» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019
Автор: Морозова Марина Александровна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Мотивация учебной деятельности младшего школьника
Дата публикации: 11.03.2019
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Морозова Марина Александровна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28,
г. Люберцы
Аннотация. В данной статье рассмотрен
объект мотивационной сферы младшего школьника,
форсированность учебной деятельности.
Определяется необходимостью проектирования психолого-педагогического
сопровождения процесса обучения младших школьников. Так же рассмотрены
проблемы мотивации младшего школьника. Основные задач учителя для формирования мотивации учения младшего школьника
является повышение в структуре мотивации учащегося
Ключевые слова: младший школьник,
мотивация, задачи, проблемы.
Основным побуждающим
компонентом к учебной деятельности является мотивация младшего школьника.
Мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты
дидактического процесса. Важность создания условий возникновения интереса к
учебной деятельности и формирование интереса обуславливается познавательными и
социальными мотивами. Эти мотивы влияют на познавательную активность, желание
учиться, успешность обучения, эффективность и результативность учебной
деятельности.
Объектом формирования
следует считать все компоненты мотивационной сферы и все стороны умения
учиться, поэтому предполагается обратить внимание на состояние (уровень) умения
ученика учиться, на развитие навыков в учебной работе. Выделение этого блока в
программе развития мотивации представляется необходимым, так как
психологические исследования подтверждают взаимосвязь между отношением
школьников к умению и сформированностью учебной
деятельности. Следовательно, проникновение учителя в сущность отношения
школьников к учению и влияние на него невозможно без учета умения школьников
учиться, без увеличения степени развития их учебной деятельности.
В соответствии с
основными положениями педагогической психологии учение становится учебной
деятельностью только в том случае, если школьник в ходе добывания знаний овладевает
новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных
учебных задач, усваивает приемы самоконтроля и самооценки своей учебной
деятельности.
Проблема мотивации в целом исследуется достаточно
широко.
Существует большое число
работ по этой проблеме, в том числе и по проблеме мотивации учения младших
школьников. Однако результаты изучения данной проблемы часто носят
неоднозначный, а нередко и противоречивый характер. Есть еще малоразработанные аспекты, которые требуют дальнейшего
изучения в силу большого практического значения этой проблемы.
Важна внутренняя и
внешняя мотивация учения младшего школьника. Для формирования внутренней
мотивации учителю нужно уметь оценивать способ выполнения учебной деятельности
ученика, а внешняя мотивация приобретает форму подсказок, намеков, требований и
указаний.
Одной из основных задач
учителя для формирования мотивации учения младшего школьника является повышение
в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации. Развитие
внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель
учения. Таким образом, увлечь ученика учением можно в рамках такого процесса
обучения, который не прибегает к мерам давления на ребенка, а находит стимулы
именно во внутренне положительном расположении ученика к учению и стремится к
воспитанию и формированию в нем такой установки.
Учебный процесс по
содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из
главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным,
осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Учение как деятельность,
формирующая учебные мотивы, представляет сложный процесс, обязательно
включающий в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности
принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий.
Преобразование учебного материала, звено контроля, оценки своей работы. Эти
элементы функционируют как составляющие личности младшего школьника,
выполняются совместно и под руководством учителя и носят осознанный характер.
Познавательная
активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются
лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения, императивности.
Известный психолог и педагог Ш. А. Амонашвили,
который не только создал концепцию такого обучения, но и практически
реализовать ее в своей педагогической работе с детьми, так характеризуется этот
подход: «Суть... заключается в том, чтобы педагогически обязательную
учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на положительно-мотивационной
основе. Иначе говоря, дело заключается в том, чтобы при необходимости усвоения
именно определенной системы знаний и именно в определенный период обучения
школьник принимай педагогически обязательную учебную задачу как им же свободно
выбранную».
Такое обучение, конечно
же, предъявляет повышенные требования к педагогу, причем не только к технике
его общения, но и к артистизму, который необходим, чтобы убедить детей, что без
их помощи, без сотрудничества с ним справиться с задачей крайне трудно, почти
невозможно. Все это определяет формирование мотивации учения младшего
школьника.
Общий путь формирования
мотивации учения состоит в том, чтобы способствовать превращению имеющихся у
школьника широких побуждений в зрелую мотивационную сферу с устойчивой
структурой. Безусловно, эта работа может быть под силу только всему
педагогическому коллективу, работающему во взаимосвязи с семьей, хотя и каждому
учителю желательно видеть ее в полном объеме.
Стремление учиться
заложено в природе человека - это главный тезис, от которого cсуществует прямая и устойчивая
зависимость между эффективностью усвоения информации, действенностью
формирования практических навыков и умений, способностью к восприятию новых
подходов и их реализации в своей деятельности - с одной стороны, и степенью
активности субъекта, мерой его включенности в учебный процесс - с другой. Этот
принцип требует, чтобы ученик был понят и не только и столько как объект
психолого-педагогических воздействий, сколько как активный субъект учебного
процесса, лишь в этом случае оказывается возможным эффективно использовать в
процессе обучения такие мощные факторы, какими выступают факторы
мотивационного, эмоционального, личностного порядка.
Список литературы:
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.-С.157- 158.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Просвещение, 2001.
- Гликман И.З. Теория и методика воспитания. М.: Изд - во ВЛАДОС -ПРЕСС, 2003.-С.65 -71.
- Журавлева Д.И. Мотивация и проблемы в обучении. - М.: Просвещение, 2003.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.-С.40
Комментарии: