» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2021 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (46) 2021
Автор: Исаева Валерия Васильевна, студент
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Взаимосвязь религиозных организаций и социальной работы
Дата публикации: 11.01.2021
УДК 364.4
ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Исаева Валерия Васильевна
студентка
Поволжский
государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация. Оказание социальной помощи и защиты нуждающимся неразрывно
связано с мировоззрением людей, а также ценностным наполнением всех форм
общественной жизни. Именно поэтому религиозные общности рассматриваются как субъект реализации
государственной социальной политики.
Ключевые слова: религиозные организации, социальная работа, мировоззрение,
социальная политика.
В условиях трансформации современного общества множество людей
нуждаются в социальной помощи и защите. Решение этих проблем невозможно без
изменений мировоззрения, смыслового и ценностного наполнения всех форм
общественной жизни, в том числе и социальной работы. Являясь деятельностью,
цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов
и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих
восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию,
социальная работа играет важнейшую роль в современном обществе.
В обширной проблематике религии важнейшее место принадлежит ее
социальной роли, положению в обществе и государстве, ее соотношению с
политикой, моралью, правом, экономикой и другими сферами жизни.
Существуют различные мнения ученых о социальной роли религии в
обществе. Некоторые рассматривают ее как основу стабильности и порядка в жизни
государства. Утверждается, что религия, как и культура, воспитывает
нравственность и духовность человека.
Однако существуют и иные воззрения на религию. В ней видят, прежде
всего, разрушительную, угнетающую силу. Ф.Ницше назвал христианство «одним
сплошным великим проклятием, одной-единственной порчей, одним сплошным
инстинктом мщения, для которого нет средств слишком мелких, тайных, ядовитых,
слишком подпольных, одним-единственным несмываемым пятном на теле человечества»
[1].
В марксистской социологии религии определение социальной роли
религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. К.Маркс, говоря
о социальной роли религии в обществе, писал: «Религия - это вздох угнетенной
твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных
порядков. Религия есть опиум народа» [3]. С точки зрения К.Маркса, религия как
форма иллюзорного сознания является препятствием на пути социального прогресса.
Между тем, нельзя дать какую-либо однозначную оценку социальной
роли религии в истории человечества в целом и в судьбах отдельных народов, в
частности. Исторический опыт показывает, что религия может содействовать
развитию и самосовершенствованию человеческого духа, способна стабилизировать
общественные отношения и нравственно их укрепить. Одновременно религия в
состоянии оказывать и прямо противоположное влияние на человека –
догматизировать мышление и «ослеплять» разум, «сковывать» его волю и действия,
направлять творческую энергию на разрушение и уничтожение.
Религиозные общности
рассматриваются как субъект реализации государственной социальной политики.
Одним из направлений взаимодействия государства и религиозных общностей
является проведение совместных акций: оказание помощи малоимущим гражданам,
оставшимся без попечения родителей детям, в охране памятников истории и
культуры, в духовно-нравственном воспитании и образовании различных категорий
населения. Лидеры конфессий считают долгом религиозных объединений участие в
решении социальных проблем.
Таким образом, религиозные аспекты социального врачевания носят
конкретный характер, определяемый спецификой каждого субъекта, особенностями
его жизненных ситуаций, адекватностью возможностей этого врачевания. Говоря о
специалисте по социальной работе, в каждом конкретном случае он должен осознавать
религиозную специфику личности, систему ценностей, носителем которой является
клиент. Специалисту по социальной работе необходимо владеть основами различных
религиозных культур с целью предотвращения возможных конфликтов,
спровоцированных в процессе социальной работы.
Список литературы:
- Введение в курс философии: Учебное пособие / Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. – Уфа: УГАТУ, 2003. – 512 с.
- Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. – 2-е изд., дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с.
Комментарии: