» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020
Автор: Комарцова Анастасия Васильевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла 08.02.03
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Компетентностный подход как элемент современного
преподавания в колледже
Дата публикации: 10.04.2020
УДК 377.112.4
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ
ПОДХОД КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО
ПРЕПОДАВАНИЯ
В КОЛЛЕДЖЕ
Комарцова Анастасия Васильевна
Тарасенко Надежда Викторовна
Буланович Анна Викторовна
Преподаватели дисциплин
профессионального цикла 08.02.03, 08.02.09
ОГАПОУ «Белгородский
строительный колледж», г. Белгород
Аннотация. В статье анализируется компетентностный подход
как элемент современного преподавания в колледже. Раскрыто соотношение понятий
«компетентностный подход» и «ключевые компетенции»
Ключевые
слова: Компетентность, компетенция, подход, обучение, образование.
В
современной педагогике существует большое количество различных подходов,
лежащих в основе подготовки квалифицированных специалистов. Среди
этих подходов можно выделить, как уже известные (системный, деятельностный,
личностно-ориентированный и др.), так и новые, вступившие в оборот
педагогической науки сравнительно недавно (ситуационный, контекстный,
синергетический, полипарадигмальный и др.). К последним можно отнести и компетентностный подход. Ряд
отечественных авторов отмечает, что данный подход «становится особенно
популярным и претендует на роль концептуальной основы образовательной политики,
проводимой как нашим государством, так и влиятельными международными
организациями, и наднациональными объединениями, включая и Европейский Союз»
[7].
Компетенция
– понятие, пришедшее в образовательные системы из англосаксонской традиции
образования. Н.Г. Милованова и В.И. Прудаева считают, что «компетенция – способность к
осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и
понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать
возникающие проблемы и задачи» [6]. Компетенция включает совокупность
взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности),
задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и
необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Подход
к компетенции в среднем профессиональном образовании заключается в формировании у учащихся ряда ключевых компетенций, определяющих их
успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина
«квалификация», помимо чисто профессиональных знаний и навыков, характеризующих
квалификацию, компетенции включают такие качества, как инициатива,
сотрудничество, командная способность, коммуникабельность, способность учиться,
оценивать, логически мыслить, подбирать и использовать информацию.
Компетентность может быть определена как желание и готовность применить знания,
навыки и личные качества для успешной деятельности в той или иной области.
Компетенции,
необходимые специалисту, можно разделить на две основные группы: общие
(универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») и
профессиональные (предметно-специализированные).
Согласно
ФГОС СПО «техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя
способность:
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения
профессиональных задач из известных, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3.
Решать проблемы, принимать решения, нести за них ответственность.
ОК 4.
Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 5.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством;
ОК 6.
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных);
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за
результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознонно планировать
повышение квалификации;
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности» [1].
Общие
компетенции – универсальные способы деятельности, инвариантные для всех
(большинства) профессий и специальностей СПО, направленные на решение
профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в
социально трудовые отношения на рынке труда.
Профессиональные
компетенции – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и
практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной
деятельности. Эти компетенции, должны быть сформированы у выпускников,
освоивших основную образовательную программу по специальности, которые
описываются стандартом с учётом особенностей профессий.
Согласно
ФГОС СПО «техник должен обладать профессиональными компетенциями,
соответствующими видами деятельности:
ПК 1.1 Осуществлять ведение технологических процессов производства
неметаллических строительных изделий и конструкций, управлять технологическим
оборудованием по производству неметаллических строительных изделий и
конструкций.
ПК 1.2 Осуществлять входной контроль основных и вспомогательных
материалов. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции в
соответствии с требованиями нормативно-технической документации, анализировать
результаты контроля.
ПК 1.4 Обеспечивать рациональное использование производственных
мощностей, экономное расходование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.
ПК 1.5 Выявлять резервы производства с целью повышения
производительности труда и качества продукции.
ПК 2.1 Осуществлять эксплуатацию технологического оборудования для
производства неметаллических строительных изделий и конструкций.
ПК 2.2 Определять неполадки в работе оборудования, подбирать
технологическое оборудование по заданным условиям.
ПК 2.4 Выявлять резерв работы оборудования для увеличения выпуска
продукции.
ПК 3.1 Осуществлять регулирование и автоматическое управление
параметрами технологического процесса.
ПК 3.2 Осуществлять работу контрольно-измерительной аппаратуры
ПК 3.4 Применять автоматизированные системы управления,
автоматизированную систему управления технологическим процессом, микропроцессорную технику в
производстве.
ПК 4.1 Обеспечивать рациональное использование производственных
мощностей с целью экономии энергозатрат.
ПК 4.2 Предупреждать и устранять отклонения в работе
технологического оборудования.
ПК 4.3 Осуществлять подбор оборудования, обеспечивающего
энергосбережение.
ПК 4.4
Планирование мероприятий по совершенствованию технологии изготовления продукции
с целью снижения энергозатрат» [1]
Формирование
выше перечисленных компетенций происходит с учетом содержания образования. В
результате у студента развиваются способности и возможности решать реальные
проблемы в повседневной жизни: от бытовых до
производственных и социальных.
Определение
студента, владеющего компетенциями, т. е. что он может сделать, каким видом
деятельности он овладел, к чему он готов, называют компетентностным подход.
Исследователи
в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов,
С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что
отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не
только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать
и реализует их в работе.
Анализ
исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход.
Так,
Е.Я. Коган считает, «что это принципиально новый подход, который требует
пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен
привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения
методической базы» [4].
А.
Г. Бермус подчеркивает, «что компетентностный подход
рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов
(культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического,
функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к
российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и
логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического
аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики,
юриспруденции, социологии и др.)» [2].
Д. А.
Иванов отмечает, «что компетентностный подход – это попытка привести в
соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий
внимание на результате образования, причем в качестве результата
рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека
действовать в различных ситуациях» [3].
Компетентностный
подход, по мнению О. Е. Лебедева – «это совокупность общих принципов
определения целей образования, отбора содержания образования, организации
образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5]. К числу
таких принципов относятся следующие положения:
- важность образования заключается в развитии способности учащихся решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
- содержанием образования является так называемый дидактически упрощенный социальный опыт решения познавательных, идеологических, нравственных, политических и других проблем;
- смысл организации учебного процесса сводиться к созданию условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения когнитивных, коммуникативных, организационных, моральных и иных проблем, составляющих содержание образования;
- оценка результатов обучения основывается на анализе уровня образования, достигнутого учащимися на определенном этапе обучения.
Таким
образом, с точки зрения подхода к компетенции непосредственным главным
результатом образовательной деятельности становится формирование
профессиональных компетенций. Что в свою очередь подтверждает, что
компетентностный подход служит необходимой частью подготовки специалиста и
представляет собой организационно-педагогическую систему обучения и воспитания
в колледже, в составе которой лежит теоретическая подготовка и практическая
деятельность в мире и взаимосвязи.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 201. – 71 с.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – №1. – С. 3-12.
- Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
- Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию // [Под ред. А. В. Великановой]. – Самара: Профи, 2001. – 59 c.
- Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-12.
- Милованова Н.Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. – Тюмень, 2002. – 86 с.
- Подавалова Т. В., Подавалова И. В. Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. –2009. – №1(1). – С.121-124
Комментарии: