» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020
Автор: Маганева Анна Эдуардовна, студент
Рубрика: Химические науки
Название статьи: Домашний химический эксперимент, как метод изучения химии
Дата публикации: 05.06.2020
УДК
7642
ДОМАШНИЙ ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, КАК МЕТОД
ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ
Маганева Анна
Эдуардовна
студент
Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация.
В
статье рассматривается актуальность домашнего химического эксперимента при
изучении химии в школе. Приводятся примеры опытов для постановки обучающимися дома. Объясняются причины необходимости
проведения экспериментов при изучении школьного курса химии.
Ключевые
слова: химия, домашний эксперимент, опыт, обучение.
Химия – наука теоретически-экспериментальная, что
предполагает усвоение знаний не только по материалу учебно-методического
комплекса, но и с помощью практических
работ, опытов и экспериментов. К сожалению, в последние годы постановке
химического эксперимента на уроке отводится очень мало времени, часто, учителя
игнорируют данный метод обучения из-за сложной подготовки и трудоемкости
процесса. Широкое использование педагогами технических средств обучения,
появление виртуальных лабораторий также уменьшило интерес к практической школьному химическому эксперименту [2]. Цель
данного исследования – показать актуальность использования домашнего химического
эксперимента, как метода изучения химии.
В
современной школе обучение химии должно осуществляться в соответствии с
программой, предусматривающей гармоничное сочетание умственной и практической
деятельности. Только включение обучающихся в активную познавательную и
экспериментальную деятельность дает возможность понять суть химических явлений
и создать полноценную химическую картину
мира. В науке, эксперимент является фундаментом для формирования научного
мировоззрения, а школьный химический
эксперимент способствует развитию познавательных и творческих интересов у
учащихся, исследовательских навыков учащихся [4]
В случае, если у учителя химии не получается
провести постановку эксперимента на уроке, актуальным является использование
домашнего химического эксперимента. Безусловно, перед этим видом обучения
необходимо провести инструктаж по технике безопасности, объяснить правила
обращения с реактивами и оборудованием. Это поможет избежать в работе многих
ошибок и неудачных моментов.
Так же следует помнить, что домашний эксперимент не
должен представлять для обучающихся работу повышенной
сложности. В домашний эксперимент включают опыты, для выполнения
которых не нужны сложные установки и дорогие реактивы. Используемые реактивы
должны быть безопасными и приобретаться в хозяйственных магазинах или аптеках.
Однако и при использовании этих реактивов необходима консультация учителя. Эксперимент должен достаточно простым и
понятным, чтобы ученику не составило особой трудности сделать его
самостоятельно. Таким Занимательные
опыты, являясь частью эксперимента, прививают любовь к химии, формируют интерес
к предмету в дополнительное от занятий время, способствуют более успешному
усвоению химии, углублению и расширению знаний, формированию навыков
самостоятельной творческой работы, привитию практического опыта работы с
химическими реактивами и оборудованием [2].
Наиболее популярным домашним экспериментом является
выращивание домашних кристаллов соли или медного купороса, приготовление
домашних леденцов. Методика проведения данных опытов приведена ниже:
Выращивание кристаллов
Цель: вырастить в домашних условиях кристаллы
Оборудование: емкость для выращивания
кристаллов, соль, фильтр, салфетка, вода, бесцветный лак.
Методика проведения
эксперимента:
- Налить теплую воду в емкость. Добавить туда соль, из которой будут расти кристаллы. Полностью растворить соль в воде.
- Полученный раствор процедить через фильтр в другую емкость, где будет происходить рост кристаллов.
- Опустить в раствор небольшую ветку дерева (на ней должен происходить рост кристаллов)
- Накрыть сверху емкость салфеткой или платком, чтобы избежать попадания мусора в раствор.
- Вести наблюдение за ростом кристаллов. Результаты наблюдений лучше фиксировать в таблице.
- Когда кристаллы вырастут и примут красивый вид, их необходимо вынуть из раствора, высушить и покрыть бесцветным лаком (чтобы и избежать разрушения).
- Результаты работы и выводы:
Объясните, какие химические явления произошли с солью
и опишите сущность процесса кристаллизации [1].
Приготовление карамели
Цель: получить
в домашних условиях сливочную карамель.
Оборудование:
сахарный песок, вода, молоко, фарфоровая
чашка, ложечка, кастрюля для песчаной бани.
Методика проведения эксперимента:
- Намочить сахарный песок небольшим количеством молока и подогреть в фарфоровой чашке на песчаной бане, помешивая ложечкой.
- Как только сахар расплавится, вылить его небольшими порциями на металлический противень.
- После остывания, получается сливочная карамель
Результаты работы и выводы:
Объясните, какие явления (физические или
химические) произошли с сахарным песком во время вашего эксперимента. Оцените
полученный результат [5].
Это лишь одни из
немногих экспериментов, которые без особого труда можно провести в домашних
условиях, но, несомненно, даже такие простые опыты дадут обучающимся
возможность почувствовать себя в роли
исследователей, а также поспособствуют формированию организационных,
технических и интеллектуальных умений. Именно такой экспериментальный подход в
обучении с применением эффективных
способов организации проблемного обучения обеспечивает наиболее высокий уровень
познавательной самостоятельности учащихся [3].
Список литературы:
- Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии/В.Н. Алексинский. — М.: Просвещение, 1995. – 231 с.
- Беликов А. А. Эксперимент на уроках химии/А.А. Беликов. — Киев: Радьянская школа, 1998. – 115 с.
- Врублевский А. И. Основы химии. Школьный курс/А.И. Врублевский — 2-е изд. — Мн.: Юнипресс, 2010. – 334 с.
- Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обучения химии/Д.М.Кирюшкин, В.С. Полосин - М.: Просвещение, 1970. — С. 89
- Ульянова, К. С. Химия в домашних условиях. Чудеса на кухне / К. С. Ульянова — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 4 (24). — С. 42-45.
Комментарии: