» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Вафин Эдуард Яфасович, Кандидат экономических наук, управляющий
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: 30 лет Пенсионному фонду России: внедрение инновационных форм выдачи Отделением Пенсионного фонда России по Республике Татарстан расчетных листков сотрудникам

Статья просмотрена: 519 раз
Дата публикации: 18.03.2020

УДК 338, 331.2

30 лет Пенсионному фонду России: внедрение инновационных форм выдачи Отделением Пенсионного фонда России по Республике Татарстан расчетных листков сотрудникам

Вафин Эдуард Яфасович

кандидат экономических наук, управляющий,

Софронова Елена Георгиевна

главный бухгалтер – начальник управления казначейства

Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань

 

Аннотация. Трудовым кодексом Российской Федерации установлена обязанность работодателя предоставлять работникам информацию об их заработной плате. В статье авторы рассматривают практический опыт Отделения ПФР по Республике Татарстан по внедрению инновационных способов выдачи расчетных листков сотрудникам.

Ключевые слова: заработная плата, пенсионный фонд, расчетные листки, инновации, цифровая экономика

 

Трудовым кодексом Российской Федерации установлена обязанность работодателя информировать, при выплате заработной платы, в письменной форме каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за конкретный период;
  • о размерах иных сумм, начисленных ему, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся сотруднику;
  • о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Обеспечение права работника знать, из чего складывается его заработная плата, в Отделении пенсионного фонда России по Республике Татарстан было реализовано путем выдачи расчетных листков на бумажном носителе под роспись в получении в день выплаты заработной платы.

Этот способ был единственно допустимым, но вызывал определенные неудобства, потерю времени как для бухгалтера, так и сотрудника, которому предназначен листок (бухгалтеру – распечатывать документ, а сотруднику, получающему заработную плату на банковскую карту – идти за листком).

Однако в век повсеместной цифровизации экономики Отделением было принято решение перейти от архаичного порядка выдачи расчетных листков на бумажном носителе к более удобным для сотрудников способам. Действующим законодательством форма расчетного листка не регламентирована и, в соответствии со ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Форма расчетных листков ОПФР по РТ доработана в соответствии с информационным письмом ПФР № АД-25-26/19130, ФНПР № 101-114/237 от 28.12.2016 г. "О сотрудничестве Пенсионного фонда Российской Федерации с Федерацией Независимых Профсоюзов России по вопросу подготовки документов для назначения пенсии работникам".

Теперь сотрудникам доступна информация о сумме уплаченных с их заработной платы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что учитывая длительный характер формирования пенсионных прав застрахованных работников, обеспечивает функционирование системы личного контроля работниками регулярности уплаты страховых взносов.

Рисунок 1. Форма расчетного листка

Вопросом о возможности оптимизации процесса выдачи расчетных листков Отделение занималось и ранее, но основным движущим моментом для внесения существенных изменений в порядок выдачи расчетных листков послужило письмо Минтруда России от 21 февраля 2017 г. №14-1/ООГ-1560.

Опираясь на разъяснения Минтруда России, данные в вышеуказанном письме от 21.02.2017 N 14-1/ООГ-1560 о праве работодателя закрепить в локальном нормативном акте порядок извещения работника о составных частях заработной платы, Отделением принято решение обеспечить возможность получения расчетных листков сотрудниками посредством электронного информирования в рамках действующего зарплатного проекта, а также путем самостоятельного распечатывания из личного кабинета в программном комплексе 1С «Зарплата и кадры государственного учреждения. Версия КОРП.» в любое удобное для сотрудника время. Вместе с тем возможность получения расчетного листка на бумажном носителе под роспись в бухгалтерии также сохранена.

Отделением ПФР по Республике Татарстан, Управлениями ПФР в городах и районах Республики Татарстан возможность получения расчетных листков не только на бумажном носителе закреплена в соответствующих приказах, сотрудники на заявительной основе выбирают удобный для каждого вариант.

В целях реализации функции получения расчетного листка в электронном виде, Отделение в 4 квартале 2017 года вышло с инициативой к руководству кредитного учреждения, с предложением об электронном способе информирования сотрудников Пенсионного фонда Республики в рамках действующего зарплатного проекта.

В результате совместной плодотворной организационно-технической работы сотрудников Отделения и банка, расчетные листки о заработной плате за февраль 2018г. были доступны сотрудникам в личном кабинете банка, а с июня 2018 г. в плеймаркетах появилась мобильная версия для смартфонов.

 

Рисунок 2. Получение электронного расчетного листка

Благодаря внедрению указанного способа информирования о составных частях заработной платы, сотрудники формируют расчетные листки, находясь в любом месте, в любое время, любое количество раз, без участия специалистов по начислению заработной платы. При этом указанная информация направляется по защищенному банком каналу посредством специального программного обеспечения, предоставляемого банком в рамках реализации зарплатного проекта совершенно бесплатно. Данный фактор обеспечивает более высокую степень защиты персональных данных, чем отправка расчетных листков на электронную почту сотрудников.

Для Управлений ПФР в городах и районах Республики Татарстан, реализующих зарплатные проекты в кредитных учреждениях, не внедривших в комплект услуг по договору функционал по отправке расчетных листков в личные кабинеты сотрудников на сайте банка, Отделением осуществлена возможность самостоятельного формирования расчетных листков сотрудниками из личного кабинета в 1С «Зарплата и кадры государственного учреждения. Редакция 8.3. Версия КОРП.».

В целях внедрения функционала по самостоятельному распечатыванию расчетных листков из личного кабинета сотрудника в базе 1С «Зарплата и кадры государственного учреждения. Редакция 8.3. Версия КОРП», отдел по начислению заработной платы в течение 2017 г. тестировал возможности версии КОРП, очень тесно сотрудничая с разработчиками 1С по выявлению ошибок и оптимизации функционала программы.

Личный кабинет сотрудника в программном комплексе  имеет очень простой и удобный интерфейс, что позволяет сотрудникам Управлений в городах и районах Республики Татарстан без всяких затруднений самостоятельно просматривать данные о заработной плате и удержаниях.

По нашим рекомендациям разработчики оптимизировали возможности программы, теперь распечатать расчетный листок сотрудник может только за предыдущий период, а за текущий месяц – только в день выплаты заработной платы, как того и требует Трудовой кодекс Российской Федерации.

Рисунок 3. Личный кабинет сотрудника в базе 1С

В 2018 году, являясь единственным от ПФР участником пилотного проекта, Отделение на рабочих базах Управлений работает в версии КОРП и обеспечивает возможность получения расчетных листков из 1С работниками Управлений ПФР в городах и районах Республики Татарстан.

Основным преимуществом данного способа является полная независимость сотрудника ПФР в получении расчетного листка: он может его распечатать или просто просмотреть, сохранить в электронном виде, за любой интересующий период, а главное – в удобное время, не отрываясь от работы на получение расчетного листка в бухгалтерии.

Благодаря всем вышеперечисленным способам выдачи расчетных листков обязанность работодателя извещать в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы не требует участия специалистов финансовых служб, доступна каждому сотруднику в удобное для него время, в том числе через телекоммуникационную сеть интернет и может быть получена независимо от его физического местонахождения.

Снизились расходы Отделения, связанные с закупкой офисной бумаги и картриджей для принтера, так как отпала необходимость изготавливать (печатать) экземпляр расчетного листка, предназначенный для сотрудника.

Картридж для принтера, после того как он израсходует свои ресурсы, необходимо еще утилизировать, а это повлекло бы за собой дополнительные затраты финансовых ресурсов. Офисная бумага изготавливается из древесины, следовательно снижение потребления бумаги в конечном счете должно положительно повлиять на окружающую среду.

Годовой экономический эффект от внедрения данной практики, в рамках одного отделения, составляет до 50 000 рублей.

Вместе с тем необходимо помнить, что расчетный листок является обязательным документом, за невыдачу которого (как и за использование расчетного листка формы, неутвержденной локальным актом организации) работодателю грозит административная ответственность по  статье 5.27 КоАП РФ.

Так, за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права предусмотрена ответственность в виде штрафа в соответствии с частью1 статьи 5.27 КоАП РФ для должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, для юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Вопросу обязательной выдачи расчетных листков также посвящен раздел "Доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г.", утвержденный Рострудом, в связи с чем, работодателю необходимо очень четко соблюдать требования законодательства о труде в части информирования сотрудников о составных частях заработной платы. Но делать это можно и нужно наиболее удобным как для сотрудника, так и работодателя способом, чтобы не только не были нарушены права работников, но и для работодателя этот процесс не занимал дополнительных потерь во времени сотрудниками.

В заключение хочется отметить, что Отделение ПФР по Республике Татарстан, соблюдая требования законодательства о труде, идет в ногу со временем, в том числе и в вопросах информирования сотрудников о составных частях заработной платы, при этом максимально повышает эффективность труда своих сотрудников и снижает трудозатраты на обеспечение текущей деятельности.

Мы всегда готовы к инновациям, внедрению самых современных методов повышения производительности и качества труда, для дальнейшего поступательного движения вперед.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: