» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019
Автор: Анисимова Ксения Олеговна, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: О вопросах реформирования контрольной и надзорной деятельности в России на современном этапе
Дата публикации: 22.02.2019
УДК
34
О ВОПРОСАХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Анисимова Ксения Олеговна
магистрант 2 курса
КрФ ФГБОУВО «РГУП», г.
Симферополь
Аннотация.
В
статье раскрываются основные направления современного этапа реформирования контрольно-надзорной деятельности в
Российской Федерации.
Ключевые
слова: реформа, контроль, надзор, контрольно-надзорная
деятельность, риск-ориентированный подход, приоритетная программа, плановая
проверка, внеплановая проверка, малый бизнес.
На сегодняшний день в Российской Федерации созданы
благоприятные условия для успешного развития предпринимательской деятельности.
В последние годы заметно усилилось содействие со стороны государства в развитии
бизнеса. Это касается не только предпринимательской деятельности в целом, но
также малого и среднего предпринимательства.
Развитие малого и
среднего предпринимательства напрямую зависит от совершенствования
государственного контроля и надзора в данной области.
Контрольная и
надзорная деятельность в России уже давно требует полного и масштабного
реформирования. Данная проблематика уже неоднократно обсуждалась учеными в
данной области.
Правительством РФ в
апреле 2016 года была утверждена «дорожная карта» реформы контрольной и
надзорной деятельности в Российской Федерации. Целью приоритетной программы
выступает «уменьшение при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля административной
нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иные
виды деятельности, не менее, чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018
года и на 50% к концу 2025 года»[1].
Основным направлением
«дорожной карты» является внедрение риск-ориентированного подхода при
осуществлении государственных контрольно-надзорных мероприятий. Сущность этого
направления заключается в том, что частота контрольный мероприятий,
направленных на деятельность индивидуального предпринимателя или юридического
лица зависит от того, к какой категории риска или классу опасности они
определены. Определение деятельности указанных лиц к тому или иному классу
опасности либо категории риска осуществляется на основе Постановления Правительства РФ от 17 августа
В настоящее время в
отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся сплошные
контрольно-надзорные проверки в интенсивном порядке, что приводит к ненужному
расходу ресурсов. В связи с большим количеством контролируемых объектов,
снижается эффективность государственного контроля (надзора), так как не хватает
ресурсов на обеспечение нужного уровня безопасности в данной сфере. Для
устранения данной проблемы, достаточно обеспечить основной поток проверок
контрольными (надзорными) органами в отношении тех объектов, которые
действительно представляют угрозу охраняемым законом ценностям [3].
Министр РФ по вопросам
Открытого правительства М.А. Абызов говорит о том,
что риск-ориентированный подход широко используется рядом стран и эта модель
имеет положительные изменения. Допустим, удалось сократить проверки контрольных
органов в отношении предприятий на 30-90%, а некоторые направления бизнеса,
которые не несут рисков для государства, и вовсе избавить от плановых проверок.
Благодаря этому подходу можно будет сосредоточить все внимание проверяющих
органов на злостных нарушителей законодательства. В итоге это позволит сохранить проверяющим
органам финансовые расходы, и в то же время обеспечить эффективную
контрольно-надзорную деятельность во благо государства [4].
С 2015 года такой подход уже применяется в пяти
министерствах, а в ближайшее время все контрольно-надзорные органы должны
перейти на риск-ориентированный подход.
Следующим направлением
реформы контрольно-надзорной деятельности, предусмотренным дорожной картой,
является приведение в порядок обязательных требований, которые необходимо
соблюдать, их систематизация.
В 2016 году Президент
РФ в своем Послании Федеральному Собранию уполномочил
провести тщательный анализ действующих нормативно-правовых актов,
устанавливающих обязательные требования и
«принять меры по их оптимизации, включая отмену неэффективных и
избыточных требований, а также по актуализации соответствующих нормативных
правовых актов Российской Федерации» [5].
Соблюдение
обязательных требований зачастую для предпринимателей является сложной, а
иногда и вовсе невыполнимой задачей, так как некоторые нормативно-правовые акты
противоречат друг другу, нет единого реестра, в котором можно было бы получить
достоверную и исчерпывающую информацию. Обязательные требования настолько
раскиданы по различным нормативно-правовым актам, что иногда сами контролеры не
могут сориентироваться в поисках нужной информации [6].
Если не решить данный
вопрос, то реформа контрольно-надзорной деятельности не даст положительных
результатов, к которым стремится наше государство. Именно поэтому приоритетной
задачей на сегодняшний день является упорядочение и систематизация всех
обязательных требований с выведением из действия ненужных. Для систематизации
необходимо разработать единый реестр, где будет содержаться исчерпывающий
перечень обязательных требований, который будет размещен в открытом доступе
сети Интернет для всех пользователей.
В 2017 году
рекомендации по упорядочению обязательных требований были отображены в
отдельном приоритетном проекте [7].
Приведение в порядок
обязательных требований ведется уже более года и на сегодняшний день оно еще не
закончено, хотя на официальных сайтах контрольно-надзорных органов отображены
перечни тех нормативно-правовых актов, в которых содержатся обязательные
требования.
Кроме применения
риск-ориентированного подхода, очень эффективным является использование
проверочных листов, в которых содержится перечень контрольных вопросов для
выявления факта соблюдения обязательных требований. Размещение проверочных
листов на официальном сайте контрольно-надзорных органов дает возможность
предпринимателям ознакомиться с ними и привести в соответствие соблюдение
обязательных требований до проведения проверки контролируемых органов.
В рамках проведения реформы контрольно-надзорной
деятельности существуют некоторые сложности в определении количества и качества
показателей проверок. Данная проблема возникает в связи с тем, что официально
учитываются только плановые и внеплановые проверки, а такие моменты, как рейды,
контрольные закупки и т.п. в официальную статистику не попадают.
Это означает, что нужно начать вести учет и всех остальных
мероприятий, относящихся к контрольно-надзорным [6].
Если не изменить
критерии оценки деятельности органов в контрольно-надзорной сфере,
произведенная реформа будет неоконченной. Критерии оценки заключались в
количестве нарушений и выписанных по ним штрафов. Инспектора
в связи с этим, стремились к тому, чтобы как можно больше выявить нарушений и
выписать штрафов по ним, их целью не было предотвращение нанесенного
ущерба. Исходя из этого, предлагается
ввести такую систему оценивания для контрольно-надзорных органов, в которой
будет предусмотрено определение эффективности проводимых мероприятий
профилактического характера по предотвращению нарушений и нанесения ущерба.
Начавшееся
реформирование контрольной и надзорной деятельности в
России носит в основном положительные моменты, но также имеется и ряд
негативных аспектов, на которые хочется обратить внимание. Допустим,
увеличилось число внеплановых проверок, когда количество плановых проверок было
сокращено. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 1
января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки, для
данной категории бизнеса ввели так называемые «надзорные
каникулы».
В.П. Ермаков в своем докладе отметил: «На общем фоне увеличения
давления со стороны контрольно-надзорных органов режим «надзорных каникул» для
малого бизнеса. доказал свою эффективность. В целом в 2016 году, по оценкам
региональных уполномоченных, в ряде регионов мораторий привел к снижению числа
плановых проверок компаний малого бизнеса почти в 2 раза» [6]. Следует
заметить, что уменьшение количества плановых проверок для малого бизнеса,
привело к увеличению проверок среднего бизнеса. Согласно официальным данным, в
Забайкальском крае количество проверок среднего бизнеса увеличилось в 4 раза
[8]. В сложившейся ситуации было бы справедливо организовать «надзорные каникулы» и для среднего бизнеса в том числе.
В заключении хотелось бы отметить, что в целом проведение реформирования контрольной и надзорной деятельности в России носит положительную динамику, особенно в части сокращения количества плановых проверок, однако, проблем в этой области еще достаточно много и потребуется немало времени, чтобы их преодолеть.
Список литературы:
- Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12). URL: http://контроль-надзор.рф/programm.
- Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 г. № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2016. -№ 35. - Ст. 5326
- Паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5). URL: Шр://контроль-надзор.рф/programm
- Правительство закрепило внедрение риск-ориентированного подхода в госконтроле. URL: http://open.gov.ru/events/5515398/? sphrase_id=150416
- Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/ orders/53425
- Доклад Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2017. Книга жалоб и предложений российского бизнеса. URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ doklad_2017.html
- Паспорт приоритетного проекта «Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 27.01.2017 № 5). -URL: http://контроль-надзор.рф/programm
- «Надзорные каникулы» для среднего бизнеса. URL: https://ombudsmanbiz75 .ru/news-and-events/
Комментарии: