» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Июнь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 (39) 2020
Автор: Коваленко Елизавета Андреевна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь стрессоустойчивости с конфликтностью и агрессивностью у вожатых детских лагерей
Дата публикации: 11.06.2020
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ С КОНФЛИКТНОСТЬЮ И
АГРЕССИВНОСТЬЮ У ВОЖАТЫХ ДЕТСКИХ ЛАГЕРЕЙ
Коваленко Елизавета Андреевна
студентка 2-го курса
Новокузнецкого
Института Филиала Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк
Аннотация. Статья
посвящена исследованию взаимосвязи уровня стрессоустойчивости
с уровнем конфликтности и агрессивности у вожатых детских лагерей.В ходе
данного исследования был использован корреляционный анализ Х. Пирсона.
Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость,
конфликтность, агрессивность.
Проанализировав различные подходы
зарубежных и отечественных авторов, мы изучили понятия "стресс" и
"стрессоустойчивость", а также
"агрессивность" и "конфликтность".
Были рассмотрены понятия «стресс»
и «стрессоустойчивость» такими авторами как:
Майк Джордж, Л. М. Аболин,
Б. Х. Варданян, С. В. Субботин,
Ли Ганг Хи, А. Р. Акимова,
Т. В. Зарипова и И. М. Макина, Б. Р. Мандель,
Г. Селье. А также были
рассмотрены различные виды стресса (хронический стресс, физиологический стресс,
механический, физический, химический, биологический, физиологический,
травматический посттравматический стрессы). В нашем исследовании мы
опирались на понятие, которое привела А. Р. Акимова. Она предлагает
рассматривать стрессоустойчивость как величину,
которая имеет ситуативную изменчивость и опосредована когнитивно-аффективной
оценкой какой-либо ситуации, а также использующая
ресурсы человека.
В исследовании для анализа
проблемы конфликтности были рассмотрены работы таких учёных как:
Н. В. Гришина, К. Левин,
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов,
К. К. Платонов и В. Г. Казаков, А. А. Ершов,
Д. П. Кайдалов и Е. И. Суименко, А. Г. Ковалев, К. Хорни, К. Лоренц. А также мы рассмотрели типы внутриличностных конфликтов, которые выделяет Ф. Лютенс: конфликт ролей; конфликт, вызванный фрустрацией;
конфликт целей.
В исследовании для анализа
проблемы агрессивности были рассмотрены работы таких учёных как: Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. Бэрон и
Д. Ричардсон, Л. Н. Лордкипанидзе, К. Додж и Д. Койи, Э. Фромм,
О. П. Елисеев, Ж. Годфруа. Также мы
рассмотрели понятие «аутоагрессия». В нашем
исследовании мы опирались на понятие, которое приводит Ю. Б. Гиппенрейтер.
Была обоснована выборка и методы
данного исследования. В состав выборки вошли 16 студентов студенческого педагогического отряда
«Стимул», который осуществляет
свою деятельностьна базе
Новокузнецкого Филиала Института Кемеровского Государственного Университета в городе
Новокузнецке. Все опрашиваемые респонденты имеют опыт работы в качестве
вожатого, среди которых 4 – юноши и 12 – девушек в возрасте от 19 до 22 лет.
Для определения уровня стрессоустойчивости, конфликтности и агрессивности вожатых
детских лагерей мы использовали следующие методики:
- "Тест на определение
уровня стрессоустойчивости личности"
И. А. Усатов. Благодаря анализу полученных
результатов, мы можем сформулировать вывод, что 50% вожатых обладают средним уровнем стрессоустойчивости и ещё 50% показали уровень ниже
среднего.
- "Тест на оценку уровня
конфликтности личности" А. Ряховский.
Благодаря анализу мы можем сказать, что у 75% выборки уровень конфликтности
ниже среднего, 12,5% выборки показали средний уровень, 6,25% респондентов
продемонстрировали уровень выше среднего, 6,25% выборки обладают низким уровнем
конфликтности.
- "Личностная агрессивность
и конфликтность" Е. П. Ильин и П. А. Ковалёв. С помощью этой методики были
изучены такие шкалы как:
«Вспыльчивость».
«Наступательность».
«Обидчивость».
«Неустопчивость».
«Компромиссность».
«Мстительность».
«Нетерпимость к мнению других».
«Подозрительность».
«Конфликтность».
Были получены следующие
результаты: 62,5% респондентам присуща умеренно выраженная готовность к проявлению вспыльчивости,
резкости, грубости в поведении. Они обладают средним уровнем по Шкале
Вспыльчивости (ВСП). 25% респондентов имеют высокий уровень готовности к
проявлению вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении. Они
обладают высоким уровнем по данной шкале. 12,5% респондентов достаточно
спокойны, уравновешены, способны хорошо контролировать свои эмоции. Они
обладают низким уровнем вспыльчивости.
68,75% вожатых продемонстрировали средний уровень по Шкале Напористость
(НП). Это деятельные, работоспособные люди, стремящиеся к
выполнению намеченного. Их мобилизуют преграды на пути к цели, не
отвлекают альтернативы и соблазны. 31,25% вожатых показали низкий уровень
напористости. Им характерна повышенная лабильность, неуверенность,
импульсивность, которые могут приводить к непоследовательности и даже
разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как
правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью,
изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
62,5% вожатых показали средний уровень по Шкале Обидчивость (ОБ). Проявления обиды у них имеют умеренный характер и,
вероятнее всего, ситуативные. У 18,75% вожатых низкий уровень обидчивости, им
не характерно проявление зависти и ненависти к окружающим. 18,75% вожатых
показали высокий уровень по данной шкале. Таким людям свойственны проявления
зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь
мир за действительные или мнимые страдания. Они очень часто обижаются на
окружающих, даже по малейшему поводу.
56,25% респондентов продемонстрировали низкий уровень по Шкале
Неуступчивости (НСП). Они уступчивы, конформны, им не хватает напористости в
достижении целей, им трудно отстоять собственное мнение. 43,75% респондентов
показали средний уровень по данной шкале. В зависимости от ситуации они могут
проявлять черты, как характерные для низкого, так и для высокого уровня
неуступчивости (напористость в отстаивании своего мнения и в достижении
желаемого).
81,25% вожатых по Шкале Бескомпромиссность (БКМ) обладают высоким
уровнем. Им характерно отсутствие стремления урегулировать разногласия, уступая
в чем-либо в обмен на уступки другого.
18,75% вожатых обладают среднем уровнем по данной шкале. Им характерна
высокая мотивация к избеганию напряженности в отношениях и поиску среднего
решения спорных вопросов, которое удовлетворило бы всех.
68,75% респондентов обладают низким уровнем по Шкале Мстительность (МС).
Им характерно прощать своего обидчика, чтобы чувствовать себя удовлетворённым.
25% респондентов по этой шкале обладают среднем уровнем. Они в равной могут
стремиться наказать лицо, принесшее неприятности, так и достаточно легко могут
прощать; преобладание той или иной из обеих тенденций будет зависеть от
обстоятельств, внешних факторов. 6,25% респондентов показали высокий уровень по
данной шкале. Чтобы им чувствовать себя удовлетворенными,
очень важно наказать обидчика, принести ему такие же неприятности, какие испытали
сами.
81,25% вожатых обладают низким уровнем по Шкале
Нетерпимость к мнению других (НТПкМД). Им характерно
прислушиваться к мнению других людей, считаться с их советами и возражениями,
прежде чем принять решение советуются со своими товарищами. 18,75% вожатых обладают среднем уровнем по этой
шкале. Они в зависимости от ситуации, могут прислушаться, а могут и
проигнорировать мнение окружающих. Такие люди чувствуют себя
ущемленным, если мнение другого оказывается более правильным.
43,75% респондентов
обладают среднем уровнем по Шкале Подозрительность
(ПДЗ). Таким людям характерно
умеренное проявление недоверия и осторожности по отношению к окружающим.
50% респондентов показали низкий уровень по этой шкале. Им свойственно
проявление открытости и доверия по отношению к окружающим людям. 6,26%
респондентов продемонстрировали высокий уровень по данной шкале. Они относятся
к окружающим с недоверием и опаской, так как считают, что окружающие настроены
против них и стремятся причинить им вред.
62,5% вожатых обладают среднем уровнем по Шкале
Конфликтность (КНФ). Они не предпочитают вступать в конфликтные ситуации, если
этого не требуется. 31,25% вожатых показали высокий уровень по данной шкале.
Такие люди склонны к частым противостояниям с окружающими, так как
бескомпромиссны, подозрительны, вспыльчивы и обидчивы. 6,26% вожатых показали
низкий уровень по данной шкале. Они не склонны вступать в конфликты, стараются
избегать открытых столкновений в отношениях, для них характерны терпимость и
доверие в отношениях с окружающими.
Для исследования взаимосвязи стрессоустойчивости, агрессивности и конфликтности мы
использовали коэффициент корреляции Х. Пирсона.
В ходе корреляционного анализа
взаимосвязь между стрессоустойчивостью,
агрессивностью и конфликтностью не обнаружена, но есть взаимосвязь между стрессоустойчивостью и конфликтностью. Следовательно,
заявленная в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь стрессоустойчивости с агрессивностью и конфликтностью у
вожатых детских лагерей, а именно: чем ниже стрессоустойчивость,
тем выше агрессивность и конфликтность; чем выше стрессоустойчивость,
тем ниже агрессивность и конфликтность не подтвердилась.
Список литературы:
- Гришина, Н. В. \“Психология конфликта” :учебное пособие [Электронный]/Н. В. Гришина.—г. СПБ:2-е издание “Питер” 2016г.—544с. https://e-libra.ru/read/367651-psihologiya-konflikta.html#1825046362
- Бекмаганбетова, Г. Г. “Конфликтность как психологическая проблема”/ Г. Г. Бекмаганбетова [Текст]: непосредственный // “Вестник Костромского Государственного Университета. Серия: Педагогика. Психология. Социогенетика.” 2007г.— Том 13 номер 4.—С.141-144 https://cyberleninka.ru/article/v/konfliktnost-kak-psihologicheskaya-problema (дата обращения: 22.11.2019г)
- Михеева, А. В. “Стрессоустойчивость: к проблеме определения” / А.В. Михеева [Текст]: непосредственный // “Полилингвиальность и транскультурные практики” 2010г.—№2.—С.82-83 https://cyberleninka.ru/article/n/stressoustoychivost-k-probleme-opredeleniya/viewer (дата обращения: 22.11.2019г)
- Катунин, А. П. “Стрессоустойчивость как психологический феномен”/ А. П. Катунин [Текст]:непосредственный // “Молодой учёный” 2012г.—№9(44).—С.243-246 https://moluch.ru/archive/44/5363/ (дата обращения: 22.11.2019г)
- Куликова, Т. И. “Психология стресса”/ Т.И. Куликова [Текст]: непосредственный // “Международный журнал экспериментального образования” 2016г.—№7.—С.180-181 https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10331 (дата обращения: 22.11.2019г)
- Бильданова, В. Р. “Психология стресса и методы его профилактики” :учебное пособие [Электронный]/ В. Р. Бильданова, Г. К .Бисерова, Г. Р. Шагивалеева.—г.Елабуга :“ЕИКФУ”, 2015г.—142с. https://kpfu.ru/staff_files/F928476394/Psihologiya_stressa_i_metody_ego_profilaktiki.pdf
- Анцупов, А. Я.“Конфликтология”:учебное пособие [Электронный]/А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов.г.Москва:”Юнити”, 2000г.551с. http://sdo.mgaps.ru/books/KP1/M11/file/1.pdf
- Акимова, А. Р. “Сравнительный анализ стрессоустойчивости личностис различным типом саморегуляции во временной перспективе”/ А.Р. Акимова [Текст]: непосредственный // “Психология. Историко-критическиеобзоры и современные исследования” 2017г.—№2А. С. 68-76 http://publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2017-2/6-akimova.pdf (дата обращения:19.12.2019г.)
- Бусыгина, И. С. “Внутриличностные ресурсы стресоустойчивости личности”/ И.С. Бусыгина, Е.В. Распопин [Текст]: непосредственный // ”Вестник Южно-Уральского государственного университета” 2013г. Том 6 №2. С. 93-97 https://cyberleninka.ru/article/n/vnutrilichnostnye-resursystressoustoychivosti-lichnosti/viewer (дата обращения: 19.12.2019г.)
- Зарипова, Т. В. “Повышение стрессоустойчивости личности средствами телесноориентированного тренинга” Т. В. Зарипова, И. М. Макина [Текст]: непосредственный // “Мир науки” 2016г. Том 4, № 6 http://mir-nauki.com/PDF/57PDMN616.pdf (дата обращения: 19.12.2019г.)
- Княжев, В. Г. “Стрессоустойчивость в системе противодействия современныи угрозам безопасности личности, общества и государства” :учебное пособие [Электронный]/ В. Г. Княжев, В. М. Щукин, А. В. Снеговой и др.—г.Москва :”Акадения управления МВД России”, 2015г.—155с. http://conflictmanagement.ru/wp-content/uploads/2015/11/tekst-sbornik-statey-20151026.pdf
- Церковский, А. Л. “Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости” А. Л. Церковский [Текст]: непосредственный // “Вестник Витебского государственного медицинского университета” 2011г. Том1, №10 https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-vzglyady-na-problemu-stressoustoychivosti (дата обращения: 19.2-12.2019г.)
Комментарии: