» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020
Автор: Марданова Сабина Равилевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Работа педагога по воспитанию интереса к школе и учению у детей шестого года жизни
Дата публикации: 11.02.2020
УДК
373.2
РАБОТА
ПЕДАГОГА ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА
К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Марданова
Сабина Равилевна
студент,
Институт филологии и
межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, г. Казань
Аннотация. В
статье приводятся результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности
работы по воспитанию интереса к школе и учению у детей шестого года жизни.
Автором решаются следующие задачи: определяется исходный уровень интереса к
школе и учению у дошкольников; организуется работа по воспитанию интереса к
школе и учению у детей старшего дошкольного возраста; на основе результатов
повторной диагностики производится анализ ее эффективности. Возможность
практического применения результатов исследования определяется тем, что в нем
экспериментально подтверждена эффективность плана работы по воспитанию у детей
шестого года жизни интереса к школе и учению, который может быть использован в
профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
Ключевые
слова: дети шестого года жизни, дошкольное образование, готовность
к школе, интерес к школе, интерес к учению.
Одной
из ключевых задач системы дошкольного образования является задача воспитания у
детей интереса к школе и учению как элемента мотивационной готовности к
обучению в школе. Значимость формирования у выпускника дошкольного
образовательного учреждения (ДОУ) интереса к школе обеспечивает не только
большую успешность ребенка в процессе освоения образовательной программы
начального образования, но и облегчает протекание адаптации будущего первоклассника
к школе. В связи с этим, изучение педагогических условий воспитания такого
интереса становится в настоящее время одним из наиболее актуальных проблем
деятельности ДОУ. Ответы на возникающие в связи с этим вопросы, способствуют
более эффективной реализации требований ФГОС по обеспечению преемственности
между дошкольной ступенью обучения и начальной школой.
Целью
статьи является опытно-экспериментальная проверка эффективности работы по
воспитанию интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Объектом
исследования являются дети шестого года жизни, предметом – воспитание интереса
к школе и учению у детей шестого года жизни. В ходе исследования решаются
следующие задачи: определяется исходный уровень интереса к школе и учению у
дошкольников; организуется работа по воспитанию интереса к школе и учению у
детей старшего дошкольного возраста; на основе результатов повторной
диагностики производится анализ ее эффективности. Методы проведения
исследования включают ряд эмпирических (беседа, тестирование) и математических
методов.
Предварительный
теоретический анализ современных источников по проблеме позволил сделать вывод
о том, что для успешного обучения в школе ребенок
должен стремиться к школьной жизни, к выполнению ответственных поручений, к
«серьезным» занятиям [2, с. 244]. На появление такого желания в значительной
степени влияет отношение к учению близких взрослых, а также связанная с этим и
осознаваемая дошкольником возможность сравняться в своем положении со старшими
детьми и подняться на новую возрастную ступень. В результате образ жизни
школьника как человека, занимающегося в общественном месте общественно
оцениваемым и общественно значимым делом, осознается дошкольником как путь к
взрослости [4, с. 193].
Педагогическими условиями, необходимыми для формирования у
дошкольника интереса к школе и учению, выступают демократический стиль общения
между детьми и педагогами; разнообразие форм занятий; ориентация на принципы
деятельностного подхода; интеграция в занятия с дошкольниками учебного материала;
взаимодействие с семьями воспитанников [3, с. 897].
Методы и приемы, применяемые для воспитания у детей интереса к школе и учению,
должны дополнять друг друга: занятия по ознакомлению со школой необходимо
сочетать с трудом, игрой и другими видами деятельности [1, с. 29].
На
основе проведенного теоретического анализа была сформулирована гипотеза о том,
что процесс воспитания у детей шестого года жизни интереса к школе и учению
будет эффективным, если осуществлять его на основе использования игры как ведущего
вида деятельности дошкольников; обеспечить реализацию педагогической технологии
воспитания у детей интереса к школе и учению; организовывать работу с
дошкольниками с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Для
проверки гипотезы было проведено опытно-экспериментальное исследование,
включавшее три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании приняли участие 50 детей старшего
дошкольного возраста (5 – 6 лет), по 25 дошкольников в экспериментальной и
контрольной группах. Для диагностики использовались методики «Беседа о школе» (модифицированная методика
Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина), позволяющая выявить уровень
сформированности внутренней позиции школьника, интереса к школе и учению;
«Выбор картинок» (С.Д. Забрамная), направленная на выявление интересов и
предпочитаемых видов деятельности (игровая, трудовая, учебная) дошкольника.
На констатирующем этапе обнаружилось, что нулевой
уровень готовности к школьному обучению и интереса к школе имеют 8% детей в
экспериментальной группе и 4% в контрольной; к первому уровню отнесены 28%
дошкольников в экспериментальной и 24% - в контрольной; ко второму – 64% в
экспериментальной и 72% в контрольной. Игровую деятельность предпочитают 84%
дошкольников в экспериментальной группе и 80% в контрольной; учебную – 16% в
экспериментальной и 20% - в контрольной.
На основе проведенной диагностики на формирующем этапе был
подготовлен и реализован план работы по воспитанию интереса к школе и учению у
детей в экспериментальной группе. Были реализованы различные направления работы:
создана предметно-пространственная развивающая среда,
организован «Уголок школьника», направленный на
развитие у детей интереса к школе и
учению. В него были включены методические и развивающие пособия,
оборудование для дидактических и сюжетно-ролевых игр на тему школы и школьной
жизни, обучающие материалы, иллюстративный материал Работа по оформлению
«Уголка школьника» проходила совместно с детьми.
В ходе работы были также проведены: экскурсия к зданию ближайшей
к детскому саду школы; беседы о школе;
просмотр презентаций о школе и школьной жизни; рассматривание иллюстраций и
фотографий; чтение и обсуждение
совместно детской художественной литературы о школьной жизни, разучивание стихов о школе (А. Барто, С. Маршак,
З. Александрова и др.); организация изобразительной деятельности: сюжетная
аппликация («Школьники»), рисование («Школа – где я буду учиться», «Мои впечатления от экскурсии к школе»,
«Иллюстрации к художественным
произведениям о школе»),
лепка из пластилина («Школьные принадлежности»).
Также, нами была организована образовательная деятельность,
направленная на воспитание интереса к школе и учению. Занятия с детьми проводились
один раз в неделю в течение всего периода формирующего эксперимента, были
изученные следующие темы: «Какие бывают школы?», «История школы», «Школьные
принадлежности», «Уроки и перемены», «Оценка», «Профессия «Учитель», «Что я
знаю о школе?», «Прилежный ученик», «Как мои родители учились в школе», «Стихи
и песни о школе».
Повторная
диагностика, проведенная на контрольном этапе по окончанию работы, показала,
что в экспериментальной группе не осталось дошкольников, которые имеют нулевой
уровень интереса к школе (на 8% меньше); в контрольной группе таких детей 4%
(без изменений). Первый уровень характерен для 20% детей в экспериментальной
группе (на 8% меньше) и для 20% в контрольной (на 4% меньше); второй уровень –
72% в экспериментальной группе (на 8% больше) и 76% в контрольной (на 4%
больше); третий уровень – 8% дошкольников в экспериментальной группе (на 8%
больше). Игровую деятельность предпочитают 64% детей в экспериментальной группе
(на 20% меньше) и 76% в контрольной (на 4% меньше); учебную – 36% детей в
экспериментальной (на 20% больше) и 24% в контрольной (на 4% больше).
То есть, проведенная нами работа показала рост интереса детей,
участвовавших в ней, к школе и учению, повышение у них стремления узнать больше
о школьной жизни, о профессии учителя и учениках, постепенное формирование у
них ориентации на школьный образ жизни, начало становления «позиции школьника».
Результаты
детей из контрольной группы изменились незначительно, что свидетельствует о
положительном влиянии проделанной работы на процесс формирования у дошкольников
интереса к школе и учению.
Таким образом, по результатам проведенного исследования сделан
вывод о том, что процесс воспитания у детей шестого года жизни
интереса к школе и учению действительно эффективен, если он осуществляется на
основе игровой деятельности дошкольников; включает реализацию педагогической
технологии воспитания у детей интереса к школе и учению; учитывает возрастные и
индивидуально-психологические особенности детей.
Список литературы:
- Васина, Ю.М., Кокорева, О.И. Мотивационная готовность детей к школе: анализ проблемы психологического исследования и научная дискуссия // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия. – 2019. – С. 28-31.
- Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Академия, 2014. – 280 с.
- Козлова, Н.А., Забродина, И.В. Особенности формирования мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе // Аллея науки. – 2018. - № 10. – С. 896-899.
- Кулагина, Н.В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М.: Академия, 2013. – 363 с.
Комментарии: