» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020
Автор: Козлова Анастасия Вячеславовна , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства России в условиях новой индустриализации на материалах Свердловской области
Дата публикации: 16.03.2020
УДК.334.02
ИНФРАСТРУКТУРА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ
НОВОЙ
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
(НА МАТЕРИАЛАХ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Козлова
Анастасия Вячеславовна
студент
научный руководитель: Мамяченков Владимир Николаевич
профессор, доктор исторических наук,
доцент
УрГЭУ г.
Екатеринбург
Аннотация. В
статье рассматриваются основные направления деятельности органов
государственной власти в Свердловской области по поддержке малого и среднего
предпринимательства в 2019-2020 гг. Подчеркивается, что всемерное развитие
предпринимательства в современных социально-экономических условиях представляет
собой прямую выгоду для развития экономики государства, так как в стране растет
количество хозяйствующих субъектов, снижается безработица, увеличиваются бюджетные
поступления.
Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства,
малый бизнес, программа развития, бизнес-инкубатор
Актуальность темы
статьи обусловлена объективной необходимостью поддержки государством малого и
среднего бизнеса в условиях новой
индустриализации. При этом можно утверждать, что эффективность
упомянутых видов бизнеса зависит от согласованности
интересов предпринимателей и власти. Поэтому
возникает необходимость в структуризации интересов, выявлении приоритетов
и последующей согласованности действий для достижения общей цели. Конечная цель
такого альянса также очевидна – это налоги как основной источник доходов
государства. Кроме того, последнему
выгодно чтобы максимальное количество людей было трудоустроено – ведь тогда их
жизнь обеспечивает работодатель, а не бюджет.
Исходя
из приведенных выше утверждений, становится ясно, что всемерное развитие
предпринимательства есть прямая выгода государству: в стране увеличивается
количество предприятий, снижается безработица, растет сбор налогов
поступает в бюджет. Таким образом, вложения в развитие бизнеса – это
прямой актив государства, которому должно быть выгодно помочь бизнесу в развитии
(что оно и делает грантами, субсидиями, льготными кредитами и прочими инструментами
поддержки), научить потенциальных бизнесменов предпринимательству
Надо сказать, что российские
авторы данный вопрос раскрывают полно и подробно, соответствующие разделы есть
в книге Баженова Ю. К. и Баженова А. Ю. «Малое
предпринимательство». В ней, в частности, авторы пишут: «Малый и средний вносит значительный вклад в
развитие конкурентной среды. Такой бизнес является серьезным конкурентом
крупным монополистическим предприятиям, так как часто занимается узкими
специализациями и использует современные технологии» [5, с. 89].
Другой автор – В. Д.
Грибов – в учебнике «Менеджмент в малом бизнесе» пишет: «Роль малого и среднего
бизнеса проявляется в том, что развитие такого бизнеса поддерживает здоровую
конкуренцию и способствует повышению конкурентоспособности товаров и услуг.
Благодаря малому и среднему бизнесу экономика приобретает необходимую гибкость,
так как стремительно отвечает на возникновение новых потребностей покупателей и
новых рыночных ниш. Наиболее значимую роль субъекты малого и среднего бизнеса
играют в настоящее время, обеспечивая дополнительную занятость населения» [3,
с. 49].
Кроме
того, обширный материал о становлении, развитии и перспективах малого бизнеса в
России и за рубежом представлен в различных учебных пособиях. Так, соответствующие
разделы присутствуют в следующих учебных пособиях: Багиев
Г. Л. и Асаул А. Н. «Организация предпринимательской
деятельности», Зотов В. Б. и Макашева З. М.
«Муниципальное управление», Борисов Е. Ф. «Экономическая теория», Рунов А. В. «Социально-экономические факторы
государственной и общественной поддержки малого предпринимательства» и других.
Для
Свердловской области развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим
элементом экономической политики государства, так как на сегодня она выступает
как один из наиболее успешно развивающихся регионов страны и относится к первой
десятке субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям. При
этом экономика области носит преимущественно индустриальный характер.
На
рисунке 1 представлено распределение МСП Свердловской области по территориям
Рисунок 1. Распределение МСП
Свердловской области по территориям [4]
По представленным
данным, можно сделать вывод, что наибольшее количество малых и средних
предприятий сосредоточено в Екатеринбурге. По области же количество малых и
средних предприятий значительно меньше. Кроме того, к сожалению, нельзя не
отметить, и недолговечность большинства мелких и средних предприятий, что обусловлено
не только конкуренцией и нестабильностью экономической ситуации, но и
отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям.
Свердловская
область заняла 5-ое место в списке самых привлекательных для бизнеса регионов
РФ по версии журнала «Генеральный директор» за 2019-й год [7]. При этом многие
комментаторы отмечают, что экономическая стабильность региона создает
привлекательный имидж для отечественных и зарубежных инвесторов, являясь также
и одним из самых надежных регионов для инвестиционных вложений.
Поддержка
бизнеса реализуется в соответствии со «Стратегией
развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период
до 2035 года». Проведенный содержательный анализ указанной стратегии
позволяет говорить о том, что в текущем периоде для развития малого и среднего
предпринимательства в регионе предусмотрены «мероприятия и специальные
программы, направленные на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса в
рамках данной программы:
- Модернизация производства. Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования с целью создания /развития / модернизации производства. Максимальный размер субсидии - 10 млн. руб., но не более 50 процентов от произведенных затрат;
- Лизинг. Субсидии на возмещение части затрат на выплату первого взноса по договору лизинга;
- Создание инновационного производства. Субсидии начинающим малым инновационным компаниям на возмещение расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Размер субсидии не превышает 500 тыс.руб. Время со дня регистрации – менее 1 года;
- Поддержка инновационных компаний. Субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат, связанных с производством и реализацией товаров и услуг. Общий размер субсидии не превышает 15 млн. руб. и составлять не более 75 % от общей суммы произведенных затрат;
- Гранты на создание собственного бизнеса – до 300 тыс. руб. Срок существования компании со дня регистрации – менее 1 года;
- Субсидии на возмещение затрат, связанных с организацией групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных видов деятельности по присмотру и уходу за детьми. Максимальный размер субсидии – 1 млн. руб.;
- Субсидии предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере ремесел, народных художественных промыслов, экологического и сельского туризма. Размер субсидии не превышает 700 тыс. руб. и не должен быть больше 70 % от суммы произведенных затрат;
- Льготные кредиты;
- Микрофинансирование. Для начинающих предпринимателей, действующих сфере розничной торговли или в производстве короткого цикла;
- Повышение энергоэффективности. Субсидии на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности производства в размере до 3 млн. руб.;
- Технологическое присоединение. Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по технологическому присоединению к электросетям. Размер выплаты - до 1 млн. руб.;
- Поддержка экспорта. Для предприятий, производящих (реализующих) товары или услуги с целью дальнейшего экспорта» [2].
В 2019 году объем
финансирования составил 3,8 млрд
руб., в том числе 1,4 млрд руб. из федерального
бюджета, 121 млн руб. - из областного и 2,3 млрд руб. - средства фондов, которые были сформированы
ранее в инфраструктуре поддержки предпринимательства: гарантийный фонд, фонд микрокредитования и льготного кредитования, однако,
средства, полученные за счет докапитализации
существующих институтов развития будут направлены на развитие субъектов малого
и среднего предпринимательства.
Таким образом, всего
на господдержку малого и среднего бизнеса в Свердловской области в 2020 году из
областной и федеральной казны, а также за счет докапитализации
существующих институтов развития в размере не менее 2,5 млрд. рублей [3]. В
2020 году объемы финансирования из федерального и областного бюджетов на поддержку
субъектов малого и среднего предпринимательства составят 587 млн. руб.
По количеству
субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловская область также занимает
пятое место в РФ. Согласно последнему рейтингу инвестиционной привлекательности
регионов, по направлению «Поддержка малого предпринимательства» наша область
является регионом-лидером и входит в группу A [3].
В
соответствии с положениями документа «Стратегия социально-экономического
развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» малому и
среднему бизнесу отводилась роль одного из основных инструментов по достижению
стратегической цели – повышения уровня и качества жизни населения на основе
эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного
потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность
Свердловской области [1]. Эта роль останется приоритетной в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в
Свердловской области на период до 2035 года [2].
На сегодня можно
констатировать, что правительство Свердловской области целенаправленно решает
вопросы по созданию благоприятных условий для субъектов малого и среднего
бизнеса. В Свердловской области сформирована система поддержки малого и
среднего бизнеса — 43 фонда господдержки предпринимательства (региональных,
муниципальных), два экспортных центра и девять бизнес-инкубаторов.
В числе организаций инфраструктуры — крупнейший Свердловский областной фонд
поддержки предпринимательства (СОФПП), нефинансовая поддержка в виде обучающих
мероприятий, консультаций, тренингов и семинаров.
Субъектам малого и
среднего бизнеса, которые осуществляют приоритетный вид деятельности, областные
власти оказывают финансовую поддержку, предоставляя субсидии. При этом к приоритетным
видам деятельности относятся:
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,
- ремонт автотранспортных средств;
- оптово-розничная торговля;
- производство продукции строительного назначения;
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство промышленной продукции;
- осуществление ремесленной деятельности.
Как
нам представляется, целями деятельности
в сфере поддержки малого и среднего
предпринимательства Свердловской области в условиях новой индустриализации
должны стать:
- определение вектора деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства;
- укрепление позиций субъектов малого и среднего предпринимательства в органах власти и деловом сообществе
- создание консолидирующей площадки, обеспечивающей представление и защиту интересов малого и среднего бизнеса;
- повышение доли активных и заинтересованных предпринимателей, регулярно участвующих в мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким
образом, по проведенному исследованию в качестве выводов можно сформулировать
основные задачи деятельности по осуществлению поддержки малого и среднего
бизнеса, в условиях новой индустриализации, это:
- развития системы защиты и продвижения интересов малого и среднего бизнеса;
- участия в процедурах оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
- поддержки инновационных предприятий, содействие развитию промышленной и инновационной инфраструктуры;
- устранения административных барьеров, противодействие коррупции;
- продвижения деловой практики, расширение взаимодействия с бизнес-объединениями.
Список литературы:
- Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «ТехЭксперт» − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636, свободный
- Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года [Электронный ресурс] : Постановление правительство Свердловской Области от 6 августа 2019 года N 515-ПП // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «ТехЭксперт» − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561486359, свободный
- Грибов, В. Д. Менеджмент в малом бизнесе : учебник для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 128 с..
- ЕМИСС: Государственная статистика / Официальные статистические показатели. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicators/start, свободный
- Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса [Текст] / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 4-ое изд. – М.: Маркетинг, 2016. – 102 с.
- Поддержка малого и среднего предпринимательства (заглавие с экрана) // Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://midural.ru/, свободный
- Свердловская область вошла в пятерку привлекательных для бизнеса регионов РФ (заглавие с экрана) // Аналитическое агентство «УралБизнесКонсалдинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urbc.ru/, свободный
Комментарии: