» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Леонтьева Анастасия Алексеевна , студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Эмоционально-волевые качества личности У сотрудников МЧС

Статья просмотрена: 1715 раз
Дата публикации: 15.01.2020

УДК 159.99

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У СОТРУДНИКОВ МЧС

Леонтьева Анастасия Алексеевна

студент

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровский государственный университет, г. Новокузнецк

 

Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса влияния стажа работы на эмоционально-волевые качества личности сотрудников МЧС, а также влияние возраста на эмоционально-волевые качества личности сотрудников МЧС. Сделаны выводы о том, что стаж работы и возраст влияют на эмоционально-волевые качества личности сотрудников МЧС.

Ключевые слова: эмоционально-волевые качества, эмоции, воля.

 

В России, а непосредственно в Кемеровской области, увеличилось число чрезвычайных ситуаций (ЧС), поэтому данная тема является актуальной. От оперативности оказываемой помощи лицам, которые подверглись воздействию ЧС, и от профессионализма спасателей МЧС будет зависеть здоровье и жизнь тысяч людей. От профессиональной деятельности сотрудников МЧС России в определенных чрезвычайных ситуациях, которая характеризуется существенным влиянием стрессовых факторов, они оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу сотрудников, а это, в свою очередь, требует от сотрудников МЧС высокого уровня профессионализма, эмоционально-волевой устойчивости и повышенное требование к психологическим качествам.

Эмоционально-волевые качества личности – это познание своих эмоциональных состояний, доминирующих чувств, способ реагирования в стрессовых ситуациях, умение проявлять упорство, настойчивость, целеустремленность. Отдельно необходимо рассмотреть определение эмоции и воли.

Исследованием эмоций занимались подобные выдающиеся зарубежные и отечественные психологи как А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. К. Анохин, Г. Спенсер и прочие. Но мы остановимся на определении эмоций авторами которых являются: А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн.

Эмоции в психологии – это переживания, протекающие в форме переживаний, которые отражают значимость личности, а также ее оценка внешних и внутренних обстоятельств. Поэтому наиболее важной характеристикой эмоций выступает их субъективность.

С. Л. Рубинштейн полагает, что эмоции обладают некоторыми типичными только им признаками. Примером может послужить отличие от восприятий, отражающих содержимое объекта. В этом случае эмоции отображают состояние субъекта и его связь с объектом. Кроме того, эмоции отличаются отрицательными и положительными знаками. Эмоции могут стремиться к тому, что более приемлемо для чувств. Это указывает на то, что эмоции в жизни человека играют важную роль: различные потребности и эмоциональные переживания побуждают человека к действию. По словам С.Л. Рубинштейна эмоции являются отношением человека к миру, а также его чувства и действия в виде какого-то определенного переживания.

А.Н. Леонтьев считает, что эмоции появляются как оценка расхождения между мотивом и целью. То есть эмоция осуществляет функцию оценки, оценивает то, насколько человек приблизился к удовлетворению собственной потребности. Наиболее продолжительные по времени эмоции наиболее сильно выражены, которые показывают себя во внешнем поведении. Под эмоциональными процессами понимают психические процессы, которые выражены переживаниями, отражают значимость личности и оценивают внутренние и внешние обстоятельства в жизни человека. Автор отнес к эмоциональным процессам:

  1. Эмоции. Они выражаются в длительном состоянии, которое часто слабо выражено во внешнем поведении человека.
  2. Аффекты. Они отличаются кратковременным воздействием, но очень сильные эмоциональные переживания, которые могут меняться. Сюда можно отнести, например, воспитание.
  3. Чувства. Они выражаются в предметном характере. Который возникает в следствии обобщения эмоций.

Теперь рассмотрим определение воля. Она представляет собой сознательное регулирование человеком собственной деятельности и поведения, которое выражается в умении справляться с внутренними и внешними трудностями во время совершения целенаправленных поступков и деяний [3].

Важнейшей функцией воли является сознательное регулирование активности в трудных жизненных ситуациях. Основой данной регуляции является взаимодействие процессов торможения и возбуждения нервной системы. Поэтому выделяется две другие функции воли — активизирующая и тормозящая.

В волевой регуляции выделяют основные компоненты поведения (Р.С. Немов):

  1. Цель – психическое представление о будущем результате деятельности либо действия в целом.
  2. Операция – структурная единица действия.
  3. Ориентировочная основа деятельности – система представления о цели, о порядке ее достижения и о необходимых для этого средств.
  4. Умение – способность выполнять определенные действия.
  5. Навык – автоматизированная система движений человека, протекающих быстро, без сознательного контроля со стороны самого человека и всегда неизменно приводящих к определенному, заранее известному результату.

Естественнонаучная трактовка воли, которая является одной из первых, принадлежит И.П. Павлову. Он разбирал волю, как «инстинкт свободы», которая проявляется как активность живого организма во время встречи с препятствиями, ограничивающими активность. Преграда для поступка человека может являться внешнее препятствие, которое ограничивает внешнюю активность, а кроме того, его собственные знания, интересы и другое. По мнению И.П. Павлова, воля может проявляться ответной реакцией на действующий стимул. Подводя итог данной работе о воле, можно выделить следующее, что человеческая воля имеет зависимость от внешних факторов, а значит, волевое действие не может полностью зависеть от человека.

Согласно мнению А. Н. Леонтьева о воле, можно сказать, что он рассматривал данное понятие в «широком значении», а именно, что процесс формирования личности может быть представлен как развитие воли. Воля не является началом личности, это лишь одно из ее выражений. Данное выражение определяется строением целостных деятельностей субъекта. Из этого следует, для того чтобы полностью раскрыть проявление воли человека, ее необходимо рассмотреть на уровне деятельности. Воля является важным качеством человека, без которого невозможно было бы достигать целей, человек всегда ставит перед собой в течении своей жизни.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что эмоции играют значительную роль в развитии волевых качеств. Эмоционально-выразительные движения человека (жестикуляция, мимика и др.) – осуществляют функцию общения, которая означает, что человеку приходит информация, она сообщает о состоянии говорящего, а также о его отношении к происходящему в настоящее время, кроме того, функцию воздействия или оказание определенного воздействия на субъект, воспринимающий эмоционально-выразительные движения. Воля помогает человеку не поддаваться эмоциям, а также контролировать их. Следовательно, эмоционально-волевые качества являются особенностью человека, которые характеризуют динамику, качество и содержание его чувств и эмоций.

Теперь прейдем непосредственно к особенностям эмоционально-волевых качеств личности у работников МЧС. Осуществляя свой профессиональный долг, работники МЧС, имеют постоянный контакт с людьми, которые находятся в постоянной стрессовой ситуации, а также со своими коллегами, они представлены взаимодействующими органами и службами, журналистами. Во всех типичных обстоятельствах человеческое общение зачастую дает испытание психике «на прочность», которые создают ситуации, чтобы породить напряженность и тревогу, нарушение эмоционального состояния. Такие ситуации часто приводят к нарушению внимания, перенос его на внутренние состояния и процессы, понижению само мотивации, а также отрицательно сказывается на исполнении должностных задач.

Одним из существенных показателей психологической подготовленности работников МЧС к профессиональной делу выступают эмоционально-волевые качества личности. Под этим подразумевается возможность не потерять психическое состояние в трудных ситуациях, подходящее для благополучной работы. Эмоционально-волевые качества личности проявляются:

  • натренированность в безупречном исполнении профессиональных действий в психологически трудных ситуациях;
  • психологическое не реагирование сотрудника в экстремальных условиях, так как данные реакции снижают эффективность действий, а также способны породить ошибки;
  • натренированность в безупречном исполнении профессиональных поступков в психологически трудных ситуациях;
  • уметь сохранить бдительность в профессиональной сфере, во время проявить рациональную настороженность и внимательность к возможному риску;
  • не уступать психологическому давлению третьих лиц;
  • во время провоцирующей ситуации, конфликта и психологического напряжения контролировать свое настроение и считаться с мнением окружающих и требованиями ситуации.

Для сотрудников МЧС особенно нужен четкий самоконтроль, большое самообладание, также они должны уметь быстро принимать оперативные и правильные решения, руководить должностными операциями, уметь справляться со своими эмоциями и поведением. Если сотрудник МЧС не может психологически реагировать на те или иные ситуации, то это может привести к плачевным последствиям не только для него самого, но и окружающих его людей. Кроме того, если сотрудник МЧС е может управлять собственными эмоциями, тогда это понизит возможность к социально-психологической адаптации личности в определенных ситуациях, тем самым является тяжелой помехой для осуществления ее жизненного потенциала.

Проведя научно-исследовательскую работу, значимость которой была в том, чтоб определить степень значимости стажа работы и возраста сотрудников МЧС на их эмоционально-волевые качества, были сделаны выводы, что стаж и возраст значительно влияют на эмоционально-волевые качества личности сотрудников МЧС. Гипотеза работы была следующей, существуют значимые различия в показателях эмоционально-волевых качеств личности у сотрудников МЧС с разным стажем и возрастом, а именно:

  1. В подгруппе с наименьшим стажем работы менее выражена внимательность, управление своими эмоциями, и более выражена само мотивация, энергичность, чем у подгруппы с наибольшим стажем;
  2. В подгруппе с наибольшим возрастом менее выражена инициативность и эмпатия, а более выражена настойчивость и выдержка, чем у подгруппы наименьшего возраста.

Для исследования была взята возрастная периодизация по Э. Эриксону, куда входили референтные группы, состоящие из 20 человек, а они в свою очередь подразделялись на 2 группы с различным возрастом и стажем, кроме тогодве группы подразделялись еще две подгруппы с наименьшим и наибольшим стажем работы, также наименьшим и наибольшим возрастом.

При статическом анализе были использованы такие методы, как теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, математико-статическая обработка данных (по t-критерию Стьюдента).

В процессе исследования гипотеза о том, что существуют значимые различия в показателях эмоционально-волевых качеств личности у сотрудников МЧС с разным стажем и возрастом подтвердилась частично. А именно:

  1. В подгруппе с наименьшим стажем работы более выражена внимательность, управление своими эмоциями, и более выражена мотивация, чем у подгруппы с наибольшим стажем;
  2. В подгруппе с наибольшим возрастом менее выражена инициативность, эмпатия и менее выражена настойчивость, чем у подгруппы с наименьшим возрастом.

Можно сделать вывод о том, что стаж работы и возраст сотрудников МЧС несомненно влияют на эмоционально-волевые качества.

Список литературы:

  1. 1. Боковиков. А. М. Энциклопедия глубинной психологии: учебное пособие // Москва: «Когито-Центр» 2002 г. 190-197 с. 2. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Издательство Московского Университета: 1971 г. 9 – 10 с. 3. Маклаков А. Г. Общая психология // Москва: «Питер», 2008 г. 530с. 4. Немов Р. С. Психология: учебное пособие // М.: ВЛАДОС, 2003 г. 436-456 с. 5. Николаева. Е. Психофизиология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // Питер: «Питер», 2019.г. 703с. 6. Рыжова Н. В. Логопсихология: учебное пособие // Ярославль: «Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского», 2010 г. 139с. 7. Изард К. Э. Психология эмоций // Перев. с англ. – СПб: «Питер», 1999 г. 464с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: