» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №9 (42) 2020
Автор: Логинова Александра Александровна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: взаимосвязь копинг-стратегий с акцентуациями характера у студентов специальности психология служебной деятельности
Дата публикации: 23.08.2020
УДК 159.9.072.423
ВЗАИМОСВЯЗЬ
КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Логинова
Александра Александровна
студентка факультета
общей педагогики и психологии
Новокузнецкий институт
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. В
нашей статье изучается взаимосвязь копиг-стратегий и
акцентуаций характера на примере студентов юношеского возраста, обучающихся по
специальности «Психология служебной деятельности». Копинг-стратегии
как способы совладающего поведения оказывают
значительное влияние на взаимодействие людей с окружающим миром. От того,
насколько адаптивна копинг-стратегия, зависит
продуктивность жизни человека и его успех в достижении своих целей. Сценарии копинг-стратегий формируются не только посредством
повторения одних и тех же реакций при столкновении со стрессовыми ситуациями,
но и во многом определяются личностными чертами человека. Одним из таких
влияющих факторов является акцентуация характера. Авторы статьи представляют
результаты эмпирического исследования взаимосвязи копинг-стратегий
и акцентуаций характера у студентов-психологов.
Ключевые слова: копинг-стратегии,
акцентуации характера, студенты, юношество.
Ежедневно
человек сталкивается с различными стрессами, успешное преодоление которых зависит
от его способа совладающего поведения. Такое совладающее поведение называется копинг-стратегиями.
Копинг-стратегии это сознательно используемые способы
борьбы и реакции на стрессовые ситуации[2].
Согласно ученому Э. Хэйму, они подразделяются
на виды: адаптивные, неадаптивные и относительно адаптивные:
- Адаптивные копинг-стратегии – это те способы совладающего поведения, которые приводят человека к сотрудничеству с другими людьми для решения своей проблемы или помощи другим, переосмыслению значимости проблемы и путей ее решения и внутреннему протесту проблемам (готовности их решать).
- Неадаптивные копинг-стратегии – это практически полный отказ решать собственные проблемы из-за неверия в себя, избегание мыслей о причинах стресса и подавленное состояние безнадежности.
- Относительно адаптивные копинги – это стремление временно уйти от трудностей, придание им особого сакрального значения по сравнению с чужими проблемами и попытки снять эмоциональное напряжение.
Само
формирование копинг-стратегий происходит как при
жизни, так и может быть отчасти продиктовано врожденными особенностями
человека. К таким особенностям относятся характеристики нервной системы,
темперамент, психофизиолгические особенности
человека. Также на выбор копинга оказывает влияние
характер человека или его некоторые черты [1]. Такими чертами являются
акцентуации характера.
Согласно
определению Е. А. Личко, акцентуации
характера – это крайний вариант нормы, в которой некоторые из черт характера являются
усиленными, что дает им избирательную устойчивость к одним воздействиям
внешнего мира и в то же время – серьезную уязвимость к
другим [4]. Согласно классификации К. Леонгарда
существует 10 основныхи 2 дополнительных типа
акцентуаций: демонстративная, застревающая, педантичная, возбудимая, гипертимная, дистимная,
тревожная, экзальтированная, эмотивная, циклотимная, интровертированная, экстравертированная [3].
Копинг-стратегии,
начинающие функционировать в условиях попадания в стрессовую ситуацию можно
корректировать. Наиболее сильно подверженным стрессу является подростковый и
юношеский возраст, однако этот же возраст является наиболее успешным возрастом
для коррекции привычек совладающего поведения. Юноши
и девушки, переходя на новый этап взросления от подросткового возраста к
юности, начинают усваивать новые правила и модели поведения, получают новые
социальные роли, осваивают собственные социальные обязанности, связанные с
поступлением в институт и становлением студентами [5]. Это сказывается на их психологическом
самочувствии. Некоторым из них может быть тяжело
адаптироваться к новым условиями и правилам, что способствует поддержанию
постоянного стрессового состояния. Студенты отдельно взятых специальностей, в
том числе и студенты направления «Психология служебной деятельности», в большей
мере подвержены стрессу в силу специфики получаемой профессии. Психолог
служебной деятельности – это профессия требующая
большой внимательности, концентрации, знаний и опыта. От профессионализма
специалиста зависят здоровье и психологическое самочувствие многих людей, т.к.
особенности деятельности подразумевают работу с людьми, находящимися под
постоянной угрозой различного характера (работники МЧС, МВД, жертвы природных
катастроф и аварий и пр.). В связи с этим, студенты специальности «Психология
служебной деятельности» осознают всю важность их успешного обучения и
возложенную на них ответственность, что нередко приводит к эмоциональной
перегрузке и стрессу. Однако, помимо этого, юношество также является периодом лабильной
психической деятельности, так как переход от подросткового возраста произошел
недавно. Этот фактор является необходимым для успешной коррекции своего
поведения и ответных реакций личности на стресс.
В нашем
исследовании приняли участие 30 студентов юношеского возраста, обучающихся по
специальности «Психология служебной деятельности» в НФИ КемГУ
г. Новокузнецк. Возраст испытуемых составил от 18 до 21. Половое
соотношение респондентов состоит из 67% девушек и 33% юношей. Гипотезой нашего
исследования служило предположение, что существует взаимосвязь между копинг-стратегиями и акцентуациями характера у студентов
специальности «Психология служебной деятельности», а именно чем более
конструктивную и адаптивную копинг-стратегию
использует студент, тем менее выражена возбудимая акцентуация и более выражена гипертимная акцентуация характера.
Методиками
нашего исследования являлись: тест «Копинг-поведение
в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер;
адаптированный вариант Т. А. Крюковой), тест «Методика диагностики копинг-механизмов» Э. Хейма,
тест-опросник «Акцентуации характера и темперамента
личности» Г. Шмишека, К. Леонгарда.
По результатам диагностики
копинг-стратегий по методике «Копинг-поведение
в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер;
адаптированный вариант Т. А. Крюковой)выяснилось, что по шкале
проблемно-ориентированного копинга 50% ипытуемых имеют низкий уровень
ориентации на решение проблемы. Это характеризуется склонностью откладывать решение
проблемы, теряться в стрессовой ситуации или перекладывать ответственность за
принятие решений на дргих людей. При этом 36% испытуемых имеют средний уровень
проблемно-ориентированного копинга и 14% имеют высокий уровень ориентации на
решение проблемы. Данным респондентами присуще умение анализировать ситуацию и
пытаться ее изменить. Для этого они, как правило, прибегают к когнитивному
осмыслению и поиску необходимой информации относительно способов решения
возникшей проблемы.
По шкале эмоционально-ориентированного
копинга 20% испытуемых имеют низкий уровень. Такой уровень
свидетельствует о том, что испытуемые тяжело переносят стрессовые ситуации,
вкладывают много эмоций в переживания и не умеют контролировать собственные
негативные чувства. 73% и 7% испытуемых имеют средний и высокий уровень
эмоционально-ориентированного копинга, что говорит об их достаточном умении
контролировать свою эмоциональную сферу и в случае столкновения со стрессовой
ситуацией изменять свое эмоциональное отношение к ней путем каких-либо мыслей
и действий, помогающих испытуемым почувствовать себя лучше.
По шкале избегания 14% испытуемых
имеют низкий уровень, 66% средний уровень и 20% высокий уровень. Шкала
«Избегание» – это характеристика испытуемых, выявляющая их склонность к откладыванию
проблемы на потом, избеганию их решения или переосмысления и привычку
игнорировать стрессовую ситуацию до того, как она решится «сама собой».
По шкале «Отвлечение» 23% испытуемых
имеют низкий уровень, что характеризует их как людей, редко использующих
какие-либо средства для переключения своего внимания. Это может быть как
следствием желания побыстрее решить проблему, так и неумением отвлечься и
перестать думать об источнике стресса. При этом испытуемых имеют средний
уровень выраженности копинга, направленного на избегание, и 10% испытуемых
имеют высокий уровень выраженности данного копинга. Для таких испытуемых
характерна привычка концентрировать свое внимание на вещах, отвлекающих от
стресса – прогулках, книгах, фильмах, спорте, творчестве. Такие действия могут
принести испытуемым пользу, если только не будут слишком сильно отвлекать от
устранения причины стресса.
Также 53% испытуемых имеют низкий
уровень выраженности копинг-стратегии, направленной на социальное отвлечение от
ситуации, 40% и 7% испытуемых имеют
средний и высокий уровень соответственно. Шкала «Социальное отвлечение»
характеризует выраженность копинг-стратегии, при использовании которой
испытуемые ищут социальную поддержку у окружащих, обращаются за советом или
просто общаются с людьми, чтобы на время забыть о стрессовой ситуации, с
которой они столкнулись.
Результаты
диагностики по тесту «Методика диагностики копинг-механизмов»
Э. Хейма показали, что 26% испытуемых имеют
неадаптивную копинг-стратегию в поведенческой сфере,
37% имеют относительно-адаптивную и 37% адаптивную копинг-стратегии.
Адаптивность копинг-стратегий в данной сфере
характеризуется способностью испытуемых активно сотрудничать с другими людьми
для преодоления стрессовых ситуаций и помогать другим людям
справляться со стрессом. Чем более адаптивная копинг-стратегия
в данной сфере, тем сильнее выражена склонность к сотрудничеству и
взаимодействию с окружающими у респондентов.
Результаты
диагностики показали, что 40% испытуемых имеют неадаптивнуюкопинг-стратегию
в когнитивной сфере. Это характеризует их как людей, мало осмысливающих
стрессовую ситуацию, свое к ней отношение и свою роль в ней. 34% испытуемых
имеют относительно адаптивную копинг-стратегию и 26%
адаптивную копинг-стратегию соответственно. Данные
испытуемые анализируют ситуацию, ищут пути выхода из нее и проводят переоценку
своей значимости в контексте стрессовой ситуации.
При
этом 16% испытуемых имеют неадаптивныйкопинг в
эмоциональной сфере, 50% имеют относительно адаптивный
копинг и 34% адаптивный. Чем более адаптивную копинг-стратегию выбирает человек, тем сильнее проявляется
его протест по отношению к трудностям и уверенность, что он сможет их
преодолеть, какой бы сложной не была ситуация.
Таким
образом, по результатам психодиагностики копинг-стратегий
большинство испытуемых имеют относительно адаптивные и
адаптивные копинг-стратегии.
Исследование
акцентуаций характера испытуемых показало, что по шкале демонстративной
акцентуации 3% респондентов имеют низкий уровень выраженности, 70% - средний
уровень и 27% имеют высокий уровень. Это характеризует большинство испытуемых
как людей, обладающих живостью и артистичностью, но весьма склонных
преподносить себя окружающих в более выгодном свете.
По
результатам исследования 17% испытуемых имеют низкий уровень выраженности застревания, 80% средний уровень и 3% высокий, но не
выходящий за рамки нормы, прописанной авторами методики. Отклонением от нормы
(акцентуацией) является резкое выраженное преобладание какого-то одного типа
акцентуации, выявленное при анализе профиля личности акцентуаций у одного или
нескольких респондентов. При этом высокий уровень склонности к какой-либо
акцентуации не является достоверным признаком ее наличия, а только
характеризует предрасположенность. Данные результаты характеризуют превалирующее
большинство испытуемых как людей не склонных к мести и
зацикливанию на обидах, адекватно воспринимающих критику.
Также
13% испытуемых имеют низкий уровень выраженности педантичной акцентуации
характера, 77% и 10% имеют средний и высокий уровень соответственно. Результаты
также показывают, что большинство испытуемых в меру аккуратны и предпочитают
поддерживать порядок вокруг себя без маникального
стремления контролировать положение любой вещи в окружающей обстановке.
По
шкале «возбудимой» акцентуации характера 20% респондентов имеют низкий уровень
выраженности, 77% имеют средний уровень выраженности и 3% имеют высокий уровень
выраженности. Также, как и в предыдущих типах
акцентуаций, большинство респондентов имеют средний уровень, что характеризует
их как людей, старающихся казаться холоднокровными, но иногда проявляющими
публично резкие эмоции.
Помимо
этого, 6% испытуемых имеют низкий уровень выраженности гипертимности,
70% испытуемых – средний уровень и 24% испытуемых имеют высокий уровень
выраженности. У большинства респондентов преобладает ровное и повышенное
настроение, они открыты с близкими, но не проявляют
чрезмерную инициативу в общении.
По
шкале дистимной акцентуации характера 10% испытуемых
имеют низкий уровень выраженности, 77% средний уровень и 13% высокий уровень.
Превалирующее количество испытуемых можно охарактеризовать как в меру
пессимистичных людей, не впадающих в крайности настроения и ровно относящихся к
событиям, происходящим вокруг них. Ни у кого из респондентов акцентуация характера
по данному типу выявлена не была.
По
шкале тревожности 30% респондентов имеют низкий уровень акцентуации, 64% имеют
средний уровень и 6% имеют высокий уровень выраженности. Это характеризует
респондентов как достаточно спокойных людей, у которых чувство тревожности и
страха соразмерно стрессовой ситуации. Ни у одного респондента акцентуация
характера по данному типу выявлена не была.
Также
по результатам исследования было выявлено, что 3% респондентов имеют низкий
уровень выраженности экзальтированной акцентуации, 64% средний уровень и 33%
имеют высокий уровень акцентуации характера. Это характеризует большинство
респондентов как людей с ровной или повышенной эмоциональной восприимчивостью и
устойчивым настроением. Акцентуации характера, выходящие за пределы нормы, по
данному типу обнаружено не было.
По
шкале «эмотивность» 6% респондентов имеют низкий
уровень выраженности, 77% имеют средний уровень и 17% имеют высокий уровень
выраженности. Это характеризует большинство респондентов, как достаточно
чувствительных людей, способных проявлять чувства и сострадание по отношению к
окружающим. Ни у одного респондента по данному типу акцентуация характера не
была выявлена.
Помимо
этого, 13% респондентов имеют низкий уровень выраженности по шкале циклотимности, 77% имеют средний уровень и 10% высокий
уровень выраженности. Характеристика большинства респондентов по данному типу
акцентуации представляет собой следующее: настроение устойчивое, отсутствуют
резкие беспричинные спады и циклическая смена поведения.
Таким
образом, результаты психодиагностики акцентуации характера у студентов
специальности «Психология служебной деятельности» свидетельствуют о том, что
большинство исследуемых имеют среднюю выраженность всех типов акцентуаций
характера, не переходящую пределов нормы.
Выявление
взаимосвязи между копинг-стратегиями и акцентуациями
характера студентов специальности «Психология служебной деятельности»
проводилось с помощью корреляционного анализа по r-критерию Пирсона.
В
результате корреляционного анализа нами были выявлены статистически значимые
взаимосвязи между используемыми копинг-стратегиями и
акцентуациями характера студентов юношеского возраста специальности «Психология
служебной деятельности».
В
частности, была выявлена прямая сильная взаимосвязь между адаптивнымикопинг-стратегиями
(по Э. Хэйму) и гипертимной
акцентуацией характера (по К. Леонгарду и Г. Шмишеку) (r=0,45p ≤ 0,01), а именно: чем больше
используется адаптивная копинг-стратегия, тем сильнее
выражена гипертимная акцентуация характера. Мы
обосновываем это тем, что адаптивные копинг-стратегии
предполагают стремление к сотрудничеству с другими, хорошо развитые
коммуникативные навыки и нацеленность на решение проблемы, а высокая
выраженность гипертимной акцентуации проявляется в
достаточно высоком эмоциональном интеллекте, повышенном настроении и стремлении
к общению с окружающими людьми. Такие черты характера позволяют реализовать адаптивные
копинг-стратегии.
Также
прямая взаимосвязь была выявлена между адаптивнымикопинг-стратегиями
(по Э. Хэйму) и застревающим типом акцентуации (по К Леонгарду, Г. Шмишеку) (r=0,35 p ≤ 0,05).
Застревающий тип акцентуации характеризуется фиксацией на прошлых стрессовых
ситуациях и анализу поведения, что также позволяет испытуемым корректировать
свое совладающее поведение, делая его более
продуктивным и адаптивным при будущих столкновениях со стрессовыми ситуациями.
Помимо
этого, были выявлены обратные взаимосвязи между возбудимым и педантичным типами
акцентуаций (К. Леонгард, Г. Шмишек) (r=0,35 ≤ 0,05), то есть, чем более
адаптивные копинг-стратегии используют испытуемые,
тем менее у них выражены данные акцентуации. Это
связано с тем, что основные характеристики людей, имеющих ярко выраженные
данные акцентуации, включающие в себя стремление к контролю, раздражение из-за
смены условий (педантичный тип) и вспыльчивость, агрессивность (возбудимый тип)
не позволяют эффективно использовать адаптивные-копинг
стратегии.
При
корреляционном анализе результатов методики «Копинг-поведение
в стрессовых ситуациях» (С. Норман,
Д. Ф. Эндлер, Д. А. Джеймс,
М. И. Паркер; адаптированный вариант
Т. А. Крюковой) была выявлена прямая взаимосвязь между
«проблемно-ориентированным копингом» и тревожным
типом акцентуации (К. Леонгард, Г. Шмишек) (r=0,35 p ≤ 0,05).
Это связано с необходимой долей вовлеченности в проблему и потребностью решить
ее как можно скорее, которая присуща тревожному типу и которую тот
реализовывает, выбирая адаптивную копинг-стратегию
(по С. Норман, Т. А. Крюкова).
Также
были выявлены две прямые взаимосвязи между «эмоционально-ориентированным копингом» и тревожным и дистимными
типами акцентуаций (К. Леонгард, Г. Шмишек) (r=0,35 p ≤ 0,05).Так
как эмоционально-ориентированныйкопинг заключается в
действиях и мыслях, которые позволяют испытуемым психологически почувствовать
себя на какое-то время лучше, то для реализации данного копинга
испытуемым необходимо чувствовать серьезную потребность в этом, что характерно
для тревожного и дистимного типов ввиду их
подавленности и склонности сильно переживать из-за стрессовой ситуации.
Таким
образом, нами была выявлена статистически значимые прямые взаимосвязи между
адаптивными копинг-стратегиями и гипертимным
и застревающим типами акцентуаций характера, обратные взаимосвязи между
адаптивными копинг-стратегиями и возбудимым и
педантичным типами акцентуаций характера, а также прямые взаимосвязи между
проблемно-ориентированным копингом и тревожным типом
акцентуации и прямые взаимосвязи между эмоционально-ориентированным копингом и тревожным и дистимным
типами акцентуаций.
Следовательно,
мы частично подтвердили гипотезу о том, что существует взаимосвязь между копинг-стратегиями и акцентуациями характера у студентов
специальности «Психология служебной деятельности», а именно чем более
конструктивную и адаптивную копинг-стратегию
использует студент, тем менее выражена возбудимая акцентуация и более выражена гипертимная акцентуация характера.
Подводя
итоги, можно сказать, что акцентуации характера оказывают частичное влияние на
выбор копинг-стратегий у студентов-психологов.
Список литературы:
- Лазарева, Е. Ю. Особенности агрессивных явлений у подростков с различными типами акцентуаций в условиях социальной фрустрированности / Е. Ю. Лазарева, Е. Л. Николаев. //Вестник психиатрии и психологии Чувашии. – 2014. – №10. – С. 21-30.
- Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс: Пер. с англ. / Под ред. Л. Леви. – Москва : Наука, 1970. – С. 178-209
- Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Москва :Эксмо-Пресс, 2001. – 448 с.
- Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова / А. Е. Личко. – Санкт-Петербург: Речь, 2009. – 256 с
- Малютина, Т. В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте / Т. В. Малютина. // Омский научный вестник. – 2014. – №2 (126). – С. 129-133.
Комментарии: