» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020
Автор: Бражникова Виктория Вячеславовна, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Конфликт на государственной гражданской службе: понятие и виды
Дата публикации: 2.02.2020
УДК 342.59
КОНФЛИКТ
НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Бражникова
Виктория Вячеславовна
магистрант 3 курса
Владимирского филиала Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Владимир
Аннотация. Реформирование
институтов публичного управления обуславливает необходимость междисциплинарного
исследования проявлений конфликтогенности в органах публичной власти. Требуется
анализ сущности конфликтов, возникающих на государственной службе, для
последующей выработки практических рекомендаций по их урегулированию.
Ключевые слова: конфликт,
виды конфликтов, государственная гражданская служба.
Теоретический анализ социально-правовой
категории «конфликт на государственной гражданской службе» подразумевает
уточнение и интерпретацию фундаментальных понятий, используемых в юридической,
политологической, социологической, психологической литературе. Логика научного
исследования диктует необходимость рассмотреть общие аспекты такого явления как
«конфликт», охарактеризовать его и только затем перейти к анализу конфликта на
государственной службе.
В настоящей работе термин «конфликт» мы будем
трактовать в соответствии с его словарным значением, а именно как столкновение,
серьёзное разногласие, спор.
Представляется важным для дальнейших рассуждений
описать структуру конфликта. Помимо собственно конфликтной ситуации, структуру
конфликта образуют такие элементы, как: участники конфликта, объект конфликта,
инцидент, конфликтное поведение и некоторые иные.
Термин «юридический конфликт», несмотря на
широкую распространенность в научных исследованиях, не имеет однозначной
трактовки в литературе. На наш взгляд, наиболее общее определение,
синтезирующее различные признаки рассматриваемого явления, предложено в работе
А.Г. Бахтановой. Под юридическим конфликтом она понимает «противоборство
субъектов права с противоречивыми правовыми интересами, возникшее в связи с
применением, изменением, нарушением либо толкованием права, а также любой
социальный конфликт, который имеет хотя бы один элемент, обладающий юридической
характеристикой и завершающийся юридическим способом» [1, с. 252].
Определившись с тем, что следует понимать под
правовым (юридическим) конфликтом, следует остановиться на характеристике
конфликта, возникающего в сфере государственной службы.
Как указывает А.В. Соловьев, «в системе
государственной гражданской службы конфликтным потенциалом обладают следующие
отношения:
- административно-служебные отношения – между гражданскими служащими и нанимателем как лицом, представляющим интересы государства;
- трудовые отношения – между гражданскими служащими как работниками и нанимателем;
- гендерные отношения – между мужчинами и женщинами, занятыми на государственной гражданской службе;
- властно-распорядительные отношения – возникающие, с одной стороны, между чиновниками, обладающими властью принятия управленческого решения или распоряжения материальными средствами, а с другой – с клиентами, которые выступают в качестве лиц, заинтересованных в удовлетворении их притязаний» [5, с. 9].
Эксперты приводят следующий перечень типовых
ситуаций, где публичные служащие сталкиваются с конфликтами: в рамках служебной
подчиненности, в рамках взаимодействия с гражданами и представителями
юридических лиц, в рамках процессуального взаимодействия в суде и иных
юрисдикционных органах [3].
Вполне очевидно, что конфликт на государственной
службе относится к числу конфликтов в государственно-административной сфере,
более того – между указанными явлениями имеется родовидовая связь. Попытка
общетеоретического осмысления конфликтов в государственно-административной
сфере предпринята С.Н. Силиной [4]. Конфликты в государственно-административной
сфере она делит на следующие группы: конфликты на уровне государства, конфликты
на уровне организации государственно-административной сферы, конфликты на
уровне государственного органа. Конфликты, возникающие на государственной
службе, целесообразно отнести к последней группе.
В исследованиях по социологии социальный
конфликт в государственной гражданской службе определяется как «проявление
обострения осознанного противоречия в развитии социально значимых процессов при
исполнении гражданскими служащими должностных обязанностей, обеспечивающих
реализацию целей государственного управления в условиях трансформации как
социальных условий, так и структуры российского общества» [2, с. 11]. Нам
представляется эта дефиниция не безупречной по ряду обстоятельств.
Следует обратить внимание на недостатки
приведённого определения: во-первых, избыточным является указание на цель
исполнения гражданскими служащими своих обязанностей, поскольку конфликты могут
возникать даже в том случае, если данная цель не достигается, или эта цель
является мнимой; во-вторых, сомнительным кажется определение временных границ,
когда возможен конфликт («трансформация социальных условий и структуры
общества»), поскольку конфликты могут возникнуть и в период относительно
стабильного функционирования публично-властных институтов. На наш взгляд,
существенным в определении конфликта на государственной службе является не его
предмет (конфликт может возникать в связи с противоречием корыстных интересов,
разнообразным толкованием норм права и т.д.) и время возникновения, а круг и
статус субъектов, задействованных в нём.
Исходя из изложенного, под конфликтом
на государственной гражданской службе мы будем понимать разногласие, активную
стадию развития противоречия, возникающего между государственными гражданскими
служащими, между государственным гражданским служащим и нанимателем
(представителем нанимателя), между государственным гражданским служащим и
гражданином в процессе прохождения государственной службы, а также в связи с
поступлением на государственную гражданскую службу и её прекращением. Иными
словами, конфликт на государственной службе – это разновидность социального
конфликта, почти всегда имеющего юридическую природу, одним из участников
которого является государственный служащий.
Следует остановиться на классификации
конфликтов, возникающих в системе государственной службы. Самая общая
классификация конфликтов в системе государственной службы в зависимости от
сферы предполагает их деление на внутренние (внутриорганизационные) и внешние
(то есть выходящие за пределы административного органа).
В зависимости от предмета конфликта их можно
разделить на конфликты интересов (экономические) и конфликты права (юридические).
В то же время следует отметить, что конфликт интересов в рамках этой
классификации не сводится к узколегальному пониманию, известному
антикоррупционному законодательству.
Необходимо пояснить, что в
административно-правовой практике имеют место служебные споры, возникающие в
связи со следующими конфликтующими интересами государственного служащего и
представителя нанимателя:
«а) размеров соответствующих доплат
государственному служащему, связанных с условиями его труда и эффективностью
(результативностью) его труда;
б) режима рабочего времени и отдыха
государственного служащего;
в) условий труда государственного служащего
(соблюдения санитарно-гигиенических норм, технического обеспечения и пр.)» [6].
В строгом (формально-юридическом) смысле эти споры
не связаны с «конфликтом корыстных интересов», а являются разновидностями
индивидуальных служебных споров.
В зависимости от уровня управления, на котором
возникает конфликт, можно выделить государственно-служебные конфликты,
возникающие на федеральном уровне, и государственно-служебные конфликты,
возникающие на уровне субъектов Российской Федерации.
В зависимости от характера способа разрешения
конфликта государственно-служебные конфликты можно разделить на правовые и
неправовые.
Обобщение и анализ специальной
литературы позволили выявить проблему, заключающуюся в том, что классификация
конфликтов на государственной службе, как правило, осуществляется без учёта
специфики нормативно-правового регулирования сферы государственно-служебных
отношений, а также остаются без внимания достижения современной конфликтологии.
Учитывая это, основываясь на материалах публично-управленческой практики и
научной литературы, мы предлагаем следующую классификацию рассматриваемых
конфликтов исходя из разных классификационных позиций. Такими основаниями для
классификации являются следующие критерии: сфера конфликта
(внутриорганизационные и внешние), количество участников (двусторонние и
многосторонние), характер способа разрешения конфликта (юридический и
неюридический), предмет (конфликты интересов (экономические) и конфликты права
(юридические), уровень управления (федеральный или субъектов РФ).
Конфликт, бесспорно, естественное явление,
имеющее некоторые позитивные черты. В то же время негативные последствия
конфликтов очевидны: дестабилизация работы публичного органа, принятие
государственными служащими и закрепления агрессивных поведенческих стереотипов,
что ведет к неприятным последствиям для реализации целей публичной службы.
Список литературы:
- Бахтанова А.Г. К вопросу о понятии юридического конфликта / А. Г. Бахтанова // Вестник ТГУ. – 2011. – №6. – С. 252-256.
- Лобанов П.А. Управление конфликтами в государственной гражданской службе Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. / Лобанов П.А. – М.: РАГС при Президенте Российской Федерации, 2009. – 24 с.
- Нигматуллин Ф. О перспективах применения медиации в сфере деятельности государственных служащих // [Электронный ресурс] URL: http://www.mediatio.biz/publications/p1/n66/ (Дата обращения: 11.01.2020 г.).
- Силина С.Н. Конфликты в государственно-административной сфере // Вестник Калининградского юридического института МВД России. – 2010. – №2 (20). – С. 80-85.
- Соловьев А. В. Конфликты на государственной службе: типология и управление: учебно-практическое пособие / А.В. Соловьев. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Проспект, 2017. – 272 с.
- Соловьев А.В. Третий лишний? Уместность процедуры медиации в конфликтах гражданских служащих // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2010. – №12.
Комментарии: