» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (32) 2019
Автор: Новицкая Виктория Викторовна, магистрант
Рубрика: Науки о земле
Название статьи: Зоны с особыми условиями использования территории: внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости
Дата публикации: 7.11.2019
УДК 332.3
ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ: ВНЕСЕНИЕ СВЕДЕНИЙ В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР
НЕДВИЖИМОСТИ
Новицкая Виктория Викторовна
Стулова Дарья Вячеславовна
магистрант
Тверской
государственный технический университет, г. Тверь
Аннотация. В
статье проанализированы положения
Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от
03.08.2018 № 342-ФЗ в части внесения сведений о зонах с особыми условиями
использования территории в Единый государственный реестр недвижимости.
Рассмотрен механизм внесения сведений о таких зонах в кадастр недвижимости и
реестр границ, а также перечень необходимых сведений. Выявлены положения,
которые теперь применяются к зонам с особыми условиями территории, которые были
установлены до принятия данного федерального закона.
Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территории, Единый государственный
реестр недвижимости, внесение сведений, правообладатель, земельный участок.
С принятием Федерального закона «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации»от 03.08.2018 № 342-ФЗ Земельный кодекс РФ был дополнен главой XIX, которая установила
единое правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий
(далее - ЗОУИТ). Закон ввел такие важные
положения как:
- правило о существовании вновь устанавливаемых ЗОУИТ только с момента внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН);
- внесение к 2022 сведений обо всех ранее установленных ЗОУИТ в ЕГРН;
- введение возможности выкупа земельного участка;
- детализация порядка возмещения убытков [1].
Но в то же время законодатель так и не сформулировал
определение и признаки ЗОУИТ. В новой ст.105 ЗК РФ приведен перечень ЗОУИТ,
состоящий из 28 позиций, а в ст. 104 ЗК РФ указываются лишь цели установления
ЗОУИТ [2]. На основании положений этих статей можно выделить следующие признаки
ЗОУИТ:
1. наличие пространственных границ;
2. существование ограничений прав на земельные участки (в
части использования или размещения объектов капитального строительства (далее -
ОКС), использования участков для определённых видов деятельности), попадающие в
ЗОУИТ, которые устанавливаются не в пользу конкретного лица;
3. установление их в связи с существованием определённых
объектов капитального строительства, территорий, природных объектов;
4. установление их в публично-значимых целях: либо
необходимость охраны указанных объектов капитального строительства, территорий,
природных объектов, либо, наоборот, необходимость обеспечения безопасной
эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.
На основании вышеперечисленных признаков можно сказать, что
ЗОУИТ – это территории, в границах которых в публично-значимых целях
устанавливаются ограничения использования земельных участков, направленные на
охрану определённых ОКС, территорий, природных объектов, а также обеспечение
безопасной эксплуатации определённых объектов для защиты жизни и здоровья граждан.
Новая статья 106 ЗК РФ гласит, что ЗОУИТ и ограничения
использования земельных участков в таких зонах считаются установленными или
изменёнными со дня внесения сведений или соответствующих изменений в сведения о
такой зоне в ЕГРН [2]. Данное положение является определяющим, поскольку ранее,
несмотря на предписания п.п. 2 и 6 ст. 56 ЗК РФ, в соответствии с которыми
ЗОУИТ являются обременением земельного участка и подлежат регистрации, у
государственных органов и судов сформировалась позиция, в соответствии с
которой ЗОУИТ существует вне зависимости от государственной регистрации.
Например, в отношении охранных зон суды указывали, что создание охранной зоны и
ограничения по использованию земельного участка в охранной зоне связаны с самим
фактом существования опасного объекта, а не с регистрацией охранной зоны.
Однако данный подход нарушал права правообладателей участков и объектов
капитального строительства, которые заказав выписку из ЕГРН, не могли получить информацию о попадании объектов недвижимости
в ЗОУИТ [3].
В настоящее время механизм внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ
следующий (рисунок 1).
Рисунок 1. Механизм внесения сведений о ЗОУИТ в
ЕГРН
Согласно ст. 8 Федеральный закона "О государственной
регистрации недвижимости" от 13.07.2015 № 218-ФЗ сведения о том, что
земельный участок полностью или частично расположен в границах ЗОУИТ,
включаются в кадастр недвижимости [4]. Также в соответствии со ст. 10
указанного закона в реестр границ вносятся следующие сведения о самих ЗОУИТ:
- индивидуальные обозначения таких зон (вид, тип, номер, индекс);
- описание местоположения границ таких зон;
- наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон;
- реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений;
- реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;
- содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон.
- реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации, игорной зоны [5].
Правообладатели земельных участков и расположенных на них
объектов недвижимого имущества, находящихся в границах ЗОУИТ, должны быть
уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о такой зоне в ЕГРН или
о соответствующих изменениях таких сведений.
Также Федеральным законом «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» № 342-ФЗ предусмотрен ряд значимых условий об установленных
до 3 августа 2018 года границам ЗОУИТ («старые» ЗОУИТ):
1. До 1 января 2022 года «старые» ЗОУИТ считаются
установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие
зоны установлены в соответствии с действующим на момент их установления
законодательством одним из следующих способов:
- решением исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления);
- согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ ЗОУИТ;
- нормативным правовым актом, предусматривающим установление ЗОУИТ в границах, установленных указанным актом, без принятия решения об установлении таких зон или согласования границ;
- решением суда [1].
Данное регулирование направлено на то, чтобы не только
установленные ЗОУИТ были внесены в ЕГРН,
но и на то, чтобы со временем стали общедоступными и сведения о «старых» ЗОУИТ.
Для достижения указанной цели правообладатели ОКС, в связи с
размещением которых установлена ЗОУИТ, а при отсутствии таких правообладателей
или в случае установления ЗОУИТ по основаниям, не связанным с размещением ОКС,
органы государственной власти (местного самоуправления) должны направить в
Росреестр документы, необходимые для внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН, в целях
обеспечения внесения данных сведений в срок не позднее 1 января 2022 года. При
этом указанный срок на внесение в ЕГРН сведений установлен как пресекательный:
после 01.01.2022 «старые» ЗОУИТ, которые не внесены в ЕГРН, не будут считаться
установленными (существующими).
2) По общему правилу «старые» ЗОУИТ считаются
установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении
требованиям, установленным в соответствии со ст. 106 ЗК РФ, и внесение
изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких
зон и (или) их границ не требуется, за исключением прямо указанных случаев. К
таким случаям относятся:
- установление требований к предельным размерам зоны;
- установление требований к правилам определения размера зоны;
- установление перечня ограничений использования участков, отличных от установленных на дату установления ЗОУИТ [1].
В таком случае необходимо выполнить следующие положения:
1. До 1 января 2022 года правообладатели ОКС, в связи с
размещением которых установлены ЗОУИТ, обязаны обратиться в уполномоченные в
отношении ЗОУИТ органы с заявлением об изменении ЗОУИТ;
2. Если новым положением о ЗОУИТ установлены требования к
предельным размерам указанной зоны, которые меньше, чем размер ранее
установленной зоны, либо не предусмотрены ограничения использования участков,
которые были ранее установлены, с заявлением об изменении ЗОУИТ в
уполномоченные органы вправе обратиться иные заинтересованные граждане,
юридические лица, органы государственной власти (местного самоуправления);
3. Изменения в решения об установлении ЗОУИТ или новые
решения об установлении ЗОУИТ должны быть приняты уполномоченными органами в
срок не более чем один месяц со дня поступления заявлений или до 1 января 2022
года при отсутствии правообладателей ОКС или в случае установления ЗОУИТ по
основаниям, не связанным с размещением таких ОКС, в соответствии с предельными
размерами зон и перечнем ограничений использования земельных участков из новых
положений о ЗОУИТ.
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод,
принятый 3 августа 2018 года Федеральный закон № 342–ФЗ установил общее
регулирование правового статуса зон с особыми условиями использования
территорий. До его принятия в законодательстве лишь разрозненно содержались
некоторые общие положения о таких зонах, а их правовой статус регулировался отдельными
нормативно-правовыми актами в отношении конкретных видов зон, что существенно
затрудняло применение этих положений и приводило к многочисленным судебным
спорам. Закон четко установил, какие из норм применяются только в отношении
вновь устанавливаемых ЗОУИТ и как применять новое законодательство в отношении
ранее возникших ЗОУИТ с учётом переходных положений. Самым важным изменением в
области внесения сведений в ЕГРН стало то, что такие зоны и ограничения
использования земельных участков в этих зонах считаются установленными,
изменёнными со дня внесения сведений о ЗОУИТ, соответствующих изменений в
сведения о такой зоне в ЕГРН. Таким образом, сведения об установлении,
изменении, прекращении ЗОУИТ станут общедоступными, а правообладатели должны будут
в течение трёх лет со дня установления соответствующей зоны привести разрешённое использование земельных
участков или параметры ОКС в соответствие с ограничениями использования
земельных участков в границах ЗОУИТ, либо снести такие ОКС.
Список литературы:
- О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер.закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «Консультант Плюс».- Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения: 24.10.2019 г.).
- Земельный Кодекс РФ [Электронный ресурс]: Федер. закон от от 25.10.2001 № 136-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «Консультант Плюс».- Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 24.10.2019 г.).
- Особые зоны дополнительных ограничений и специальных режимов [Электронный ресурс]// офиц. сайт/ Качкин и Партнеры/ Статьи - Режим доступа: https://www.kachkin.ru/2019-glava-1-1-4 (дата обращения: 24.10.2019 г.).
- О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: Федер.закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / Компания «Консультант Плюс».- Электрон.дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182661/ (дата обращения: 24.10.2019 г.).
- Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]// офиц.сайт/ Росреестр. - Режим доступа: https://rosreestr.ru/site/ (дата обращения: 24.10.2019 г.).
Комментарии: