» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Козлова Анастасия Вячеславовна , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства России в условиях новой индустриализации на материалах Свердловской области

Статья просмотрена: 482 раз
Дата публикации: 16.03.2020

УДК.334.02

ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ

НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

(НА МАТЕРИАЛАХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Козлова Анастасия Вячеславовна

студент

научный руководитель: Мамяченков Владимир Николаевич

профессор, доктор исторических наук, доцент

УрГЭУ г. Екатеринбург

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности органов государственной власти в Свердловской области по поддержке малого и среднего предпринимательства в 2019-2020 гг. Подчеркивается, что всемерное развитие предпринимательства в современных социально-экономических условиях представляет собой прямую выгоду для развития экономики государства, так как в стране растет количество хозяйствующих субъектов, снижается безработица, увеличиваются бюджетные поступления.

Ключевые слова: субъекты малого и среднего предпринимательства, малый бизнес, программа развития, бизнес-инкубатор

 

Актуальность темы статьи обусловлена объективной необходимостью поддержки государством малого и среднего бизнеса в условиях новой индустриализации. При этом можно утверждать, что эффективность упомянутых видов бизнеса зависит от согласованности интересов предпринимателей и власти. Поэтому возникает необходимость в структуризации интересов, выявлении приоритетов и последующей согласованности действий для достижения общей цели. Конечная цель такого альянса также очевидна – это налоги как основной источник доходов государства. Кроме того, последнему выгодно чтобы максимальное количество людей было трудоустроено – ведь тогда их жизнь обеспечивает работодатель, а не бюджет.

Исходя из приведенных выше утверждений, становится ясно, что всемерное развитие предпринимательства есть прямая выгода государству: в стране увеличивается количество предприятий, снижается безработица, растет сбор налогов поступает в бюджет. Таким образом, вложения в развитие бизнеса – это прямой актив государства, которому должно быть выгодно помочь бизнесу в развитии (что оно и делает грантами, субсидиями, льготными кредитами и прочими инструментами поддержки), научить потенциальных бизнесменов предпринимательству

Надо сказать, что российские авторы данный вопрос раскрывают полно и подробно, соответствующие разделы есть в книге Баженова Ю. К. и Баженова А. Ю. «Малое предпринимательство». В ней, в частности, авторы пишут:  «Малый и средний вносит значительный вклад в развитие конкурентной среды. Такой бизнес является серьезным конкурентом крупным монополистическим предприятиям, так как часто занимается узкими специализациями и использует современные технологии» [5, с. 89].

Другой автор – В. Д. Грибов – в учебнике «Менеджмент в малом бизнесе» пишет: «Роль малого и среднего бизнеса проявляется в том, что развитие такого бизнеса поддерживает здоровую конкуренцию и способствует повышению конкурентоспособности товаров и услуг. Благодаря малому и среднему бизнесу экономика приобретает необходимую гибкость, так как стремительно отвечает на возникновение новых потребностей покупателей и новых рыночных ниш. Наиболее значимую роль субъекты малого и среднего бизнеса играют в настоящее время, обеспечивая дополнительную занятость населения» [3, с. 49].

Кроме того, обширный материал о становлении, развитии и перспективах малого бизнеса в России и за рубежом представлен в различных учебных пособиях. Так, соответствующие разделы присутствуют в следующих учебных пособиях: Багиев Г. Л. и Асаул А. Н. «Организация предпринимательской деятельности», Зотов В. Б. и Макашева З. М. «Муниципальное управление», Борисов Е. Ф. «Экономическая теория», Рунов А. В. «Социально-экономические факторы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства» и других.

Для Свердловской области развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим элементом экономической политики государства, так как на сегодня она выступает как один из наиболее успешно развивающихся регионов страны и относится к первой десятке субъектов РФ по основным социально-экономическим показателям. При этом экономика области носит преимущественно индустриальный характер. 

На рисунке 1 представлено распределение МСП Свердловской области по территориям

Рисунок 1. Распределение МСП Свердловской области по территориям [4]

 

По представленным данным, можно сделать вывод, что наибольшее количество малых и средних предприятий сосредоточено в Екатеринбурге. По области же количество малых и средних предприятий значительно меньше. Кроме того, к сожалению, нельзя не отметить, и недолговечность большинства мелких и средних предприятий, что обусловлено не только конкуренцией и нестабильностью экономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям.

Свердловская область заняла 5-ое место в списке самых привлекательных для бизнеса регионов РФ по версии журнала «Генеральный директор» за 2019-й год [7]. При этом многие комментаторы отмечают, что экономическая стабильность региона создает привлекательный имидж для отечественных и зарубежных инвесторов, являясь также и одним из самых надежных регионов для инвестиционных вложений.

Поддержка бизнеса реализуется в соответствии со «Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года». Проведенный содержательный анализ указанной стратегии позволяет говорить о том, что в текущем периоде для развития малого и среднего предпринимательства в регионе предусмотрены «мероприятия и специальные программы, направленные на поддержку субъектов малого и среднего бизнеса в рамках данной программы:

  1. Модернизация производства. Субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования с целью создания /развития / модернизации производства. Максимальный размер субсидии - 10 млн. руб., но не более 50 процентов от произведенных затрат;
  2. Лизинг. Субсидии на возмещение части затрат на выплату первого взноса по договору лизинга;
  3. Создание инновационного производства. Субсидии начинающим малым инновационным компаниям на возмещение расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Размер субсидии не превышает 500 тыс.руб. Время со дня регистрации – менее 1 года;
  4. Поддержка инновационных компаний. Субсидии действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат, связанных с производством и реализацией товаров и услуг. Общий размер субсидии не превышает 15 млн. руб. и составлять не более 75 % от общей суммы произведенных затрат;
  5. Гранты на создание собственного бизнеса – до 300 тыс. руб. Срок существования компании со дня регистрации – менее 1 года;
  6. Субсидии на возмещение затрат, связанных с организацией групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных видов деятельности по присмотру и уходу за детьми. Максимальный размер субсидии – 1 млн. руб.;
  7. Субсидии предприятиям, осуществляющим свою деятельность в сфере ремесел, народных художественных промыслов, экологического и сельского туризма. Размер субсидии не превышает 700 тыс. руб. и не должен быть больше 70 % от суммы произведенных затрат;
  8. Льготные кредиты;
  9. Микрофинансирование. Для начинающих предпринимателей, действующих сфере розничной торговли или в производстве короткого цикла;
  10. Повышение энергоэффективности. Субсидии на возмещение затрат, связанных с проведением мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности производства в размере до 3 млн. руб.;
  11. Технологическое присоединение. Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по технологическому присоединению к электросетям. Размер выплаты - до 1 млн. руб.;
  12. Поддержка экспорта. Для предприятий, производящих (реализующих) товары или услуги с целью дальнейшего экспорта» [2].

В 2019 году объем финансирования составил 3,8 млрд руб., в том числе 1,4 млрд руб. из федерального бюджета, 121 млн руб. - из областного и 2,3 млрд руб. - средства фондов, которые были сформированы ранее в инфраструктуре поддержки предпринимательства: гарантийный фонд, фонд микрокредитования и льготного кредитования, однако, средства, полученные за счет докапитализации существующих институтов развития будут направлены на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, всего на господдержку малого и среднего бизнеса в Свердловской области в 2020 году из областной и федеральной казны, а также за счет докапитализации существующих институтов развития в размере не менее 2,5 млрд. рублей [3]. В 2020 году объемы финансирования из федерального и областного бюджетов на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства составят 587 млн. руб.

По количеству субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловская область также занимает пятое место в РФ. Согласно последнему рейтингу инвестиционной привлекательности регионов, по направлению «Поддержка малого предпринимательства» наша область является регионом-лидером и входит в группу A [3].

В соответствии с положениями документа  «Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года» малому и среднему бизнесу отводилась роль одного из основных инструментов по достижению стратегической цели – повышения уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность Свердловской области [1]. Эта роль останется приоритетной в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года [2].

На сегодня можно констатировать, что правительство Свердловской области целенаправленно решает вопросы по созданию благоприятных условий для субъектов малого и среднего бизнеса. В Свердловской области сформирована система поддержки малого и среднего бизнеса — 43 фонда господдержки предпринимательства (региональных, муниципальных), два экспортных центра и девять бизнес-инкубаторов. В числе организаций инфраструктуры — крупнейший Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства (СОФПП), нефинансовая поддержка в виде обучающих мероприятий, консультаций, тренингов и семинаров.

Субъектам малого и среднего бизнеса, которые осуществляют приоритетный вид деятельности, областные власти оказывают финансовую поддержку, предоставляя субсидии. При этом к приоритетным видам деятельности относятся: 

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом,
  • ремонт автотранспортных средств;
  • оптово-розничная торговля;
  • производство продукции строительного назначения;
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство промышленной продукции;
  • осуществление ремесленной деятельности.

Как нам представляется, целями  деятельности в сфере поддержки малого  и среднего предпринимательства Свердловской области в условиях новой индустриализации должны стать:

  • определение вектора деятельности по поддержке малого и среднего предпринимательства;
  • укрепление позиций субъектов малого и среднего предпринимательства в органах власти и деловом сообществе
  • создание консолидирующей площадки, обеспечивающей представление и защиту интересов малого и среднего бизнеса;
  • повышение доли активных и заинтересованных предпринимателей, регулярно участвующих в мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, по проведенному исследованию в качестве выводов можно сформулировать основные задачи деятельности по осуществлению поддержки малого и среднего бизнеса, в условиях новой индустриализации, это:

  • развития системы защиты и продвижения интересов малого и среднего бизнеса;
  • участия в процедурах оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;
  • поддержки инновационных предприятий, содействие развитию промышленной и инновационной инфраструктуры;
  • устранения административных барьеров, противодействие коррупции;
  • продвижения деловой практики, расширение взаимодействия с бизнес-объединениями.

Список литературы:

  1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года (с изменениями на 26 декабря 2014 года) [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года N 1757-р. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «ТехЭксперт» − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902307636, свободный
  2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области на период до 2035 года [Электронный ресурс] : Постановление правительство Свердловской Области от 6 августа 2019 года N 515-ПП // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «ТехЭксперт» − Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/561486359, свободный
  3. Грибов, В. Д. Менеджмент в малом бизнесе : учебник для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 128 с..
  4. ЕМИСС: Государственная статистика / Официальные статистические показатели. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicators/start, свободный
  5. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса [Текст] / Ю. К. Баженов, А. Ю. Баженов. – 4-ое изд. – М.: Маркетинг, 2016. – 102 с.
  6. Поддержка малого и среднего предпринимательства (заглавие с экрана) // Официальный сайт Правительства Свердловской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://midural.ru/, свободный
  7. Свердловская область вошла в пятерку привлекательных для бизнеса регионов РФ (заглавие с экрана) // Аналитическое агентство «УралБизнесКонсалдинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urbc.ru/, свободный


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: