» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Марданова Сабина Равилевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Работа педагога по воспитанию интереса к школе и учению у детей шестого года жизни

Статья просмотрена: 293 раз
Дата публикации: 11.02.2020

УДК 373.2

РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА
К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Марданова Сабина Равилевна

студент,

Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, г. Казань

 

Аннотация. В статье приводятся результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности работы по воспитанию интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Автором решаются следующие задачи: определяется исходный уровень интереса к школе и учению у дошкольников; организуется работа по воспитанию интереса к школе и учению у детей старшего дошкольного возраста; на основе результатов повторной диагностики производится анализ ее эффективности. Возможность практического применения результатов исследования определяется тем, что в нем экспериментально подтверждена эффективность плана работы по воспитанию у детей шестого года жизни интереса к школе и учению, который может быть использован в профессиональной деятельности педагогов ДОУ.

Ключевые слова: дети шестого года жизни, дошкольное образование, готовность к школе, интерес к школе, интерес к учению.

 

Одной из ключевых задач системы дошкольного образования является задача воспитания у детей интереса к школе и учению как элемента мотивационной готовности к обучению в школе. Значимость формирования у выпускника дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) интереса к школе обеспечивает не только большую успешность ребенка в процессе освоения образовательной программы начального образования, но и облегчает протекание адаптации будущего первоклассника к школе. В связи с этим, изучение педагогических условий воспитания такого интереса становится в настоящее время одним из наиболее актуальных проблем деятельности ДОУ. Ответы на возникающие в связи с этим вопросы, способствуют более эффективной реализации требований ФГОС по обеспечению преемственности между дошкольной ступенью обучения и начальной школой.

Целью статьи является опытно-экспериментальная проверка эффективности работы по воспитанию интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Объектом исследования являются дети шестого года жизни, предметом – воспитание интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. В ходе исследования решаются следующие задачи: определяется исходный уровень интереса к школе и учению у дошкольников; организуется работа по воспитанию интереса к школе и учению у детей старшего дошкольного возраста; на основе результатов повторной диагностики производится анализ ее эффективности. Методы проведения исследования включают ряд эмпирических (беседа, тестирование) и математических методов.

Предварительный теоретический анализ современных источников по проблеме позволил сделать вывод о том, что для успешного обучения в школе ребенок должен стремиться к школьной жизни, к выполнению ответственных поручений, к «серьезным» занятиям [2, с. 244]. На появление такого желания в значительной степени влияет отношение к учению близких взрослых, а также связанная с этим и осознаваемая дошкольником возможность сравняться в своем положении со старшими детьми и подняться на новую возрастную ступень. В результате образ жизни школьника как человека, занимающегося в общественном месте общественно оцениваемым и общественно значимым делом, осознается дошкольником как путь к взрослости [4, с. 193].

Педагогическими условиями, необходимыми для формирования у дошкольника интереса к школе и учению, выступают демократический стиль общения между детьми и педагогами; разнообразие форм занятий; ориентация на принципы деятельностного подхода; интеграция в занятия с дошкольниками учебного материала; взаимодействие с семьями воспитанников [3, с. 897]. Методы и приемы, применяемые для воспитания у детей интереса к школе и учению, должны дополнять друг друга: занятия по ознакомлению со школой необходимо сочетать с трудом, игрой и другими видами деятельности [1, с. 29].

На основе проведенного теоретического анализа была сформулирована гипотеза о том, что процесс воспитания у детей шестого года жизни интереса к школе и учению будет эффективным, если осуществлять его на основе использования игры как ведущего вида деятельности дошкольников; обеспечить реализацию педагогической технологии воспитания у детей интереса к школе и учению; организовывать работу с дошкольниками с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

Для проверки гипотезы было проведено опытно-экспериментальное исследование, включавшее три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), по 25 дошкольников в экспериментальной и контрольной группах. Для диагностики использовались методики «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина), позволяющая выявить уровень сформированности внутренней позиции школьника, интереса к школе и учению; «Выбор картинок» (С.Д. Забрамная), направленная на выявление интересов и предпочитаемых видов деятельности (игровая, трудовая, учебная) дошкольника.

На констатирующем этапе обнаружилось, что нулевой уровень готовности к школьному обучению и интереса к школе имеют 8% детей в экспериментальной группе и 4% в контрольной; к первому уровню отнесены 28% дошкольников в экспериментальной и 24% - в контрольной; ко второму – 64% в экспериментальной и 72% в контрольной. Игровую деятельность предпочитают 84% дошкольников в экспериментальной группе и 80% в контрольной; учебную – 16% в экспериментальной и 20% - в контрольной.

На основе проведенной диагностики на формирующем этапе был подготовлен и реализован план работы по воспитанию интереса к школе и учению у детей в экспериментальной группе. Были реализованы различные направления работы: создана предметно-пространственная развивающая среда, организован «Уголок школьника», направленный на развитие у детей интереса к школе и учению. В него были включены методические и развивающие пособия, оборудование для дидактических и сюжетно-ролевых игр на тему школы и школьной жизни, обучающие материалы, иллюстративный материал Работа по оформлению «Уголка школьника» проходила совместно с детьми.

В ходе работы были также проведены: экскурсия к зданию ближайшей к детскому саду школы; беседы о школе; просмотр презентаций о школе и школьной жизни; рассматривание иллюстраций и фотографий; чтение и обсуждение совместно детской художественной литературы о школьной жизни, разучивание стихов о школе (А. Барто, С. Маршак, З. Александрова и др.); организация изобразительной деятельности: сюжетная аппликация («Школьники»), рисование («Школа – где я буду учиться», «Мои впечатления от экскурсии к школе», «Иллюстрации к художественным произведениям о школе»), лепка из пластилина («Школьные принадлежности»).

Также, нами была организована образовательная деятельность, направленная на воспитание интереса к школе и учению. Занятия с детьми проводились один раз в неделю в течение всего периода формирующего эксперимента, были изученные следующие темы: «Какие бывают школы?», «История школы», «Школьные принадлежности», «Уроки и перемены», «Оценка», «Профессия «Учитель», «Что я знаю о школе?», «Прилежный ученик», «Как мои родители учились в школе», «Стихи и песни о школе».

Повторная диагностика, проведенная на контрольном этапе по окончанию работы, показала, что в экспериментальной группе не осталось дошкольников, которые имеют нулевой уровень интереса к школе (на 8% меньше); в контрольной группе таких детей 4% (без изменений). Первый уровень характерен для 20% детей в экспериментальной группе (на 8% меньше) и для 20% в контрольной (на 4% меньше); второй уровень – 72% в экспериментальной группе (на 8% больше) и 76% в контрольной (на 4% больше); третий уровень – 8% дошкольников в экспериментальной группе (на 8% больше). Игровую деятельность предпочитают 64% детей в экспериментальной группе (на 20% меньше) и 76% в контрольной (на 4% меньше); учебную – 36% детей в экспериментальной (на 20% больше) и 24% в контрольной (на 4% больше).

То есть, проведенная нами работа показала рост интереса детей, участвовавших в ней, к школе и учению, повышение у них стремления узнать больше о школьной жизни, о профессии учителя и учениках, постепенное формирование у них ориентации на школьный образ жизни, начало становления «позиции школьника». Результаты детей из контрольной группы изменились незначительно, что свидетельствует о положительном влиянии проделанной работы на процесс формирования у дошкольников интереса к школе и учению.

Таким образом, по результатам проведенного исследования сделан вывод о том, что процесс воспитания у детей шестого года жизни интереса к школе и учению действительно эффективен, если он осуществляется на основе игровой деятельности дошкольников; включает реализацию педагогической технологии воспитания у детей интереса к школе и учению; учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

Список литературы:

  1. Васина, Ю.М., Кокорева, О.И. Мотивационная готовность детей к школе: анализ проблемы психологического исследования и научная дискуссия // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия. – 2019. – С. 28-31.
  2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Академия, 2014. – 280 с.
  3. Козлова, Н.А., Забродина, И.В. Особенности формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе // Аллея науки. – 2018. - № 10. – С. 896-899.
  4. Кулагина, Н.В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М.: Академия, 2013. – 363 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: