» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020
Автор: Булгакова Влада Дмитриевна, студент-магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Этапы и действия сотрудников оперативно-розыскной деятельности в борьбе с коррупционными преступлениями
Дата публикации: 11.02.2020
УДК 34
ЭТАПЫ И ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
БОРЬБЕ С КОРРУПЦИОННЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
Булгакова Влада Дмитриевна
студент-магистр
Оренбургский
государственный университет, г. Оренбург
Аннотация. В данной статье рассматривается
борьба с коррупционными преступлениями как объемный механизм работы сотрудников
оперативных подразделений. Выделение этапов в деятельности сотрудников ОРД
является неотъемлемой частью их работы и борьбы с преступлениями, связанными с
коррупцией. Описываются как законные действия сотрудников, так и
противоправные.
Ключевые слова: коррупционные
преступления, взятка,оперативно-розыскная деятельность, должностное лицо,
коррумпированное лицо.
Борьбе с коррупционными преступлениями уделяется большое значение,
время и ресурсы. В связи с этим считается целесообразным проведение
определенных этапов и действий, которые обязательны для применения сотрудниками
правоохранительных органов в целях профилактики данной категории
правонарушений.
Необходимо отметить, что коррупционные преступления имеют высокий
уровень латентности из-за того, что зачастую данные действия имею форму сделки.
Так, ни одна из сторон не является потерпевшей и в связи с этим данный факт не
сообщается компетентным органам.
Оперативно-розыскная деятельность(далее - ОРД) – это действия
сотрудников правоохранительных органов, действующих гласно или негласно в целях
выявления, пресечения и раскрытия преступлений. Из этого определения следует,
что для осуществления данной деятельности важны определенные действия, в
последующем помогающие решить определенные задачи, а именно: выявление,
пресечение, раскрытие преступлений, в данном случае, коррупционной
направленности. Также стоит отметить субъектов, которые уполномочены проводить
оперативно-розыскную деятельность. В соответствии со ст. 13 Федерального Закона
«Об оперативно-розыскной деятельности», приятого 05.07.1995г. (далее – ФЗ «Об
ОРД») имеют право осуществлять ОРД оперативные подразделения: ОВД РФ, органов
ФСБ, таможенных органов РФ, службы внешней разведки РФ, ФСИН и федерального
органа исполнительной власти в области государственной охраны [2].
При коррупционных преступлениях для получения выгоды
коррупционному лицу предлагается «взятка».
Взятка – это принимаемые должностным лицом материальные блага
(деньги, услуги, ценности, предметы) за действие (или) бездействие в интересах
взяткодателя, которое это лицо не могло или не должно было совершать в силу
своего служебного положения.
Таким образом, следует выделить основные этапы в деятельности
сотрудников ОРД, направленные на борьбу с коррупционными преступлениями:
- получение и проверка информации, поступающая от заявителя о факте совершения или уже совершенного коррупционного действия, а также работа с ним;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ), в целях решения таких задач как выявление, пресечение и раскрытие коррупционных действий коррумпированных лиц, а также действия по их документированию;
- представление результатов, проведенных в рамках ОРД, органам предварительного следствия [3, С. 11-15].
Каждый их представленных этапов является неотъемлемой частью друг
друга и не могут существовать отдельно, поэтому их последовательность
обуславливает наиболее полное раскрытие коррупционных преступлений.
Получение и проверка информации от заявителя требует от
сотрудника, уполномоченного на производство ОРД, выполнение определенных
действий, которые заключаются в уточнении тех или иных обстоятельств,
способствующих полноправно оценить ситуацию и действия коррумпированного лица.
В первую очередь должны быть заданы вопросы лицу, сообщающему о преступлении:
- время, место и повод знакомства с вымогателем; какой между ними характер отношений; имеются ли посредники;
- когда, где и при каких обстоятельствах данное коррумпированное лицо получило или могло получить взятку;
- является ли сообщающее лицо непосредственным взяткодателем, если да, то для каких целей была дана взятка и почему он решил сообщить о данном преступлении правоохранительным органам? если не являлся взяткодателем, откуда ему стало известно о произошедшем преступлении;
- являлись ли действия коррумпированного лица вымогательскими либо были ли направлены в адрес заявителя угрозы, если да, то какие;
- был ли между заявителем и взяткополучателем конфликт, который побудил обращению заявителя в правоохранительные органы.
В последующем производится проверка оперативными сотрудниками
правильности предоставляемых сведений.
Далее переходим ко второму этапу, который заключается в проведении
оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление факта коррумпированности
лица, о котором было сообщено. На данном этапе производятся такие ОРМ,
закрепленные в ст. 6 ФЗ «Об ОРД»: опрос, наведение справок, исследование
предметов и документов, наблюдение, оперативное внедрение, прослушивание
телефонных переговоров и могут быть добавлены другие действия. Чтобы начать
проведение перечисленных ОРМ нужно выделить из них одно – наблюдение. Оно
является первоначальным действием, чтобы приступить к последующим ОРМ, потому
что здесь также все еще проверяется достоверность информации от сообщенного
лица. После проведения определенных мероприятий и решения задач, поставленных
перед оперативными сотрудниками, производится документирование действий
коррумпированного лица [2].
Заключающим этапом является передача результатов ОРД органам
предварительного следствия для последующего решения задач, поставленных в целях
привлечения коррумпированного лица к уголовной ответственности (ст. 290, 291 УК
РФ)[1].
Эффективность выявления, пресечения и раскрытия преступлений
коррупционной направленности во многом зависит от правильности проведения
процедур, позволяющих быстрому и полному дальнейшему расследованию данного
деяния органами предварительного расследования. К числу таких процедур
относится строгое соблюдение процедур получения информации, её правильное
документирование, а также предоставление результатов ОРД сотрудникам
предварительного расследования.
На основе вышеописанных этапов сотрудниками разрабатывается план
тактической операции, которая, в свою очередь, также разделена на два этапа, а
каждый из них на действия.
Тактическая операция – это совокупность следственных действий и
оперативно-розыскных мероприятий, выполняемых следователем либо по его
поручению иными компетентными и уполномоченными на то лицами в целях решения
единой задачи в рамках предварительного расследования.
Первый этап тактической операции -
подготовительный. Он состоит из следующих последовательных действий:
- подготовка предмета взятки (денежных средств);
- производство инструктажа заявителя;
- изучение места происшествия (помещение – кабинет, офис);
- подготовка следственно-оперативной группы (далее – СОГ), а также инструктаж участников;
- подготовка технических средств;
- подготовка процессуальных документов.
При подготовке предмета взятки, где чаще всего выступают денежные
средства, на купюры специальным составом наносятся невидимые обозначения, далее
обрабатывают химическими реагентами для того, чтобы на них были в последующем
четко видны отпечатки пальцев коррумпированного лица.
В производстве инструктажа заявителя заключается в том, чтобы
обозначить условные сигналы, поведение во время встречи, а также о предмете
разговора. Для успешного проведения операции нужно несколько таких встреч с
заявителем для того, чтобы был четко выработанный «сценарий»действий.
При изучении кабинета (офиса) коррумпированного лица сотрудникам
следует под каким-либо предлогом провести проверку помещения, а также зарисовка
плана. Также могут быть опрошены лица, которые там бывали. Необходимо
установить видеокамеры для фиксации преступного деяния.
Подготовка СОГ и ее инструктаж определяет непосредственный
руководитель. В состав СОГ входят: следователь, оперативные сотрудники отдела
безопасности экономических преступлений (далее- ОБЭП), для контроля за
ситуацией и последующего захвата коррумпированного лица, и иные сотрудники для
обеспечения безопасности.
Подготовка технических средств включает в себя установку аудио – и
видеоаппаратуры в одежде или вещах заявителя для фиксации коррупционных
действий. Важно, чтобы была исключена возможность обнаружения данных
технических средств.
Второй этап тактической операции – задержание. Он также состоит из
действий:
- задержание взяткополучателя;
- освидетельствование взяткополучателя;
- осмотр места происшествия.
При задержании взяткополучателя оперативным сотрудникам нужно
четко и быстро действовать, чтобы у лица, совершившего коррупционное
преступление не было времени выбросить из рук предмет взятки или оказать
сопротивление. В связи с этим можно выделить 2 варианта задержания:
- сразу после получения взятки;
- после выхода заявителя из помещения.
На практике задержание производят по первому варианту, потому что
коррумпированное лицо ничего не подозревает и полученные денежные средства
остаются у него в руках либо на видном месте.
Далее происходит освидетельствование взяткополучателя с помощью
ультрафиолетовых лучей на руках и одежде должно быть сохранено красящее
вещество, которым был обработан предмет взятки. После делают смывы с рук и
изымают предметы со следами такого вещества.
При осмотре места происшествия особое внимание должно уделяться
документации, находящейся в помещении либо у задержанного: не только служебных,
официальных документов, но и личных, в том числе, в ежедневнике, на календаре,
в компьютере и т.д. Основным доказательством по делу о коррупционном
преступлении является изъятие таких документов [4, С. 174-178].
Несмотря на данные правомерные действия все же имеются некоторые
проблемы при производстве ОРМ. Например, не всегда представляется возможным
зафиксировать правомерность действий оперативных сотрудников, поскольку
остальные юридические факты могут оставаться за рамками расследуемого
преступления из-за секретности, невозможности их легализации и использования в
уголовном процессе. Данная проблема обусловлена тем, что различные
провокационные действия в оперативно-розыскной практике могут встречаться со
«сложными схемами», которые изначально, по своей сущности, имеют признаки
искажения получаемых данных, свидетельствующие о нарушении
оперативно-розыскного законодательства.
Исходя из этого оперативные сотрудники могут прибегнуть к
следующим противоправным действиям:
- незаметное подкладывание предмета взятки в карман, стол, пачку документов коррумпированного лица с целью последующего задержания с поличным;
- оставление предмета взятки без ведома коррумпированного лица или отказавшегося его приняться в кабинете и т. д.;
- регистрация недвижимого имущества без предварительного согласия коррумпированного лица;
- перечисление денежных средств на личный счет вопреки воле коррумпированного лица [5].
Список литературы:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на2 августа 2019 г.// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2019. - № 25. - ст. 2954. - ISBN: 978-5-392-26847-4;
- Российская Федерация. Законы. Федер. Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: офиц. текст: по состоянию на 12 августа 1995 г. // Сборник законов Рос. Федерации. – 1995. - №33. – Ст. 3349;
- Григорьева, М. А., Ларинков, А. А. Проблемы уголовного преследования за совершение преступлений коррупционной направленности / Григорьева, М. А., Ларинков, А. А. – Москва: Российский следователь. – 2017. - №1. - С. 11-15;
- Долинин, В. Н. Особенности тактической операции «задержание с поличным» при расследование взяточничества / Долинин, В. Н. – Москва: Российский юридический журнал, 2015. - №3. - С. 174-178;
- Дубоносов, Е.С. Провокация взятки либо коммерческого подкупа: Лекция / Дубоносов, Е.С. – Москва: ЮИ МВД РФ, 2002.
Комментарии: