» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Прокофьева Валентина Алексеевна, Магистрант
Рубрика: Науки о земле
Название статьи: Роль оценочных данных при управлении землепользованием
Дата публикации: 8.04.2019
УДК 332.6
РОЛЬ ОЦЕНОЧНЫХ ДАННЫХ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕМ
Прокофьева Валентина Алексеевна
магистрант
Московского государственного
университета
по землеустройству, г. Санкт-Петербург
Аннотация. Современный этап
земельных преобразований выдвинул на первый план задачи перехода к
экономическим методам управления земельными ресурсами, создания и обеспечения
функционирования рынка земли, введения механизма оценки стоимости земли. В
связи с этим оценочные данные приобретают особую значимость для реализации
земельной политики.
Ключевые слова: экономический метод, платность, кадастровая оценка, рынок
земли, землепользование.
До распределения земельного фонда Российской
Федерации на семь категорий существующие нормативные акты не запрещали
практически никаких операций с землёй. Земля выступала, как единый массив без
выделения экономически более эффективных территорий. Так, например, те, кто
решился вести индивидуальное хозяйство сталкивались с немалыми трудностями:
выделялись не самые качественные земли или неудобно расположенные земельные
участки, отсутствовала государственная поддержка, что в скором времени
приводило к банкротству и фермерство сошло на нет. Однако в 2001 году был
принят Земельный кодекс, способствующий развитию и поддержке стабильности землепользования.
Управление землепользованием представляет собой
организованную деятельность специально уполномоченных органов исполнительной
власти, направленную на обеспечение надлежащими условиями всех субъектов
земельных отношений для рационального использования и охраны земель вне
зависимости от форм собственности. Это целенаправленная деятельность
компетентных органов по принятию экономико-правовых мер, которые могли бы
способствовать рациональному использованию земель и их охраны. Государственные
органы, осуществляющие управление и земельный надзор, исполняют свои функции различными методами:
экономическими, административными и организационно-правовыми.
Экономический метод предполагает платность за
использование земель, экономическое стимулирование эффективности деятельности в
области землепользования, право собственности на землю, оборот сделок с землей
при сохранении ответственности владельцев за рациональное использование
ресурса, нормирование и лимитирование в сфере землепользования.
Существенную роль в ускорении
социально-экономического развития играет определение и регулярная корректировка
уровня земельных платежей в рамках проводимой земельной политики. Несмотря на
то, что в РФ совершаются сделки с землёй и их число постоянно увеличивается,
эти данные пока трудно использовать для целей оценки земли и налогообложения.
Исходя из этого особую значимость приобретают
работы, проводящиеся по государственной кадастровой оценке земель, в ходе
которых определяется кадастровая стоимость земельных участков. При этом
кадастровая стоимость является расчётной величиной, отражающей представления о
полезности и ценности земельного участка при существующем его
использовании. С 2000 года в РФ
проводится государственная кадастровая оценка земель, результаты которой положены
в основу новой системы налогообложения земель.
Проведение государственной кадастровой оценки
земель позволяет создать механизмы, обеспечивающие базу налоговой и
инвестиционной политики; способствует повышению эффективности управления
земельными ресурсами; даёт возможность вовлечь земли в
хозяйственно-экономический оборот, тем самым увеличивая доходную часть
бюджетов. Так как государственная кадастровая оценка земель основывается на
классификации земель по целевому назначению и видам функционального использования,
для определения кадастровой стоимости земель различных категорий используются
различные методические подходы, которые обеспечивают прозрачность систем
налогообложения земли на всей территории страны.
Оценка земель городских и сельских поселений,
садоводческих, огороднических объединений осуществляется на основании
статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах
недвижимости. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий
вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется
на основе капитализации расчётного рентного дохода.
Платное землепользование и регулирование
принципов налогообложения земель, развитие земельного рынка, участниками которого
являются государство, граждане и юридические лица, требуют создания
качественной системы оценки земель. Динамика поступления сбора земельных
платежей, состоящих из земельного налога и арендной платы, показывает, что они
постоянно растут и являются надёжным источником поступления бюджетных средств
как для федерального бюджета, так и для бюджетов субъектов РФ.
Однако кадастровая оценка земель представляет
собой комплексную оценку земель по состоянию на определённую дату, поэтому для
определение стоимости объекта в условиях рынка на сегодняшний день, используют
рыночную оценку. Алгоритм проведения двух видов оценки схожий, но анализ рынка,
расчёт стоимости и контроль качества осуществляется по-разному. Целью
кадастровой оценки является справедливая и эффективная оценка земель в целях
налогообложения. Рыночная же оценка проводится при совершении конкретных сделок
(купля-продажа, сдачи в аренду, залог).
Землепользование в городских поселениях в
большинстве стран мира регулируется законами рыночных отношений. При этом в
механизмы рыночных отношений включены не только смена собственника земли, но и
временная передача ее в пользование.
Рынок земли неотъемлемый компонент общей рыночной
системы, который способствует достижению необходимых пропорций между факторами
производства и реализации единого цикла товарного и денежного обращения, в
установке равновесных цен и конкуренции за инвестиции, удовлетворение которых
невозможно без изменения существующего использования (функции и характера
улучшений) земли.
Поэтому на современном этапе развития
земельно-имущественных отношений успешное решение задач повышения эффективности
земельно-оценочных работ для управления земельными ресурсами зависит от
выработки новых подходов в области формирования комплексных земельно-оценочных
показателей для осуществления налоговой политики государства, с одной стороны,
и для получения достоверных земельно-оценочных показателей при совершении
различных сделок с землей, с другой стороны.
Список литературы:
- Оценка земли / В.П. Антонов и др.; под общ. ред. Антонова В.П. – Владимир: Посад, 1997. – 288 с.
- Чешев, А.С. Земельный кадастр: учебник для вузов / А.С. Чешев. – М.: ПРИОР, 2000. – 368 с.
- История земельных отношений и землеустройства / под ред. А.А. Варламова. – М.: Колос, 2000. – 336 с.
- Воронцов, А.П. Кадастровая оценка земли: учеб. пособие / А.П. Воронцов. – М.: ЭКМОС, 2002. – 240 с.
- Ломакин, Г.В. Оценка земли и иной недвижимости: учеб.-практ. пособие / Г.В. Ломакин. – М.: ГУЗ, 2001. – 212 с.
- Коптев-Дворников, В.Е. Оценка земель сельскохозяйственных предприятий: учеб. пособие / В.Е. Коптев-Дворников, Ю.А Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 119 с.
- Тарасевич, Е.И. Оценка недвижимости / Е.И. Тарасевич. – СПб.: СПбГТУ, 1997. – 422 с.
- Нагаев, Р.Т. Управление земельными ресурсами и развитие рынка земли в городах. Теория, анализ, практика. / Р.Т. Нагаев, Л.Г. Ибрагимов; под ред. Р.Т. Нагаева. – Казань: Изд-во «Дом печати», 1998. – 134 с.
Комментарии: