемную ситуацию.

Исследовательские проекты направляются преимущественно на развитие навыков поисковой деятельности, которая требует аргументации актуальности темы исследования, формулировку проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение источников информации, выдвижение гипотез, разработки путей ее доказательств, обсуждения полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем.

Практико-ориентированные проекты предусматривают проведение этапов информационного и исследовательского проектов (сбор информации о проблемной ситуации, обобщение), на которых базируется практическая часть предложение своего решения разработанной проблемы (определенной конструкции, системы, сценария, программы конференции и др.). В системе формирования гуманистической направленности будущих биотехнологов практико-ориентированные проекты являются одновременно творческими, что обусловлено творческим характером биотехнологической деятельности.

Ролево-игровые проекты направлены на выработку социальных, коммуникативных умений будущих биотехнологов, они предполагают действия в соответствии с требованиями проблемной ситуации, развитие навыков организационной и управленческой деятельности. Участники проекта принимают на себя определенные роли (инженеры, конструкторы, заказчики проекта и т.д.), обусловленные характером и содержанием проекта, имитирующие деловые отношения в определенных ситуациях. Выполнение ролево-игровых проектов проходит этапы информационного, исследовательского, практико-ориентированного проектов (необходимость сбора информации в проблемной ситуации, исследование путей выхода из нее, предложение своего оригинального решения) и дополняется активизацией межличностного взаимодействия, в процессе которой вырабатываются умения соотносить свои действия с действиями других, проводится самооценка и оценка действий других, которая влияет на корректировку принятых решений и выявление новых проблем ситуации [3].

Для примера приведем перечень тематики проектов, предложенных  Е. Мышак [5, c. 19], которые использовались в процессе обучения иностранному языку студентов-биотехнологов (табл.).

Таблица1.

Вид проекта

Название проекта

Информационный

 

Роль изучения иностранных языков в формировании личности будущего биотехнолога

Английский язык – язык биотехнологии

Исследовательский

Проблемы охраны природы и экобиотехнологии

Перспективы применения биотехнологий в агросфере

Практико- ориентованный

 

Роль биотехнологий в решении глобальных проблем человечества

Выдающиеся деятели и изобретения в области биотехнологии

Ролево-игровой

Устройство на работу

Производственный конфликт

 

В качестве примера рассмотрим методику проекта "Выдающиеся деятели и изобретения в области биотехнологии", проведенного для студентов факультета биотехнологии,  предусмотренного учебной программой по предмету "Иностранный язык".

Тема: "Выдающиеся деятели и изобретения в области биотехнологии".

Учебный предмет: английский язык.

Цель проекта: выявить вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие современной биотехнологии и недостатки в работе.

Задача проектной деятельности:

1.                  Отметить проблемы современной биотехнологии в Украине, выяснить, как и кто их решает.

2.                  Выявить различные подходы к решению проблем применения биотехнологий в Украине и в зарубежных странах, преимущества и недостатки этих подходов.

3.                  Определить причины использования различных подходов в решении одних и тех же задач в нашей стране и за рубежом.

4.                  Найти выход из такого положения, предложить альтернативные решения.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Методы исследования: анализ литературы, СМИ, ресурсы Интернета.

Этапы проведения проекта:

1-й этап. Изучение темы проекта и определение основных направлений работы. В ходе мозговой атаки определяются предполагаемые проблемы и формируются группы по интересам. Студенты в группах распределяют задачи для каждого участника проекта и ланируют сроки. Затем идет работа по сбору информации по представленной проблеме.

2-й этап. Процесс интегрирования полученных данных и промежуточное обсуждение в группах найденного материала. Выработка общей позиции в ходе дискуссии. Корректировка недостатков в работе и утверждение предварительного плана проекта. Организация дальнейшей работы и установка сроков следующего этапа.

3-й этап. Дальнейшее коллективное обсуждение проекта в группах и устранение недостатков. Планирование презентации результатов выполненного проекта и моделирование возможных вопросов.

Защита проекта проводится на занятии в виде презентации. Каждая группа выбирает своего докладчика, который представляет результаты работы над проектом. Докладчик излагает суть проблемы, над которой работала его группа, разные взгляды на нее, выявляет пути решения, обосновывая свою позицию примерами. Затем идет активное обсуждение проектов каждой группы и принимается решение об их преимуществах и недостатках.

В завершение студенты подводят итоги проделанной работы, обсуждают возникшие проблемы и полученный опыт, который может потребоваться в дальнейшей профессиональной сфере.

Работы оцениваются по следующим критериям:

1.                  Наличие проблемы, требующей решения.

2.                  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.                  Самостоятельная деятельность студентов.

4.                  Структурирование содержательной части проекта с определением поэтапных результатов.

5.                  Использование различных видов источников для нахождения информации.

6.                  Умение отстаивать свои взгляды и вступать в дискуссию.

7.                  Оформление презентации.

Очевидно, что использование метода проектов способствует научно обоснованному подходу к формированию продуктивной коммуникативной компетенции, гуманистической социализации будущего специалиста-профессионала, активизируя "процесс вхождения индивида в систему общественных отношений, формирования его общественного опыта, становление и развитие как целостной личности "[6, с. 374].

Таким образом, применение проектов в обучении иностранному языку способствуют развитию профессиональной направленности будущих биотехнологов, активизации интереса к профессиональной деятельности. Проектный метод организации учебного процесса действенное средство для формирования личностных качеств будущего биотехнолога, которое способствует его самореализации, стимулированию интереса к изучению иностранного языка, привлечение к диалогу культур, активного исследования окружающей среды всего того, что называется гуманистической направленностью профессиональной деятельности будущего специалиста.

 



Список литературы:

  1. Олійник І. П. Використання методу проектів на уроках англійської мови / І.П. Олійник // Профтехосвіта. – Київ, 2012. – №10 (46). − С.29-33.
  2. Гончаренко С. У. Український педагогічний словник / С. У. Гончаренко; гол. ред. Світлана Головко. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.
  3. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностр. языки в школе. – Москва, 2000. – № 3. – С. 3–9.
  4. Качалов Н. А. Формирование профессиональных мотивов студентов неязыковых вузов в процессе изучения иностранного языка / Н. А. Качалов, Л. А. Собинова // Вестник Томского государственного педагогического университета. − Томск, 2012. − № 4 (119). − С. 110-114.
  5. Мишак О. О. Метод проектів як засіб формування гуманістичної спрямованості майбутніх біотехнологів / О. О. Мишак // Ежемесячный научный журнал. – Киев, 2016. – № 9-10. – С. 17-21.
  6. Гудинг Д. Мировоззрение: Для чего мы живем и каково наше место в мире / Д. Гудинг, Дж. Леннокс; пер. с англ. Т. В. Барчуновой. – Минск: типография «Принткорп», 2004. – 448 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: