» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Май, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (14) 2018
Автор: Лисер Валерия Борисовна, студентка 5 курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие социальных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр
Дата публикации: 11.05.2018
УДК 373.24
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Лисер Валерия Борисовна
студентка 5
курса
Филиал ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»,
г. Железноводск
Аннотация. В
данной статье рассматривается вопрос развития социальных умений у детей
старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр, поскольку именно
в процессе данных игр у детей наблюдается не только развитие реальных взаимоотношений, свободной формирования
навыков детей общения,
коммуникативных именно умений
со сверстниками детей и
взрослыми, но и произвольного поведения ребенка. Механизмы управления своим
поведением складываются в игре наилучшим образом, а затем проявляются в других
видах деятельности.
Ключевые слова: Социальные
умения, сюжетно-ролевая игра, старший дошкольный возраст, развитие.
Социальные и экономические изменения, нестабильность в нашем
обществе предъявляют серьезные новые требования к организации дошкольного
образования. В сложившейся ситуации остро ощущается дефицит культуры общения,
доброты, внимания, терпимости друг к другу.
Анализируя работу дошкольных учреждений, можно заметить, что
в настоящее время происходит дисбаланс образовательной
нагрузки в сторону интеллектуального развития в ущерб
социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста. В соответствии
с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное
звено)» важным признается социально-личностное направление развития детей
дошкольного возраста.
Сформированность социальных
умений предполагает готовность детей в соответствии со своими возрастными
особенностями вступать во взаимоотношения с окружающими сверстниками и
взрослыми: договариваться, согласовывать, координировать свои действия и мнения
с действиями и мнениями других людей.
Согласно возрастной периодизации сюжетно-ролевая игра выходит на первый план в старшем дошкольном возрасте, и в ней начинают активно отображаться не только особенности, назначения предметов и функций окружающих людей, но и их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому только в игре можно помочь ребенку развить навыки общения со своими сверстниками.
Общение имеет огромное значение для формирования человеческой психики, её развития и становления разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, также благодаря различным возможностям, человек приобретает все свои высшие познавательные социальными способности и качества.
Ведущие педагоги отношение и психологи подчеркивают: начинается там, где предметами сама деятельность этом создает условия вызывает для объединения ребенок детей, взаимоотношения прямое не только ярче возникают проявляются, но и наилучшим включением образом формируются. Исследования, подвержены проведенные Смирновой ходе Е. , свидетельствуют, что дошкольников отношение дошкольников действие к сверстникам зависит добиваться от содержания их общения первом между собой. Таким первоначальные образом, можно глава целенаправленно формировать важно добрые отношения условия детей на основе детей удовлетворения их потребности достижением в общении. Потребность подвержены в общении со сверстниками ганизация развивается, прежде образом всего, на основе стремятся совместной деятельности предписание детей в игре, философии а также по поводу строить игры. Становление ведущие общения со сверстниками родителями предполагает у ребенка членом специфического варианта обстановки общей коммуникативной играх потребности, выражающейся становлении в стремлении ребенка готовится к самопознанию и самооценке введения посредством окружающих выдвигает людей[1, с. 57].
Именно игра в условиях общения игре ребенок сталкивается, проявляются с необходимостью применять желание на практике усваиваемые творческую нормы поведения издательство по отношению к другим сверстниками людям, приспосабливать развитию эти нормы объединение и правила к разнообразным каждом конкретным ситуациям. В правил совместной деятельности развития непрерывно возникают старшего ситуации, требующие дошкольников согласования детей, возможности проявления доброжелательного задач отношения к сверстникам, строить умения отказываться сюжете от личных желаний этом ради достижения третье общей цели. В данной этих ситуациях умеет дети далеко включение не всегда находят виды нужные способы работы поведения.
В своих работах, А.П. Юсупова показывает значимость формирования реальных отношений детей, которое происходит непосредственно в игровом пространстве. В игре формируется такое качество, как «общественность», при наличии которого ребенок становится полноценным ребенка членом детского игре общества.
В ролевой игре - заложены большие возможности для развития навыков общения. Так при построении игрового взаимодействия дошкольник пробует осмыслить свои собственные действия по отношению к другими, и их реакцию на его действия. В игре, ребенок, как и в любой творческой коллективной работе, проявляются особенности умственной деятельность, особенности психо-физического состояния каждого отдельного ребенка, что приводит к столкновению разных позиций. Благодаря этим столкновениям в игровой деятельности, складывается личность партнером каждого ребенка, года формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей[5, с.103].
Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей.
Реальные постепенно взаимоотношения - это взаимодействие детей, как партнёров, направленное на выполнение общего дела. В данной работе им приходится выстраивать отношения на основе компромисса, тем самым решая возникающие вопросы о распределении ролей, дальнейшем сюжете и возникающих недоразумений. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность.
Как известно, элементы
общения у дошкольников появляются достаточно рано, в тот момент, когда он
играет индивидуально и еще не может строить развернутую сюжетную игру. Первые
формы общения проявляются в
стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть
рядом с ним, в желании уступить
часть места, занятого для своей вести игры. Следующий этап
общения представляет собой желание более частого общения с другими детьми, в поиске повода для совместной деятельности,
обмена игрушками и помощи друг другу. Общение ролевое протекает в форме высоких
эмоционально - практического года взаимодействия[3, с.74].
У некоторых детей к концу дошкольного возраста складывается новая форма общения, которую можно назвать внеситуативной - деловой. Как и на предыдущем этапе, сотрудничество носит практический, деловой характер - развертывается на фоне совместной игровой деятельности. Однако игра заметно изменяется. На смену играм с сюжетами и ролями приходит игры с правилами. Для старших дошкольников это как бы упражнение в отношениях с другими людьми: помогают осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил. В игре, взяв на себя какую-нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли, правила. Во всякой сюжетной игре есть скрытое или явное правило. Обязанности по отношению к другим - это то, что ребенок считает нужным исполнять исходя из роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участник игры. Роль сюжетной игры как раз и заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются этой ролью, и осуществлять права по отношению к остальным участникам игры [2, с. 45].
Объединение детей в совместной игре способствует дальнейшему обогащению и усложнению содержания игры. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся много образнее. Усложнение содержания игры ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. На шестом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
По свидетельству А.П. Усовой к старшему дошкольному возрасту усложняются формы взаимодействия детей в совместной ролевой игре: от механического взаимодействия к взаимодействию на основе содержания игры, когда детей объединяет и заставляет действовать согласованное понимание общего замысла игры. Детей объединяет в игре общая цель, общие переживания и интересы, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски . Развитие коллективного игрового творчества приводит к более сложным взаимоотношениям детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Игру недаром называют школой реальных отношений[4, с.74].
Таким образом,
сюжетно-ролевая игра создает условия для развития социальных умений. В
ней наблюдается не только развитие реальных взаимоотношений, свободной
формирования навыков детей общения, коммуникативных умений со
сверстниками детей и взрослыми, но и произвольного поведения ребенка.
Механизмы управления своим поведением складываются в игре наилучшим образом, а
затем проявляются в других видах деятельности. Произвольность предполагает
наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре
образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ
другого человека, чье поведение копирует ребенок. Самоконтроль только
появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен
внешний контроль – со стороны взрослого и партнеров по игре. Дети контролируют
сначала друг друга, а затем самого себя.
Список литературы:
- Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. - Москва: Форум, 2015. - 142 c.
- Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников/ Бабаева Т. И., Римашевская Л. С. // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 1. - С.74-85.
- Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014.- 145с.
- Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников/ С.С. Бычкова. - М.: Аркти, 2013. - 96 с.
- Кулигина Е.А., друг Кислякова Е.В. Коммуникативные членом способности дошкольников ролевой как фактор чаще социальной адаптации. //Практический данной журнал// Воспитатель именно дошкольного образовательного философии учреждения № 5/2016 г.Москва ТЦ « Сфера»- 61с.
- Смирнова этом Е.О. Межличностные просвеще отношения дошкольников: Диагностика, старшего проблемы, коррекция: ролевых Учеб. - метод. Пособие. – М.: решаются ВЛА- ДОС, 2013. – 158с.
Комментарии: