» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 2017

Автор: Вовкула Анна Васильевна, Бороздин Сергей Алексеевич, аспирант, помощник депутата
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Коммуникативно-диалоговые обучающие технологии как способ формирования активной гражданской позиции у молодежи

Статья просмотрена: 739 раз

УДК 37.018

КОММУНИКАТИВНО-ДИАЛОГОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

У МОЛОДЕЖИ

Анна Васильевна Вовкула

аспирант кафедры русского языка и методики обучения русскому языку

ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ», педагог дополнительного образования высшей категории МБУДО «ДЮЦ г. Челябинска»

Сергей Алексеевич Бороздин

помощник депутата, Законодательное Собрание Челябинской области, г.Челябинск

 

Аннотация. В статье номинирована необходимость разработки образовательного инструментария для воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма. Описана специфика развивающего потенциала коммуникативно-диалоговых обучающих технологий. Предложено описание апробированной переговорной технологии на избирательную тематику, которая формирует коммуникативную и гражданско-правовую компетенцию у молодежи.

Ключевые слова: технология, компетенция, гражданская позиция, электоральная активность

 

В условиях роста противостояния на межгосударственном уровне, разобщенности мировых сообществ, современных конкурентных вызовов необходима консолидация общества для решения важнейших общенациональных задач. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - методологическая база реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения - определяет социальный заказ на формирование у молодежи:

- национального самосознания - идентичности, в основе которой лежат базовые ценности и общая историческая судьба,

- патриотизма, включающего активную гражданскую позицию и готовность к служению Отечеству,

- гражданственности, которая базируется на представлении о гражданском обществе, законе и правопорядке, ответственности и способности активно выражать свои интересы через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, институты гражданского общества и формы прямого волеизъявления [1].

Механизмы решения обозначенных задач номинирует ФГОС второго поколения, который предполагает использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий [5].

Б.Т. Лихачев определяет педагогическую технологию как организационно-методический инструментарий педагогического процесса, совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств [2]. 

Согласно Г.К. Селевко, структуру обучающей технологии образуют:

1. Концептуальная основа;

2. Содержательная часть обучения;

- цели обучения - общие и конкретные,

- содержание учебного материала;

3. Процессуальная часть – технологический процесс;

- организация учебного процесса;

- методы и формы учебной деятельности;

- методы и формы работы педагога;

- деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

- диагностика учебного процесса [4, с. 15].

Специфику коммуникативных технологий определяет направленность на совершенствование способов взаимодействия с людьми [3]. Переговорные, диалоговые технологии создают условия для модерации обучающего процесса: тренер, педагог чутко реагирует на изменения тональности делового общения и направляет диалог в конструктивное русло. Координирует взаимодействие, ограничивая непродуктивные тактики: практика спора ради спора, полемика ради формальной победы, адресная критика.  Стимулирует совместные договоренности, взвешенные общие решения и индивидуальные изменения позиции в пользу более аргументированной, ценностно значимой точки зрения.

Концептуальную основу коммуникативных технологий составляют принципы делового общения и убеждающей аргументации, ценностно-этические нормы взаимодействия.

Особенностью переговорных технологий является комплексный развивающий потенциал: формирование речевой компетенции сопровождает воспитание культуры делового диалога. Свойство сочетать образовательную и воспитательную функции позволяет использовать технологии в качестве способа формирования гражданской ответственности у молодежи. Опишем коммуникативную технологию, направленную на повышение правовой культуры, формирование активной гражданской позиции у молодежи. Образовательный продукт был апробирован в рамках Областного проекта по повышению электоральной активности «ПолеМИКа» на межрегиональном форуме 27-29 октября 2017 года, организованном Молодежной избирательной комиссией Челябинской области.

Формальную основу технологии составила социальная игра Владимира Тарасова «Управленческий поединок» [6]. Региональные отделения Федерации управленческой борьбы регулярно проводят обучение игре и интеллектуальные соревнования, повышающие уровень профессионалов в области управления во многих городах России, что определяет востребованность ролевой игры в среде молодых специалистов, студентов и старших школьников.

  Заимствованными элементами процессуальной части нового образовательного продукта стали ситуация переговоров и инструмент судейства. Концептуальная основа и содержание технологии были разработаны в соответствии с целями формирования коммуникативной и гражданско-правовой компетенции у молодежи.

Технологический процесс образован двумя блоками: обучение технологии и чемпионат по управленческой борьбе на избирательную тематику.

Тематическая направленность обозначена в названии образовательного продукта - «Идти ли на выборы: конструктивные переговоры с избирателем».

Цель определена как формирование у участников навыка грамотной коммуникации с молодыми и будущими избирателями с целью создания у них мотивации на осознанное участие в выборах.

Первый обучающий блок делится на теоретическую и практическую части. Переговорной практике предшествует подготовка участников по трем направлениям:

- основы законодательной базы избирательного права,

- основы аргументации и делового общения,

- специфика технологии.

В процессе работы правовой площадки участники:

 - получат представление об особенностях современного политического дискурса,

- узнают об основных законодательных актах, регулирующих электоральные процессы и права участников выборов,

- поймут специфику электоральных процессов на разных уровнях власти.

По итогам работы секции «Деловое общение и аргументация» участники:

- познакомятся с основными понятиями аргументации,

- поймут механизм работы эмоционального и рационального аргумента,

- научатся генерировать сильные аргументы, ориентируясь на конкретного собеседника и ситуацию общения,

- научатся отмечать манипулятивную составляющую в аргументации,

- познакомятся с принципами и инструментами делового общения,

- начнут практиковать навыки аргументации и деловой коммуникации с позиций вербального и невербального общения.

В процессе работы технологической площадки участники:

- получат представление о социальной игре Владимира Тарасова,

- познакомятся с понятиями картины мира, калейдоскопическим (клиповым) и мозаичным мировоззрением, с категориями пустого и твердого, принципом приближения к оленю,

- познакомятся с целевыми установками адаптированной технологии на избирательную тематику, с регламентом и правилами игры.

Обратимся к описанию регламента практической составляющей технологии и целевых установок в рамках переговоров.

Смысловое пространство игры задается ситуацией переговоров двух участников. Роль ведущего переговорщика – молодой человек с активной гражданской позицией, целью которого является убедить собеседника участвовать в выборах на основе осознанного подхода к политическим процессам. Он обладает правом определить уровень (сельские, городские, районные, региональные, федеральные) и тип (депутат, глава, губернатор, президент) выборов. Роль второго переговорщика – собеседник, представляющий осмысленные контраргументы ведущему участнику в соответствии со своим игровым «типом». В цели собеседника не входит отказ от переговоров. Оценивается способность генерировать различные аргументы, отражающие особенности мировоззрения в рамках роли. В процессе переговоров может происходить уточнение и развитие ситуации. Действует правило: если первый игрок задал дополнение, то оно считается действующим, последующие вводные не должны противоречить предыдущим. Не допускаются заведомо маловероятные дополнения, например - стихийные бедствия, изменение законодательства под ситуацию.

 Участники переговоров:

- арбитр – ведущий; владеет технологией, организует проведение переговоров, следит за выполнением правил игры;

- ведущий переговорщик и собеседник – 2 участника; ведут переговоры в соответствии с игровой целью;

- помощники – по одному у каждого игрока; помогают игрокам на этапе подготовки к переговорам;

- зрители; наблюдают за ходом переговоров;

- судьи – 3 компетентных эксперта, которые исполняют следующие роли:

1)         кандидат в депутаты, отправляющий агитатора на переговоры; комментарий к игре участников он начинает словами: «Я бы отправил агитировать за меня участника № 1 (или №2), потому что…».

2)         специалист по коммуникации, деловому общению, пиар-технологиям, журналист; комментарий он начинает словами: «Я бы отправил на деловые переговоры участника № 1 (или №2), потому что…».

3)         член избирательной комиссии, обладающий знаниями в сфере выборного законодательства; комментарий он начинает словами: «Я бы назначил членом избирательной комиссии участника № 1 (или №2), потому что…».

Критериями оценки игры переговорщика являются:

- Сила аргументов с позиций владения знаниями законодательной базы и понимания современного политического дискурса.

- Ориентированность на конкретный тип собеседника. Стремление понять мировоззрение разных слоев населения. Умение услышать собеседника, увидеть потребность, построить «диалог на равных».

- Коммуникативная компетенция: культура общения, культура речи, владение кооперативными техниками взаимодействия. 

 Согласно правилам, участники не имеют возможности публично комментировать свою игру во время речи судей. В то же время, экспертная оценка выполняет функцию обратной связи, основы для рефлексии, анализа игроками уровня владения коммуникативной и гражданско-правовой компетенцией. Для организаторов, педагогов инструмент судейства выполняет диагностическую мониторинговую функцию.

Роли собеседников представлены следующими типами потенциальных избирателей:

- студент: активист профкома, играет в КВН, учится со средней успеваемостью на педагогической специальности, общителен, аполитичен;

-  представитель рабочей молодежи: инженер-конструктор на заводе, женат, каждые выходные во время дачного сезона помогает родителям жены в саду; в общих чертах разбирается в политике, знает, что скоро выборы, но, скорее всего, поедет собирать урожай; 

- молодая девушка, имеет высшее образование, воспитывает двух детей, один из которых посещает детский сад; сфера интересов - кулинария, дизайн, косметика; не разбирается в политике, в выборах не участвовала; 

- менеджер по продажам в магазине электроники, имеет высшее гуманитарное образование, мотивирован на большой заработок, при этом не хочет много трудиться; считает, что все решают не политики, а люди с большими деньгами;

- начинающий предприниматель: работает 12 часов в сутки, ищет новые рынки, проводит много деловых встреч, участвует только в деловых форумах, где можно найти партнеров; участие в выборах не приносит прибыль, поэтому в избирательных процессах не участвует.

 Регламент технологии предполагает следующую последовательность этапов игры. До переговоров участники (2 игрока и их помощники) получают «тип собеседника – потенциального избирателя». Затем расходятся парами (игрок и помощник) и готовят аргументы с позиций двух ролей – молодого человека с активной гражданской позицией и его собеседника. Арбитр проводит жеребьевку, в ходе которой участникам присваиваются номинации «Игрок - 1», «Игрок - 2». Игрок - 1 разыгрывает роль ведущего переговорщика (молодого человека с активной гражданской позицией), ему принадлежит право начать переговоры. Игрок - 2 разыгрывает роль собеседника в соответствии с игровым «типом». Время разыгрывания роли – 2 минуты. Затем происходит смена ролей. По завершении переговоров арбитр благодарит игроков и просит судейскую коллегию в составе трех человек проголосовать. Судьи одновременно поднимают карточки с номером более эффективного и сильного переговорщика. Арбитр подсчитывает баллы, отданные за игрока - 1 и игрока - 2. Объявляет счет. Судьи комментируют игру. При этом речь судьи по времени не превышает 1 минуты. Между поединками перерыв - 2 минуты. 

Чемпионат проводится в соответствии с регламентом.

Апробированное конкурсное мероприятие предполагало участие десяти игроков. Первые пять игр были рассчитаны на выбывание проигравшего; пять участников, вошедшие во второй тур, играли по системе «каждый с каждым».

Название блока

Длительность, мин.

1 раунд поединка

2

2 раунд поединка

2

Судьи принимают решение

1

Комментарии судей

3

Пауза для смены участников

2

ИТОГО на 1 поединок

10

ИТОГО на 15 поединков среди 10 человек

150

Согласно Г.К. Селевко, одним из методологических требований, предъявляемых к технологии, является воспроизводимость [4]. Коммуникативная технология переговоров на избирательную тематику может быть повторена в учреждениях среднего, высшего и дополнительного образования, а также в рамках деятельности избирательных комиссий по повышению правовой грамотности молодежи. Предложенный временной регламент был выбран исходя из организационных ресурсов. Переменные составляющие: количество участников, количество судей, длительность переговоров, продолжительность обучающих блоков – могут быть изменены в соответствии с целями и возможностями организаторов. Также могут быть предложены новые роли потенциальных избирателей из более широких слоев населения с расширенным диапазоном возрастов.

Коммуникативная переговорная технология развивает навык конструктивного диалога, воспитывает культуру этичного, экологичного общения. Направленная в предметную область избирательного права, она формирует мотивацию на осознанный подход к общественным и политическим процессам, на участие в историческом пути государства: молодой человек знакомится с системой власти, полномочиями выборных лиц, идеями кандидатов, учится анализировать информацию и распознавать манипуляцию, которая призвана ввести в заблуждение и спровоцировать деструктивное поведение. Развивающий вектор технологии устремлен в сферу воспитания патриота и гражданина, способного выстраивать конструктивную коммуникацию, делать осознанный выбор на основе анализа исходных данных и нести ответственность за действия и речевые поступки.

 



Список литературы:

  1. Данилюк А. Я., А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 30 с.
  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М., 2001. - 607с.
  3. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
  4. Селевко Г. К. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  5. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
  6. Федерация управленческой борьбы / Режим доступа: http://www.poedinki.ru/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: