» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017
Автор: Вовкула Анна Васильевна, Бороздин Сергей Алексеевич, аспирант, помощник депутата
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Коммуникативно-диалоговые обучающие технологии как способ формирования активной гражданской позиции у молодежи
УДК 37.018
КОММУНИКАТИВНО-ДИАЛОГОВЫЕ
ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
У
МОЛОДЕЖИ
Анна
Васильевна Вовкула
аспирант кафедры русского языка и методики
обучения русскому языку
ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», педагог дополнительного образования высшей
категории МБУДО «ДЮЦ г. Челябинска»
Сергей
Алексеевич Бороздин
помощник депутата, Законодательное Собрание
Челябинской области, г.Челябинск
Аннотация.
В
статье номинирована необходимость разработки образовательного инструментария
для воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма. Описана специфика
развивающего потенциала коммуникативно-диалоговых обучающих технологий.
Предложено описание апробированной переговорной технологии на избирательную
тематику, которая формирует коммуникативную и гражданско-правовую компетенцию у
молодежи.
Ключевые
слова: технология, компетенция, гражданская позиция, электоральная
активность
В условиях
роста противостояния на межгосударственном уровне, разобщенности мировых
сообществ, современных конкурентных вызовов необходима консолидация общества для
решения важнейших общенациональных задач. Концепция духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России - методологическая база
реализации федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения - определяет социальный заказ на формирование у молодежи:
- национального самосознания -
идентичности, в основе которой лежат базовые ценности и общая историческая
судьба,
- патриотизма, включающего активную
гражданскую позицию и готовность к служению Отечеству,
- гражданственности, которая
базируется на представлении о гражданском обществе, законе и правопорядке,
ответственности и способности активно выражать
свои интересы через свободно и демократически избранные органы власти и
самоуправления, институты гражданского общества и формы прямого волеизъявления [1].
Механизмы
решения обозначенных задач номинирует ФГОС второго поколения, который
предполагает использование в образовательной
деятельности современных образовательных технологий [5].
Б.Т. Лихачев определяет
педагогическую технологию как организационно-методический инструментарий педагогического
процесса, совокупность психолого-педагогических установок, определяющих
специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств [2].
Согласно Г.К. Селевко,
структуру обучающей технологии образуют:
1. Концептуальная основа;
2. Содержательная часть
обучения;
- цели обучения - общие и
конкретные,
- содержание учебного
материала;
3. Процессуальная часть –
технологический процесс;
- организация учебного
процесса;
- методы и формы учебной
деятельности;
- методы и формы работы
педагога;
- деятельность педагога по
управлению процессом усвоения материала;
- диагностика учебного процесса
[4, с. 15].
Специфику коммуникативных
технологий определяет направленность на совершенствование способов
взаимодействия с людьми [3]. Переговорные,
диалоговые технологии создают условия для модерации обучающего процесса:
тренер, педагог чутко реагирует на изменения тональности делового общения и
направляет диалог в конструктивное русло. Координирует взаимодействие,
ограничивая непродуктивные тактики: практика спора ради спора, полемика ради
формальной победы, адресная критика. Стимулирует
совместные договоренности, взвешенные общие решения и индивидуальные изменения
позиции в пользу более аргументированной, ценностно значимой точки зрения.
Концептуальную основу
коммуникативных технологий составляют принципы делового общения и убеждающей
аргументации, ценностно-этические нормы взаимодействия.
Особенностью переговорных
технологий является комплексный развивающий потенциал: формирование речевой
компетенции сопровождает воспитание культуры делового диалога. Свойство
сочетать образовательную и воспитательную функции позволяет использовать
технологии в качестве способа формирования гражданской ответственности у
молодежи. Опишем коммуникативную технологию, направленную на повышение правовой
культуры, формирование активной гражданской позиции у молодежи. Образовательный
продукт был апробирован в рамках Областного проекта по повышению электоральной
активности «ПолеМИКа» на межрегиональном форуме 27-29 октября 2017 года,
организованном Молодежной избирательной комиссией Челябинской области.
Формальную основу технологии
составила социальная игра Владимира Тарасова «Управленческий поединок» [6]. Региональные отделения
Федерации управленческой борьбы регулярно проводят обучение игре и
интеллектуальные соревнования, повышающие уровень профессионалов в области
управления во многих городах России, что определяет востребованность ролевой
игры в среде молодых специалистов, студентов и старших школьников.
Заимствованными элементами процессуальной
части нового образовательного продукта стали ситуация переговоров и инструмент
судейства. Концептуальная основа и содержание технологии были разработаны в
соответствии с целями формирования коммуникативной и гражданско-правовой
компетенции у молодежи.
Технологический процесс
образован двумя блоками: обучение технологии и чемпионат по управленческой
борьбе на избирательную тематику.
Тематическая направленность
обозначена в названии образовательного продукта - «Идти ли на выборы:
конструктивные переговоры с избирателем».
Цель определена как формирование
у участников навыка грамотной коммуникации с молодыми и будущими избирателями с
целью создания у них мотивации на осознанное участие в выборах.
Первый обучающий блок делится
на теоретическую и практическую части. Переговорной практике предшествует
подготовка участников по трем направлениям:
- основы законодательной
базы избирательного права,
- основы аргументации и
делового общения,
- специфика технологии.
В процессе работы правовой
площадки участники:
- получат представление об особенностях современного
политического дискурса,
- узнают об основных
законодательных актах, регулирующих электоральные процессы и права участников
выборов,
- поймут специфику
электоральных процессов на разных уровнях власти.
По итогам работы секции «Деловое
общение и аргументация» участники:
- познакомятся с основными
понятиями аргументации,
- поймут механизм работы
эмоционального и рационального аргумента,
- научатся генерировать сильные
аргументы, ориентируясь на конкретного собеседника и ситуацию общения,
- научатся отмечать
манипулятивную составляющую в аргументации,
- познакомятся с принципами и
инструментами делового общения,
- начнут практиковать навыки
аргументации и деловой коммуникации с позиций вербального и невербального
общения.
В процессе работы
технологической площадки участники:
- получат представление о
социальной игре Владимира Тарасова,
- познакомятся с понятиями
картины мира, калейдоскопическим (клиповым) и мозаичным мировоззрением, с
категориями пустого и твердого, принципом приближения к оленю,
- познакомятся с целевыми
установками адаптированной технологии на избирательную тематику, с регламентом
и правилами игры.
Обратимся к описанию регламента
практической составляющей технологии и целевых установок в рамках переговоров.
Смысловое пространство игры
задается ситуацией переговоров двух участников. Роль ведущего переговорщика –
молодой человек с активной гражданской позицией, целью которого является
убедить собеседника участвовать в выборах на основе осознанного подхода к политическим
процессам. Он обладает правом определить уровень (сельские, городские,
районные, региональные, федеральные) и тип (депутат, глава, губернатор,
президент) выборов. Роль второго переговорщика – собеседник, представляющий
осмысленные контраргументы ведущему участнику в соответствии со своим игровым
«типом». В цели собеседника не входит отказ от переговоров. Оценивается
способность генерировать различные аргументы, отражающие особенности
мировоззрения в рамках роли. В процессе переговоров может происходить уточнение
и развитие ситуации. Действует правило: если первый игрок задал дополнение, то
оно считается действующим, последующие вводные не должны противоречить
предыдущим. Не допускаются заведомо маловероятные дополнения, например - стихийные
бедствия, изменение законодательства под ситуацию.
Участники переговоров:
- арбитр – ведущий; владеет
технологией, организует проведение переговоров, следит за выполнением правил
игры;
- ведущий переговорщик и
собеседник – 2 участника; ведут переговоры в соответствии с игровой целью;
- помощники – по одному у
каждого игрока; помогают игрокам на этапе подготовки к переговорам;
- зрители; наблюдают за ходом
переговоров;
- судьи – 3 компетентных
эксперта, которые исполняют следующие роли:
1) кандидат в
депутаты, отправляющий агитатора на переговоры; комментарий к игре участников он
начинает словами: «Я бы отправил агитировать за меня участника № 1 (или №2),
потому что…».
2) специалист
по коммуникации, деловому общению, пиар-технологиям, журналист; комментарий он
начинает словами: «Я бы отправил на деловые переговоры участника № 1 (или №2),
потому что…».
3) член избирательной
комиссии, обладающий знаниями в сфере выборного законодательства; комментарий
он начинает словами: «Я бы назначил членом избирательной комиссии участника № 1
(или №2), потому что…».
Критериями оценки игры
переговорщика являются:
- Сила аргументов с позиций
владения знаниями законодательной базы и понимания современного политического
дискурса.
- Ориентированность на
конкретный тип собеседника. Стремление понять мировоззрение разных слоев
населения. Умение услышать собеседника, увидеть потребность, построить «диалог
на равных».
- Коммуникативная компетенция:
культура общения, культура речи, владение кооперативными техниками
взаимодействия.
Согласно правилам, участники не имеют
возможности публично комментировать свою игру во время речи судей. В то же
время, экспертная оценка выполняет функцию обратной связи, основы для
рефлексии, анализа игроками уровня владения коммуникативной и гражданско-правовой
компетенцией. Для организаторов, педагогов инструмент судейства выполняет
диагностическую мониторинговую функцию.
Роли собеседников представлены
следующими типами потенциальных избирателей:
- студент: активист профкома,
играет в КВН, учится со средней успеваемостью на педагогической специальности,
общителен, аполитичен;
- представитель рабочей молодежи:
инженер-конструктор на заводе, женат, каждые выходные во время дачного сезона
помогает родителям жены в саду; в общих чертах разбирается в политике, знает,
что скоро выборы, но, скорее всего, поедет собирать урожай;
- молодая девушка, имеет высшее
образование, воспитывает двух детей, один из которых посещает детский сад;
сфера интересов - кулинария, дизайн, косметика; не разбирается в политике, в
выборах не участвовала;
- менеджер по продажам в
магазине электроники, имеет высшее гуманитарное образование, мотивирован на
большой заработок, при этом не хочет много трудиться; считает, что все решают
не политики, а люди с большими деньгами;
- начинающий предприниматель:
работает 12 часов в сутки, ищет новые рынки, проводит много деловых встреч,
участвует только в деловых форумах, где можно найти партнеров; участие в
выборах не приносит прибыль, поэтому в избирательных процессах не участвует.
Регламент технологии предполагает следующую
последовательность этапов игры. До переговоров участники (2 игрока и их
помощники) получают «тип собеседника – потенциального избирателя». Затем
расходятся парами (игрок и помощник) и готовят аргументы с позиций двух ролей –
молодого человека с активной гражданской позицией и его собеседника. Арбитр
проводит жеребьевку, в ходе которой участникам присваиваются номинации «Игрок -
1», «Игрок - 2». Игрок - 1 разыгрывает роль ведущего переговорщика (молодого
человека с активной гражданской позицией), ему принадлежит право начать
переговоры. Игрок - 2 разыгрывает роль собеседника в соответствии с игровым
«типом». Время разыгрывания роли – 2 минуты. Затем происходит смена ролей. По
завершении переговоров арбитр благодарит игроков и просит судейскую коллегию в
составе трех человек проголосовать. Судьи одновременно поднимают карточки с
номером более эффективного и сильного переговорщика. Арбитр подсчитывает баллы,
отданные за игрока - 1 и игрока - 2. Объявляет счет. Судьи комментируют игру.
При этом речь судьи по времени не превышает 1 минуты. Между поединками перерыв -
2 минуты.
Чемпионат проводится в соответствии с
регламентом.
Апробированное конкурсное
мероприятие предполагало участие десяти игроков. Первые пять игр были
рассчитаны на выбывание проигравшего; пять участников, вошедшие во второй тур, играли
по системе «каждый с каждым».
Название
блока |
Длительность,
мин. |
1 раунд
поединка |
2 |
2 раунд
поединка |
2 |
Судьи
принимают решение |
1 |
Комментарии
судей |
3 |
Пауза
для смены участников |
2 |
ИТОГО на
1 поединок |
10 |
ИТОГО на
15 поединков среди 10 человек |
150 |
Согласно Г.К. Селевко, одним из
методологических требований, предъявляемых к технологии, является
воспроизводимость [4].
Коммуникативная технология переговоров на избирательную тематику может быть
повторена в учреждениях среднего, высшего и дополнительного образования, а
также в рамках деятельности избирательных комиссий по повышению правовой
грамотности молодежи. Предложенный временной регламент был выбран исходя из
организационных ресурсов. Переменные составляющие: количество участников,
количество судей, длительность переговоров, продолжительность обучающих блоков
– могут быть изменены в соответствии с целями и возможностями организаторов.
Также могут быть предложены новые роли потенциальных избирателей из более
широких слоев населения с расширенным диапазоном возрастов.
Коммуникативная переговорная
технология развивает навык конструктивного диалога, воспитывает культуру
этичного, экологичного общения. Направленная в предметную область
избирательного права, она формирует мотивацию на осознанный подход к
общественным и политическим процессам, на участие в историческом пути
государства: молодой человек знакомится с системой власти, полномочиями
выборных лиц, идеями кандидатов, учится анализировать информацию и распознавать
манипуляцию, которая призвана ввести в заблуждение и спровоцировать
деструктивное поведение. Развивающий вектор технологии устремлен в сферу
воспитания патриота и гражданина, способного выстраивать конструктивную
коммуникацию, делать осознанный выбор на основе анализа исходных данных и нести
ответственность за действия и речевые поступки.
Список литературы:
- Данилюк А. Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 30 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М., 2001. - 607с.
- Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
- Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
- Федерация управленческой борьбы / Режим доступа: http://www.poedinki.ru/
Комментарии: