» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021

Автор: Ласточкин Дмитрий Михайлович, студент
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Контроль и управление работой нефтепровода

Статья просмотрена: 387 раз
Дата публикации: 11.01.2021

УДК 622.692

 

КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ НЕФТЕПРОВОДА

 

Ласточкин Дмитрий Михайлович

студент

Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. Данная статья посвящена описанию принципов работы диспетчерского контроля и управления нефтепроводом. В статье рассматриваются базовые функции и задачи ДКУ нефтепроводом. В статье также приведена актуальность внедрения системы ДКУ.

Ключевые слова: диспетчерский контроль, нефтепровод, нефтеперекачивающая станция, управление.

Целью создания и внедрения системы диспетчерского контроля и управления (ДКУ) является осуществление возможности эффективно и в полной мере обеспечить диспетчерский контроль и автоматизированное управление всеми существующими технологическими объектами, сбор данных об их состоянии и получение всех необходимых отчетных доку-ментов, а также возможность дальнейшего расширения функционала системы при необходимости.

Система ДКУ в своей основе обеспечивает выполнение следующих базовых функций [1-2]:

  • дистанционное управление магистральными и подпорными агрегатами нефтеперекачивающей станции (НПС), задвижками, деблокировкой защит, вспомогательными системами НПС;
  • автоматический сбор телесигналов о состоянии НПС, магистральных и подпорных агрегатов, объектов электроэнергетики, задвижек, вспомогательных систем;
  • автоматическое отображение телесигналов на экране дисплея;
  • автоматический сбор (циклический и по запросу) сигналов измерения давления в нефтепроводе и НПС, токов, напряжений на объектах электроэнергетики, мощности и нагрузок магистральных и подпорных агрегатов с отображением на мнемосхемах;
  • формирование общего журнала оперативных сообщений телеуправления и телесигнализации с указанием даты и времени события;
  • формирование документов оперативных сообщений, сменных и суточных диспетчерских листов (по регламенту или по запросу) для вывода на печать.

В системе ДКУ должны быть реализованы следующие базовые технологические задачи [2-3]:

  1. вычисление обобщенного состояния магистрального и подпорного агрегата;
  2. автоматическое управление линейными задвижками с выдачей команд подготовки цепей управления;
  3. расчет наработки агрегатов и простоя контрольного пункта по суткам, месяцам и кварталам;
  4. расчет давления по трассе нефтепровода исходя из высотных отметок, километража и состояния агрегатов на НПС;
  5. отображение распределения фактического и расчетного давлений по трассе нефтепровода в виде графиков на мнемосхемах линейных частей;
  6. контроль стационарности параметров нефтепровода с настройкой чувствительности по параметрам;
  7. аварийный дисплей для отображения особо тревожных событий с выдачей звуковых сигналов до квитирования их диспетчером;
  8. реализована задача статистической обработки информации с реализацией некоторых функций:
  • анализ состояния электроснабжения на линейной части нефтепровода с выявлением причин его отсутствия;
  • анализ состояния связи и причин ее отсутствия;
  • выявление нештатных режимов работы технологического оборудования за заданный период и/или на текущий момент с возможностью использования единой статистики причин их возникновения;
  • статистика срабатываний общестанционных и агрегатных защит на НПС;
  • статистика включений/отключений агрегатов с выявлением режимов переключений и временных последовательностей сопутствующих сигналов и команд;
  • диагностика штатных режимов работы задвижек на линейной части;
  • статистика вскрытия дверей и колодцев на пункте контроля и управления;
  • статистика срабатываний датчиков прохождения скребка на НПС;
  • сервисная подсистема для графического отображения телеметрических данных.

Внедрения систем ДКУ позволяет автоматизировать сбор, обработку и своевременное предоставление достоверной информации оперативному персоналу. С помощью современного оборудования и применения специализированных технических и программных решений появилась возможность: снизить возможный ущерб, в случае возникновения аварийной ситуации на участках нефтепровода и повысить оперативность принятия решений по управлению ходом процесса перекачки нефти, поскольку события, происходящие на нефтепроводе постоянно перед глазами диспетчера

Список литературы:

  1. Диагностика повреждений и утечек при трубопроводном транспорте многофазных углеводородов; под общей редакцией Ю. Д. Земенкова. – Тюмень: Вектор Бук, 2002. – 432 с.
  2. Техника и технологические процессы при транспорте энергоресурсов: учебное пособие в 2-х томах; под общей редакцией Ю. Д. Земенкова. – Тюмень: Вектор Бук. – 2008. – т. 1. – 380 с.
  3. Эксплуатация магистральных нефтепроводов: учеб. пособие; под общ. ред. Ю. Д. Земенкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тюмень: Вектор Бук, 2003. – 664 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: