» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (44) 2020
Автор: Мельников Данила Александрович, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Социально-психологические причины конфликтов в организации
Дата публикации: 3.11.2020
УДК 159.9.072.422
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ
Мельников
Данила Александрович
студент
научный руководитель: Проскурякова Лариса Александровна
д-р биол. наук профессор
кафедры психологии и общей педагогики
Новокузнецкого института
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. В
данной статье рассматриваются социально-психологические
причины конфликтов в организации, а также данные проведенного эмпирического
исследования психологического климата коллектива стоматологической клиники
«СтильДент».
Ключевые слова: конфликт, методы профилактики, медицинские работники,
социально-психологический климат, коллектив.
Конфликты – это определенное противоречие
интересов двух и более человек. Вся структура конфликта представляет собой
совокупность его элементов, которыми выступают: причины, цели, оппоненты,
мотивы, объекты и повод (один или несколько). Исключение одного элемента ведет
либо к смене характера конфликта, либо к его устранению.
Помимо элементов конфликта существуют различные
его формы: открытая и скрытая. Открытая форма также предполагает два вида
поведения: активное поведение (открытое столкновение) – бунты, драки,
словесные перепалки, требования,
протесты, забастовки и др; пассивное поведение – уход в мир собственных
фантазий, в алкоголизм или наркоманию.
Согласно отечественному ученому А. Г.
Здравомыслову, существует некий ряд уровней конфликтующих сторон внутри
организации:
- Межиндивидуальные конфликты;
- Межгрупповые конфликты;
- Конфликты типа «личность-группа».
Зачастую в качестве причин конфликтов в
организации могут выступать следующие факторы:
- Распределение ресурсов. Обусловлено тем, что необходимость разделения любых ресурсов между участниками практически неизбежно ведет к конфликтам;
- Взаимозависимость задач. Могут возникать конфликты из-за разногласий взаимозависимых отделов организации и снижаться, если данные отделы подчиняются общему вышестоящему лицу.
- Различия в целях. Вероятность увеличения конфликтных ситуаций прямо пропорциональна изменению структуры организации – разделению на независимые специализированные отделы, формулирующие свои цели и задачи.
- Различия в пределах и ценностях. При данном факторе большую роль играет субъективное мнение малых групп или отдельно взятых сотрудников. Характеризуется тем, что для оценки ситуаций используются только субъективные взгляды, опыт, альтернативы, что приводит к столкновению мировоззрений.
- Различия в манере поведения в жизненном опыте. Индивидуальные различия, а также различный жизненный опыт и подходы к решению поставленных задач сотрудников могут привести к непониманию, конфликтам, а также снижению эффективности труда всего коллектива.
- Неудовлетворительные коммуникации. Могут проявляться в двух аспектах: не обладание работниками удовлетворительными коммуникативными качествами, что приводит к конфликтным ситуациям между сотрудниками; отсутствие четко обозначенных требований, задач и функций работников различных отделов, а также предъявление взаимоисключающих требований к работе.
Для того, чтобы определить причины возникшего
конфликта ученые Х. Корнелиус и Ш. Фэйр предложили метод
картографии конфликта. Он заключается в следующих этапах:
- Определение сути конфликта в общих чертах;
- Выявление лиц, вовлеченных в конфликт;
- Определение подлинных потребностей и опасения каждого из главных участников конфликта.
Вопреки
распространенному мнению, конфликты несут в себе не только негативное
воздействие на личность и группу, но также оказывают положительное влияние на
рост продуктивности организации, удовлетворение основных потребностей
работников, оптимизации и гуманизации трудового процесса, выявление сильных и
слабых сторон организации и пр.
Если
рассматривать динамику протекания конфликта в общих чертах, то можно сказать,
что она состоит из двух периодов: латентного и открытого. Латентный период
протекает через следующие этапы:
- Возникновение объективной конфликтной ситуации;
- Осознание ситуации как конфликтной;
- Попытки сторон разрешить конфликтную ситуацию бесконфликтными способами.
Период
открытого конфликта наступает, если:
- Появляется провоцирующий открытое противодействие инцидент;
- Продолжается сбалансированное противодействие;
- Происходит завершение конфликта посредством поиска решений или угасания, или перерастания в другой конфликт.
Задача
по разрешению и устранению конфликта ложится на руководителя организации или
подразделения, или менеджера по управлению персоналом, или
психолога/социолога/конфликтолога организации. При этом целью разрешения
конфликта является не его полное прекращение, а предупреждение его деструктивного
развития и поиск оптимального решения. Специалисты выделяют несколько стилей
разрешения конфликтных ситуаций:
- Избегание. Характеризуется уходом человека от открытого столкновения, обсуждения проблемных вопросов. Проявляется в безучастном поведении.
- Сотрудничество. Одна из самых оптимальных стратегий. Человек, прибегающий к сотрудничеству, старается учесть как собственные интересы, так и интересы оппонента, приводя к конструктивному разрешению конфликта.
- Соперничество. Характеризуется активным противостоянием и борьбой за ресурсы, часто приводит к усугублению конфликтной ситуации.
- Компромисс. Так же, как и при сотрудничестве, учитывается часть интересов всех конфликтующих сторон, однако предполагает отказ от некоторых собственных потребностей и желаний в пользу других.
- Приспособление. Человек старается действовать, ориентирует на потребности и интересы других людей, не стремясь отстаивать свою позицию, чтобы не провоцировать открытую конфронтацию.
Для
наиболее продуктивной работы организации руководящим лицам необходимо
поддерживать благоприятный социально-психологический климат как всего
коллектива в целом, так и малых коллективных групп всех отделов организации.
Чтобы
рассмотреть влияние внутриколлективного психологического климата на возникновение
и динамику конфликтных ситуаций мы провели эмпирическое исследование в одной из
стоматологических клиник, использовав ее как пример успешно функционирующий
организации. Исследование проводилось в стоматологии «СтильДент», в рабочий
коллектив которой входят: генеральный директор, директор, главный врач, старшая
медицинская сестра, медицинские сестры, врачи-специалисты, старший
администратор, администратор, главный бухгалтер, бухгалтер, кассир. В
исследовании социально-психологического климата коллектива стоматологии
«СтильДент», участвовали 15 человек – врачи, медицинские сестры и санитарки. Преобладающая
возрастная группа респондентов в клинике от 20 до 35 лет, преобладает женский
пол. Средний стаж работы в сфере стоматологии 13,7 лет.
Для
этого были использованы следующие методы:
- Аналитический метод (изучение литературных источников);
- Социологический метод (анкетирование персонала);
- Метод наблюдения;
- Метод экспертных оценок.
Методиками,
с помощью которых осуществлялся сбор эмпирических данных, являлись: анализ
темперамента личности по методике Г. Айзенка, анализ стилей поведения в
конфликтных ситуациях по К. Томасу, анализ социально-психологического климата
по методике О.С. Михалюка и А. Ю. Шалыто.
Обработка
собранных эмпирических данных показала, что: 33,3% трудового коллектива –
сангвиники, 26,6% холерики, 20% флегматики, 20% меланхолики. Преобладание
холерического и сангвистического темпераментов в коллективе может привести к
возникновению ярких экспрессивных реакций на появляющиеся противоречия и
повлечь за собой создание конфликтных ситуаций.
Помимо
этого, диагностика стилей поведения в конфликте выявила, что в коллективе
стоматологии «СтильДент» преобладает соперничество – это особый вид
человеческих взаимоотношений, который характеризуется борьбой за что-либо
ценное: власть, престиж, признание, любовь, материальное преуспевание, и т.д.
При
анализе социально-психологического климата выяснилось, что 26,7% респондентов
ответили, что большинство людей в коллективе – хорошие, симпатичные люди, 53,3%
считают, что встречаются разные люди и 20% сотрудников клиники ответили, что
большинство членов коллектива им неприятны. Так же было выявлено, что 66,6%
респондентов не удовлетворены сотрудничеством, а 26,7% удовлетворены рабочим
партнером. При оценке желания проживать недалеко от коллег сотрудники
организации ответили «скорее нет, чем да» в 33, 3% случаев. 26,7% респондентов
ответили категорическим отказом, но все же у 13,3% опрошенных выявилось желание
быть соседями с коллегами. Помимо этого, 60% респондентов не желают проводить
свободное время с членами своего коллектива, 20% не задумывались об этом и 20%
сотрудников готовы проводить свободное время с коллегами. Относительно
стремления сотрудников видеть чаще свой коллектив 26,6% затрудняются ответить
на поставленный вопрос, не хотят лишний раз видеть коллег 40% трудящихся, 20%
твердо уверенны в своем положительном ответе, а 6,7% склонны к совместному
времяпрепровождению. Относительно когнитивного компонента социально-психологического
климата анализ собранных данных показал, что большинство сотрудников считают,
что могут дать полную характеристику личных и деловых качеств членов коллектива
и всего 6,7% не могут этого сделать. А также 66,7% респондентов уверены, что знают, кто и с
кем из членов коллектива, общается по деловым вопросам. 13,3% не знают.
Таким
образом, можно сделать вывод, что социально-психологический климат в коллективе
стоматологии «СтильДент» неблагоприятный, преобладает эмоциональный компонент.
В
связи с этим нами были разработаны рекомендации по управлению конфликтами для
данной организации:
- Проведение оценки социально-психологического климата в организации один раз в год;
- Мотивирование сотрудников посредством материального и не материального стимулирования;
- Проведение профилактических бесед, тренингов и организация работы психолога;
- Делегирование определенных задач (снижение бюрократической нагрузки с медицинских работников);
- Рациональное распределение времени труда и отдыха;
- Совершенствование структуры коллектива (расстановка кадров в зависимости от индивидуально-личностных особенностей сотрудников).
Для
наиболее эффективного решения конфликтов существуют специальные инструменты,
направленные на быстрое выявление типа конфликтной ситуации и определения
направления ее разрешения. Каждый инструмент имеет определенную инструкцию к
пользованию, состоящую из:
- Чек-листа диагностики конфликта;
- Матрицы управления конфликтами.
Использование
данных инструментов приведет к уменьшению времени на разрешение конфликтных
ситуаций, снижение количества ошибок в планировании предупредительных мероприятий
по отношению к сотрудникам и профилактике возникновения аналогичных конфликтов
в дальнейшем.
Список литературы:
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология. Учебник для ВУЗов. -М.: ЮНИТИ, 2018. - 551 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. - 2 изд. - СПб: Питер Пресс, 2018. - 544 с.
- Егидес А.П. Психология конфликта: Учебное пособие. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2019. - 320 с.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта / Здравомыслов А.Г., Под ред. Бахмина В.И., Бергера Я.М, Гениевой Е.Ю, Дилигенского Г.Г., Шадрикова В.Д. - М.: Аспект Пресс, 2019. - 317 с.
- Зиновьев В.Н. Роль психологических аспектов в руководстве коллективом // Менеджмент сегодня. - 2018 - №6. - С. 324-337.
- Морозов А.В. Социальная конфликтология: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / Морозов А.В., Дедов Н.П., Сорокина Е.Г., Суслова Т.Ф., Под ред. А.В. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 336 с.
- Романченко М.А. Проблема управления конфликтами в трудовых коллективах / М.А. Романченко // Молодежь и наука. - 2018.- Вып. №2. – С. 155
- Хасан Б.И. Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры. Учебное пособие. - М.: Открытое общество, 2018. - 133 с.
- Armstrong, M. Handbook of Human Resource Management. - 12-th Edition. - 2017. – 198 р.
- Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the corporatelly unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research, - №70(2),- 2018, - Р. 151-179.
Комментарии: