» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018

Автор: Лисер Валерия Борисовна, студентка 5 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие социальных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

Статья просмотрена: 1112 раз
Дата публикации: 11.05.2018

УДК 373.24

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Лисер Валерия Борисовна 

студентка 5 курса

Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,

г. Железноводск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос развития социальных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, поскольку именно в процессе данных игр у детей наблюдается не только развитие реальных взаимоотношений,  свободной формирования навыков  детей общения, коммуникативных  именно умений со сверстниками  детей и взрослыми, но и произвольного поведения ребенка. Механизмы управления своим поведением складываются в игре наилучшим образом, а затем проявляются в других видах деятельности.

Ключевые слова: Социальные умения, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, развитие.

 

Социальные и экономические изменения, нестабильность в нашем обществе предъявляют серьезные новые требования к организации дошкольного образования. В сложившейся ситуации остро ощущается дефицит культуры общения, доброты, внимания, терпимости друг к другу.

Анализируя работу дошкольных учреждений, можно заметить, что в настоящее время  происходит дисбаланс образовательной нагрузки в сторону интеллектуального развития в ущерб социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» важным признается социально-личностное направление развития детей дошкольного возраста.

Сформированность социальных умений предполагает готовность детей в соответствии со своими возрастными особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей.

Согласно возрастной периодизации сюжетно-ролевая игра выходит на первый план в старшем дошкольном возрасте, и в ней начинают активно отображаться  не только особенности,  назначения предметов   и функций окружающих   людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому  только в игре   можно помочь  ребенку развить  навыки общения  со своими сверстниками.

Общение имеет  огромное значение  для формирования  человеческой психики,  её развития и становления  разумного, культурного   поведения. Через  общение с психологически развитыми людьми,  также благодаря  различным возможностям,  человек приобретает все свои   высшие познавательные  социальными способности и качества.

Ведущие педагоги  отношение и психологи подчеркивают:  начинается там, где  предметами сама деятельность  этом создает условия  вызывает для объединения  ребенок детей, взаимоотношения  прямое не только ярче  возникают проявляются, но и наилучшим  включением образом формируются. Исследования,  подвержены проведенные Смирновой  ходе Е. , свидетельствуют, что  дошкольников отношение дошкольников  действие к сверстникам зависит  добиваться от содержания их общения  первом между собой. Таким  первоначальные образом, можно  глава целенаправленно формировать  важно добрые отношения  условия детей на основе  детей удовлетворения их потребности  достижением в общении. Потребность  подвержены в общении со сверстниками  ганизация развивается, прежде  образом всего, на основе  стремятся совместной деятельности  предписание детей в игре,  философии а также по поводу  строить игры. Становление  ведущие общения со сверстниками  родителями предполагает у ребенка  членом специфического варианта  обстановки общей коммуникативной  играх потребности, выражающейся  становлении в стремлении ребенка  готовится к самопознанию и самооценке  введения посредством окружающих  выдвигает людей[1, с. 57].

Именно  игра в условиях общения  игре ребенок сталкивается,  проявляются с необходимостью применять  желание на практике усваиваемые  творческую нормы поведения  издательство по отношению к другим  сверстниками людям, приспосабливать  развитию эти нормы  объединение и правила к разнообразным  каждом конкретным ситуациям. В  правил совместной деятельности  развития непрерывно возникают  старшего ситуации, требующие  дошкольников согласования детей,  возможности проявления доброжелательного  задач отношения к сверстникам,  строить умения отказываться  сюжете от личных желаний  этом ради достижения  третье общей цели. В  данной этих ситуациях  умеет дети далеко  включение не всегда находят  виды нужные способы  работы поведения.

В своих работах, А.П. Юсупова показывает значимость формирования реальных отношений детей, которое происходит непосредственно в игровом пространстве. В игре формируется такое качество, как «общественность», при наличии которого ребенок становится полноценным ребенка членом детского  игре общества.

В ролевой игре - заложены  большие возможности   для развития  навыков общения. Так при построении игрового взаимодействия дошкольник пробует осмыслить свои собственные действия по отношению к другими, и их реакцию на его действия.  В игре,  ребенок, как и в любой творческой коллективной работе, проявляются особенности умственной деятельность, особенности психо-физического состояния каждого отдельного ребенка, что приводит к столкновению разных позиций. Благодаря этим столкновениям в игровой деятельности,  складывается личность  партнером каждого ребенка,  года формируется детский   коллектив. При  этом обычно наблюдается взаимодействие   игровых и реальных   возможностей[5, с.103].

Игровые взаимоотношения  отражают отношения  по сюжету и роли,   т.е. разыгрываемые   отношения персонажей.

Реальные  постепенно взаимоотношения - это взаимодействие детей, как партнёров, направленное на выполнение общего дела. В данной работе им приходится выстраивать отношения на основе компромисса, тем самым решая возникающие вопросы о распределении ролей, дальнейшем сюжете и возникающих недоразумений. Игра  требует от ребенка   таких качеств,  как инициативность, общительность.

Как известно, элементы общения у дошкольников появляются достаточно рано, в тот момент, когда он играет индивидуально и еще не может строить развернутую сюжетную игру. Первые   формы общения  проявляются в стремление  ребенка приблизиться   к другому ребенку,  играть рядом  с ним, в желании  уступить часть   места, занятого для своей  вести игры. Следующий этап общения представляет собой желание более частого общения с другими детьми,  в поиске повода для совместной деятельности, обмена игрушками и помощи друг другу. Общение  ролевое протекает в форме  высоких эмоционально - практического  года взаимодействия[3, с.74].

У некоторых детей к концу дошкольного возраста складывается новая форма общения, которую можно назвать внеситуативной - деловой. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер - развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетами и ролями приходит игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнение в отношениях с другими людьми: помогают осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил. В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли, правила. Во всякой сюжетной игре есть скрытое или явное правило. Обязанности по отношению к другим - это то, что ребенок считает нужным исполнять исходя из роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участник игры. Роль сюжетной игры как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются этой ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры [2, с. 45].

Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся много образнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

По свидетельству А.П. Усовой к старшему дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общего замысла игры. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски . Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Игру недаром называют школой реальных отношений[4, с.74].

Таким   образом, сюжетно-ролевая  игра создает условия для развития социальных умений. В ней наблюдается не только развитие реальных взаимоотношений,  свободной формирования навыков  детей общения, коммуникативных   умений со сверстниками  детей и взрослыми, но и произвольного поведения ребенка. Механизмы управления своим поведением складываются в игре наилучшим образом, а затем проявляются в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль – со стороны взрослого и партнеров по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а затем самого себя.

 



Список литературы:

  1. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2015. - 142 c.
  2. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.
  3. Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 145с.
  4. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2013. - 96 с.
  5. Кулигина Е.А., друг Кислякова Е.В. Коммуникативные членом способности дошкольников ролевой как фактор чаще социальной адаптации. //Практический данной журнал// Воспитатель именно дошкольного образовательного философии учреждения № 5/2016 г.Москва ТЦ « Сфера»- 61с.
  6. Смирнова этом Е.О. Межличностные просвеще отношения дошкольников: Диагностика, старшего проблемы, коррекция: ролевых Учеб. - метод. Пособие. – М.: решаются ВЛА- ДОС, 2013. – 158с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: