» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (24) 2019
Автор: Тлявсин Ильмир Булатович, учитель технологии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Дисциплина – основа образования
Дата публикации: 12.03.2019
УДК 371.5
ДИСЦИПЛИНА
– ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ
Тлявсин Ильмир Булатович
учитель технологии
МБОУ «СШ № 20», г.
Норильск
Аннотация.
Статья
посвящена педагогической проблеме обучения учащихся в современной школе, а
именно понятию «дисциплина». Подробно
рассматривается особенности поведенческой, воспитательной, образовательной
дисциплины. В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к
укреплению дисциплины, а также факторы, влияющие на её состояние.
Ключевые
слова: дисциплина, самодисциплина, устав учреждения, культура
поведения.
Дисциплина
играет немаловажную роль в системе образования. По сути, дисциплина – это один
из фундаментов образования. Ведь без её усвоения осваивать учебную дисциплину
было бы просто невозможным, невозможно было бы следовать режиму и структуре
образования. Как в жизни в целом, в общих её понятиях и явлениях, так и в
процессе образования очень значимым является умение самоконтроля, расставления приоритетов, ограничения себя «сейчас» во
благо чему-то «потом», впоследствии. Все эти явления и действия отчасти
подразумевает под собой понятие образовательной дисциплины.
Без
навыков самоконтроля, здравых ограничений, исполнительности и верно
расставленных приоритетов вся система образования была бы расшатана и
недействительна, как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Понятие
«дисциплины» в образовании учит следовать определенным формам поведения в
стенах образовательных учреждений, соблюдать определенный режим, как в стенах учреждений,
так и за её пределами; прививает необходимые ценности и действия, вырабатывает
их структуру и шаблонный стереотип, формирует соответствующие моральные
взгляды, ценности и нормы.
Безусловно,
дисциплина является ограничением, но ограничением благим, в целях благоприятной
акклиматизации в социуме и дальнейшем развитии в самостоятельной жизни. Это
приобретенный навык, фундамент для которого закладывают родители в процессе
дошкольного воспитания. Школа формирует
и развивает данный навык у учеников путем прививания собственных правил и
устоев внутри заведения. Совершенный навык дисциплины – это следование данным
правилам и устоям, а так же возможному расписанию и распорядку, самостоятельно
и регулярно, без контроля посторонних и за стенами образовательного учреждения,
то есть на основе самодисциплины.
Самодисциплина
– это способность самостоятельно рационально расставлять приоритеты и
сознательно отказывать себе в желаемом, если это желаемое препятствует
достижению и завершению текущей цели.
«Дисциплина
означает власть над своими возможностями, управление имеющимися ресурсами для
осуществления предпринятой деятельности. Понять, что надо сделать, а затем
приняться за это, не откладывая дела в долгий ящик, используя необходимые
средства - вот что значит быть дисциплинированным», - Джон Дьюи
- американский философ, психолог и педагог.
В общем
смысле, охватывая все сферы деятельности, в том числе и образовательную,
дисциплина носит в себе следующее определение. Общественный, твердо
установленный определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в
обществе нормам прав и морали или требованиям какой-либо организации,
обязывающими и обязательными к подчинению для всех членов данного коллектива. [3]
Дисциплина
– одно из основных средств для достижения целей. Её сущность заключается в понимании учащимися
сознательной необходимости и значимости соблюдения прописанных правил поведения
и установленного в школе порядка на основе Устава школы. Важно, чтобы
следование данным правилам и нормам приобрело сознательную выработанную
привычку, в целях дальнейшего успешного становления и развития.
Выработанная
сознательная привычка дисциплинированного верного поведения называется
дисциплинированностью. Это качество, характеризующееся организованностью и самоорганизованностью, ответственностью и готовностью к
подчинению общественным нормам, установкам и правилам, как общепринятым
так и отдельным, внутри определенного коллектива. [1]
Культура
поведения как раз таки и является дисциплинированным осознанным пониманием
действий и их совершения, что отражается в нормативном сдержанном поведении, в
соответствии с определенными требованиями и правилами. Это отражение навыка
самоконтроля и самодисциплины, его успешности формирования на основе фундамента
общей воспитательной дисциплины в школе, колледже, вузе и в дошкольный период.
[1]
В
формировании, становлении, закреплении и развитии школьной поведенческой,
воспитательной и образовательной дисциплины существуют свои особенности:
- школьная дисциплина – средство для осуществления учебно-воспитательных целей; для упрощения и ускорения путей их реализации.
- школьная дисциплина призывает к лояльному подчинению на основе уважения старших т.к. педагоги имеют больший опыт, следовательно, в некотором роде, благодаря правилам и нормам дисциплины, могут уберечь и обезопасить учеников от нежелательных проступков или поступков.
- требования школьной дисциплины должны соответствовать возрасту учащихся и их индивидуальным особенностям; необходимо разграничить перечень требований и правил между учениками подготовительных, начальных, средних и старших классов. [4]
Дисциплина
– это учение. Учение определенных норм, правил поведения и действий. Как и в
любом другом учении в учении дисциплины существуют трудности, неудачи и
проблемы. В сфере дисциплины такие явления именуются «недисциплинированностью»
(недисциплинированными поступками) и «дисциплинарными проступками».
Недисциплинированные
поступки заключаются в моральном и этическом нарушении правил поведения. Это,
например, излишне громкие разговоры, посторонние дела во время занятий,
невыполнение требований педагога, хамское поведение,
неуместный смех, вызывающий внешний вид в здании, где это не положено и другие,
тому подобные. Такие поступки, как правило, являются разовыми, они не влекут за
собой юридическую ответственность и не угрожают жизни и здоровью окружающих.
Предотвращение подобных поступков решается путем строгого замечания,
воспитательной беседой или же привлечения влияния родителей и (или)
определенных уполномоченных органов в случае острой необходимости.
Недисциплинированные
поступки могут быть совершенны с целью привлечения внимания. Это не значит, что
ученик отказывается сотрудничать, скорее, он желает сотрудничать больше и чаще
наряду с остальными, но не знает как это донести и
показать. Не исключено что, в таких случаях, помимо осторожного индивидуального
подхода, необходимо обратиться за помощью к школьному психологу или социальному
педагогу.
Недисциплинированные
поступки в целях самоутверждения совершаются нарушителем в целях установления
собственного «звездного авторитета» в коллективе. Такой человек испытывает
острую необходимость во всеобщем коллективном признании и лидерстве. Такие
нарушения в основе своей таят личные проблемы ученика. В числе таких, например,
нарушение функционирования нервно-психической системы, недостаточность
материнского воспитания, вседозволенность в процессе родительского воспитания,
неподготовленность ребенка к школе, защитная реакция на возможные возникающие
трудности, недостаток внимания, демонстрация какой-либо обиды, либо же «стадное
чувство», когда ребенок руководствуется такими действиями, которые совершают
большинство учеников в его окружении. Для предотвращения таких поступков
необходимо выяснить их первоначальную причину. [2]
Но, стоит
так же иметь в виду, что учитель, нередко в силу своей неопытности, учитель
может сам спровоцировать нарушение дисциплины. Виной тому может быть его юный
возраст, когда старшие классы не воспринимают педагога как авторитетную
личность к подчинению; инфантильность и вялость преподавания, профессиональное
выгорание и (или) творческий и (или) трудовой кризис педагога. Важно уметь
поставить себя перед учениками: обозначить границы и требования, заинтересовать
внешним образом и личной манерой преподавания, но без нарушения норм и правил
дисциплины в рамках учебного заведения.
Дисциплинарные
проступки - это злостный демонстративный отказ принятия правил и требований,
установленных в том или ином заведении или (и) общественной группе, а так же в
социуме в целом. Такое действие может нанести вред окружающим либо
определенному ценному имуществу, находящемуся на пути бунтаря и имеющее
отношение к его протесту. Данное правонарушение относится к правовому
регулированию, а противоправные действия нарушителя влекут за собой юридическую
ответственность в соответствии с законодательством в случае нарушения правил,
норм и обязанностей Устава учреждения. [2]
Устав
учреждения – это определенный документ, фиксирующий основные дисциплинарные
требования и обязанности в конкретных стенах заведения на законодательном
уровне.
Совокупность
социально-моральных требований поведения и деяния присутствуют так же в
следующих отраслях:
Государственная
дисциплина, связанная с выполнением требований, установленных для госслужащих;
Воинская
дисциплина основана на базе военных правил, законов, приказов и уставов для
граждан, находящихся в зоне исполнения гражданского военно-патриотического
долга;
Парламентская
дисциплина регулирует отношения и действия между должностными лицами
парламентской палаты;
Трудовая
дисциплина возникает в процессе сотрудничества на территории работодателя. Она
регулируется нормами трудового законодательства;
Финансовая
дисциплина, установлена на базе денежных отношений между лицами, имеющими
документально-бюрократическое сотрудничество друг с другом на основе правовых
предписаний. К финансовой дисциплине так же следует отнести налоговую
дисциплину, которая так же носит финансово-бюрократический характер;
Технологическая
дисциплина имеет место быть в процессе производства при соблюдении субъектами
технологических предписаний;
Договорная
дисциплина возникает при соблюдении субъектами правоотношений и обязательств,
заранее зафиксированных в официальных договорах.
Всеобщее
понятие дисциплины имеет следующие характеристики:
- дисциплина является формой социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности (служебной, трудовой, учебной и т.п.);
- дисциплина она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;
- дисциплина связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
- целью дисциплины является реализация достижения общественного порядка.
Таким
образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка,
представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных
отношений, регулируемых нормами права, морали. Комплексный подход к укреплению
дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдения факторов, которые
влияют на её состояние. К таким факторам относятся экономические, социальные,
организационные, воспитательные, юридические и другие меры.
Возвращаясь
к понятию школьной дисциплины, следует
сформировать умозаключительный вывод о том, что
дисциплина – это не средство воспитания, а её результат. Это итог всего
воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс
организации, и процесс столкновения конфликтов и их разрешения, в том числе на
основе дружбы и доверии. Ответственный человек способен предвидеть последствия
своих неверных возможных действий и оценить их неправомерность и не
результативность на законодательном уровне. Без ответственности обучение
дисциплине и, впоследствии, сознательная дисциплинированность, и (само)организованность, являются неосуществимы и невозможны к
формированию и, тем более, развитию.
В
заключение, стоит использовать цитату Константина Дмитриевича Ушинского – писателя, педагога-основоположника научной
российской педагогики, в целях
предотвращения возможных недисциплинированных поступков:
«Если
мы ввели порядок и стройность в занятиях, не оставляя ни на одну минуту ни
одного дитя без дела; если мы сумели сделать занятия занимательными для
ребенка, внушили детям уважение к исполнению своих обязанностей, сделали эти
обязанности не слишком трудными; если, наконец, нравственная природа наша
такова, что дети могут полюбить нас - то классная дисциплина в наших руках», -
Константин Дмитриевич Ушинский «Избранные педагогические сочинения»
Список литературы:
- Бобков Ф.А., Марьенко И.С. «Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников» // М.: Просвещение, - 2012
- Карбышева Т.В. «Педагогическая и социальная дезадаптация подростков как психолого-педагогическая проблема современной школы» // М.: Наука, - 2015
- Савин. Н.В. «Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности» // М.: Просвещение, - 2008
- Шамова Т. И., Нефедова К. А. «Воспитание и обучение» // М.: Просвещение, - 2009
Комментарии: